|
Белогорск 2011 Проектная папка «Кубигород»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №95
Белогорск 2011
Проектная папка «Кубигород».
Автор разработчик: Востокова Надежда Николаевна, учитель – логопед, Iквалификационная категория.
Тема: «Кубигород»
Образовательная область: развитие речи.
Вид проекта: комплексный.
Цель: совершенствование всех компонентов речевой системы, психических процессов у дошкольников с нарушением речи посредствам игрового пособия «Кубигород».
Задачи: 1. формировать навыки артикуляционного уклада, направленности воздушной струи, мелкой моторики, звукобуквенного анализа, чтения;
2. развивать фонематический слух, лексико-грамматические категории, связную речь;
3. развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, эмоции.
Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст.
Основные формы реализации проекта: занятия (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), логочас, логопедический досуг, логоритмика.
Продукт проектной деятельности: кубы: «Артикуляционная гимнастика», «Ветерок», «Определи на ощупь», «Предлоги», «Звукознайка», «Звуковая дорожка», «Читайка», «Звуковой».
Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА «Кубигород».
В настоящее время дошкольники с недостатками в речевом развитии составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что нарушение речевой деятельности, каково бы оно ни было по степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими (Р.Е.Левина, С.С.Ляпидевский, С.И.Маевская, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева), психолингвистическими (В.К.Воробьева, В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.) исследованиями.
В связи с этим для устранения общего недоразвития речи у дошкольников необходим комплексный подход, одним из граней которого разработка и систематизация практического материала посредствам «Кубигорода», которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Коррекционно-логопедическая работа будет идти успешно, если соблюдать некоторые условия:
1. Подбирать материал для «Кубигорода» в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, и степенью тяжести речевого дефекта.
2. Систематически его использовать для развития речи на всех этапах коррекционного процесса.
3. Организовывать совместную деятельность учителя-логопеда и воспитателя в системе коррекционно-развивающих занятий с применением «Кубигорода».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Участниками и исполнителями проекта «Кубигород» являются учитель – логопед.
В рамках проекта предусмотрено: изготовление многофункциональных и вариативных кубиков.
куб «артикуляционная гимнастика»
Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата;
Оборудование: куб, предметные и сюжетные картинки.
Описание куба. На гранях куба изображения: солнышко, бабочка, уточка, лягушка, слоненок, лошадка. На месте головы слоненка приклеено зеркало.
Возможно использование сказки и стихотворного материала.
Упражнение «Солнышко»:
язычок выглянул из окошечка, увидел ласковое солнышко и решил погреться и позагорать — широкий язык положить на нижний ряд зубов.
Упражнение «Бабочка»: язычок увидел бабочку, которая летала над цветком вверх-вниз, вверх-вниз — острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
куб «ветерок»
Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи. Описание куба. На гранях куба аппликацией изображены тучка, грибок, веточка, цветочек, футбольные ворота, забор. Подвижные силуэты из легких губчатых, тканевых материалов закреплены на леске. Для удобства они крепятся к соответствующей грани липучкой.
Ребенок выбирает грань. Требуется с помощью воздушной струи подвижные силуэты расположить согласно инструкции: мяч загнать в ворота, шарик поднять в небо к тучке, петушка посадить на забор, птичку — на веточку, бабочку — на цветок.
куб «определи на ощупь»
Цель: развитие тактильного восприятия, умения определять на ощупь фактуру, соотносить ее с предметом и называть его.
Описание куба. На каждой грани куба наклеены предметы из разных по фактуре материалов (фольга, наждачная бумага, мех, мешковина, ситец, буклированная ткань).
Задание — соответственно цели применения пособия: *закрепление знания основных цветов и их оттенков;
*обучение соотнесению предметов и объектов по цвету,
форме, величине.
Задание 1: подобрать предмет такого же цвета, как и выпавшая фигура на грани куба.
Задание 2: подобрать и назвать предметы, похожие на геометрическую фигуру на грани куба.
Задание 3: подобрать фигуру большего (меньшего) размера, чем на выпавшей грани куба.
Задание 4: выбрать геометрическую фигуру на кубе и из таких же фигур составить узор.
Задание 5: в соответствии с количеством углов у геометрической фигуры (на грани куба), придумать столько же слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий.
Примечание: если выпадет грань с фигурой, не имеющей углов, задание придумывает водящий.
КУБ «предлоги»
Цель: обучение умению правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Описание куба. На гранях куба изображены схемы предлогов
Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать!
Ребенок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет ее. Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с этим «маленьким словечком» — предлогом. Педагог может задать тему, например: предложение про осень, в котором будет «маленькое словечко» на.
куб «сосчитай-ка»
Цели: развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза;
воспитание выдержки, коммуникативных способностей,
умения подчиняться общим правилам игры; формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания определенное количество раз (в соответствии с числом кружков на грани).
Описание куба. На шести гранях куба изображены круги в количестве
от 1 до 6.
Ход игры. Ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание столько раз, сколько кружков на грани, обращенной к нему.
Задание 1: произнести автоматизированный звук, слог со звуком.
Задание 2: назвать гласные либо согласные звуки.
Задание 3: придумать слова с заданным звуком.
