|
Программа кружка «экологическая азбука»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Разработала:
учитель начальных классов
Подбельская Н.Н.
Пояснительная записка
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжение всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность.
Отличительной чертой данного курса является то, что назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки.
Условия реализации программы
В кружке принимают участие учащиеся 1 класса. Набор в кружок – свободный. Кружок работает первый год.
Занятия проходят один раз в неделю, всего 34 часа в год.
Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
групповые формы работы;
индивидуальные формы работы;
познавательно-развлекательные игры;
-
подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах
Основная цель работы
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Задачи
Образовательные
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Воспитательные
Воспитание ответственного отношения к природе.
Развивающие
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Результативность
Расширение и углубление кругозора учеников в различных областях экологии.
-
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни,
Развитие стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Формирование психологических качеств личности школьника: любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли, самостоятельности.
Требования к учащимся
Посещать кружок систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.
Мониторинг
Тематика кружковых занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают наблюдательность, самостоятельность.
Календарно-тематическое планирование работы кружка «Экологическая азбука» на 2014-2015 учебный год
Руководитель кружка: Подбельская Надежда Николаевна
Цель работы: Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Задачи:
Образовательные
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Воспитательные
Воспитание ответственного отношения к природе.
Развивающие
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Экологическая азбука»
на 2014-2015 учебный год
№/№
|
Тема
|
Количество часов
|
Дата
|
I четверть
|
1.
|
Что такое «экология»?Путешествие в лесную школу.
|
1
|
|
2.
|
Лес – легкие нашей планеты.
|
1
|
|
3.
|
Беседа о лесных пожарах.
|
1
|
|
4.
|
Овощная викторина «Витамины с грядки».
|
1
|
|
5.
|
Экскурсия «Сезонные изменения в природе».
|
1
|
|
6.
|
Перелетные птицы нашего края.
|
1
|
|
7.
|
«Кто живет в лесу?». Животные нашего края.
|
1
|
|
8.
|
Веселые превращения капельки.
|
1
|
|
9.
|
Береги воду! Родники в нашем крае.
|
1
|
|
II четверть
|
10.
|
Конкурс «Мой любимый комнатный цветок». Уход за комнатными растениями.
|
1
|
|
11.
|
Викторина «Лекарственные растения».
|
1
|
|
12.
|
Красная книга Саратовской области. Редкие растения нашего края.
|
1
|
|
13.
|
Зимовье зверей.
|
1
|
|
14.
|
Экологическая акция «Берегите птиц зимой»
|
1
|
|
15.
|
Следы на снегу.
|
1
|
|
16.
|
В мастерской художницы Зимы. Конкурс рисунков.
|
1
|
|
III четверть
|
17.
|
«У костра братьев-месяцев». Смена времен года.
|
1
|
|
18.
|
Конкурс стихов «Человек в гостях у природы»
|
1
|
|
19.
|
Экологический марафон «Юный эколог».
|
1
|
|
20.
|
Практикум «Хлебные крошки».
|
1
|
|
21.
|
Мои любимые книги о природе.
|
1
|
|
22.
|
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
|
1
|
|
23.
|
Братья наши меньшие. Уход за домашними животными.
|
1
|
|
24.
|
Конкурс рисунков на тему «Человек и природа»
|
1
|
|
25.
|
Викторина «Солнце, воздух и вода- наши верные друзья».
|
1
|
|
26.
|
Изготовление природоохранных знаков.
|
1
|
|
IV четверть
|
27.
|
Какое дерево важнее?
|
1
|
|
28.
|
Кто и что засоряет воздух?
|
1
|
|
29.
|
Что мы знаем о бытовых отходах (пластмасса, полиэтилен).
|
1
|
|
30.
|
«Букеты не рвите, дети! Станет беден мир на нашей планете!».
|
1
|
|
31.
|
Викторина «Цветочная поляна». Посадка цветочных семян в почву.
|
1
|
|
32.
|
Как вести себя на природе.
|
1
|
|
33.
|
Скоро лето. Правила сбора грибов и ягод.
|
1
|
|
34.
|
Утренник «Сохраним природу Саратовского края».
|
1
|
|
|
|
|