Задание 4: придумать слово с заданным количеством звуков либо слогов.
Задание 5: подобрать признак, действие к предмету, объекту, названному педагогом или изображенному на картинке.
Задание 6: составить предложение из заданного количества слов.
куб «звуковая дорожка»
Цель: автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры речи.
Описание куба. На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.
Ход игры. Дети находят грань с заданным изображением, произносят автоматизированный звук на одном выдохе, проводя пальцем, указкой, карандашом по звуковой дорожке, подбирают картинку с заданным звуком и называют изображение.
Варианты заданий:
«Крутые горы» — произнести звук [р];
«Змейка» — произнести звук [ш];
«Улитка» — произнести звуки [с], [з], [ш], [ж], [р];
«Чайник кипит» — произнести звук [с];
«Лабиринт» — произнести звук [р];
«Полянка» — произнести звуки [ц], [ч], [ж].
куб «Звуковой»
Цели: формирование умения давать характеристику звукам
речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки; развитие фонематического слуха, возможности выделять
звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук;
определять позицию звука в слове.
Описание куба. На гранях куба изображены символы звуков:
красный кружок — гласный звук; синий кружок с колокольчиком — согласный твердый, звонкий; синий кружок с зачеркнутым колокольчиком или без колокольчика — согласный твердый, глухой; зеленый кружок с колокольчиком — согласный мягкий, звонкий; зеленый кружок с зачеркнутым колокольчиком или без колокольчика — согласный мягкий, глухой.
Задание 1: назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.
Задание 2: назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.
Задание 3: придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4: найти и принести из группы предметы (выбрать картинки в лото), в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5: показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук (определенный ребенком начальный, конечный звук в слове).
куб «читай-ка»
Цели: знакомство детей с графическим изображением букв; формирование первоначального навыка чтения открытых слогов, умения составлять слова из данных слогов и подбирать слова, начинающиеся на данный слог.
Описание куба. На одной грани куба представлено изображение изучаемой буквы. На остальных гранях — слоги с этой буквой. (М — ма-мо-му-ме-мы)
Задание 1: определить, на что похожа буква, изображенная на выпавшей грани куба (педагог читает стихи об этой букве); выложить букву из палочек, нитей, проволоки, пуговиц, прорисовать ее в воздухе.
Задание 2: прочитать слог на выпавшей грани куба, затем, придумать слова с данным слогом. (В помощь детям могут быть предложены предметные картинки.)
Задание 3: из набора кубиков составить слова из разных слогов.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА
Этапы
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
Первичное обследование состояния речи, психических процессов.
|
сентябрь 2011 г.
|
учитель-логопед
|
2.
|
Изучение методической литературы
|
Октябрь 2011г.
|
учитель-логопед
|
Подбор материала (дидактические игры, картинный, предметный материал)
|
Октябрь 2011г.
|
учитель-логопед
|
Изготовление «Кубигорода» (кубы: «Артикуляционная гимнастика», «Ветерок», «Определи на ощупь», «Предлоги», «Звукознайка», «Звуковая дорожка», «Читайка», «Звуковой»).
|
Октябрь-ноябрь 2011г.
|
учитель-логопед
|
Применение на занятиях (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), логочас, логопедический досуг, логоритмика.
|
Ноябрь 2011г.-май 2012г.
|
учитель-логопед
|
3.
|
Вторичное обследование речи и психических процессов.
|
Май 2012г.
|
учитель-логопед
|
4.
|
Анализ исследовательско-творческой работы по развитию речи и психических процессов с использованием «Кубигорода»
|
Май 2012г.
|
учитель-логопед
|
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Кубигород».
Название организации: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №95.
Адрес: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 14.
Руководитель проекта: Востокова Н.Н.
Проект «Кубигород» предусматривает создание условий для результативности работы всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Сроки:1 учебный год
Продолжительность – 1 учебный год
Начало проекта – сентябрь 2011 года
Окончание проекта – май 2012 года
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Кубигород».
Название организации: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №95.
Адрес: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 14.
Руководитель проекта: Востокова Н.Н. – учитель – логопед.
РЕЗЮМЕ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА:
Инициативная группа находится по адресу: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 14.
Инициативная группа:
Востокова Надежда Николаевна – образование высшее, педагогическое, в 2006 году окончила Благовещенский государственный педагогический университет, в настоящее время – учитель – логопед на логопункте.
РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
«Кубигород»
Реализация задач проходила через все виды детской деятельности, а работа была организована с учётом приоритетных направлений деятельности МДОАУ детский сад №95 г. Белогорска. По каждому речевому направлению определено конкретное содержание разделов работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей логопедической группы.
Для оценки эффективности реализации проекта разработаны критерии сформированности речевых умений понимания, запоминания и владения жанрами фольклора, учитывая сформированность мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Диагностика детей, с которыми проводилась работа, показала, что у них появился интерес к истокам народной культуры, устного народного творчества. Этот интерес проявился не только в беседах и интервью, но и в детских рассказах, рисунках, от детей он передавался родителям. У детей отмечено уважительное отношение к книгам, поэтам, культуре нашей страны.
|
|
|