Главная страница

Профориентационная работа сегодня (из опыта работы в гбоу сош с. Утевка). Ф. И. О


Скачать 81.41 Kb.
Название Профориентационная работа сегодня (из опыта работы в гбоу сош с. Утевка). Ф. И. О
Дата 11.03.2016
Размер 81.41 Kb.
Тип Документы

Профориентационная работа сегодня (из опыта работы в ГБОУ СОШ с. Утевка).

Ф.И.О. Сураева Светлана Имрановна.

Должность: учитель химии высшей категории; ответственная за профориентационную работу в школе.

Полное наименование школы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, например, депрессии, т.е. нарушение состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не­обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизи­ческих характеристиках профессий.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

1) сформировать положительное отношение к труду; 2) научить разбираться в содержании профессиональной дея­тельности; 3) научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; 4) научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возмож­ностей своей личности.

Основными направлениями профориентационной работе в шко­ле являются:

1) Профессиональная информация. 2) Профессиональное воспитание.

3) Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирова­ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно­сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали­чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекоменда­ций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе при­носит пользу только тогда, когда к профориентационной работе при­влечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1)  Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс­никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2)  Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)  Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4)  Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5)   Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Все эти принципы реализуются в Утёвской школе.

Направления работы: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогами.

Профориентационная работа с учащимися 1-11 классов включает: классные часы, экскурсии, профориентационные игры, фестивали профессий, конкурсы, презентации о профессиях родителей, диспуты, ролевые игры, вечера, встречи с представителями разных профессий, круглые столы, тренинги, анкетирование, встречи с представителями учебных заведений. С 2011 года в Утевской школе проводится Неделя труда и профориентации «7 шагов к профессии» проекта «Открытый урок», в которой участвуют школьники 2-11 классов, родители, представители предприятий Нефтегорского района.

Работа с родителями - проведение родительских собраний, конференций, лектории для родителей, индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; круглые столы, беседы родителей и учащихся по вопросам профориентации; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

Работа с педагогами заключается в оказании методической помощи учителям в подборке материалов, диагностических карт.

Предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования.

В ГБОУ СОШ с. Утевка для учащихся 9-х классов с 2005 года проводится предпрофильная подготовка. Задачами предпрофильной подготовки являются: 1) организация пробы сил посредством специальных краткосрочных курсов по выбору; 2) информирование об условиях и особенностях профилизации; 3) реализация профессионально-образовательных потребностей учащихся. Учащиеся 9-х классов из избыточного количества курсов (25) выбирают 4, которые прослушивают в течение учебного года.

С 2006 года для учащихся 10 и 11 классов в Утевской школе реализуется профильное обучение. Старшая профильная школа выступает как технология социализации учащихся, нацеленная на овладение учащимися группой социально значимых компетентностей, обеспечение пробы социально-профессиональных ролей. С 2009 года учащиеся 10-11 профильных классов обучаются по индивидуальным учебным планам (школа находилась на эксперименте по профильному обучению (2009-2011гг.), который предполагает в полной мере реализовать различные образовательные потребности обучающихся и их семей). С января 2012 года профильное обучение вошло в штатный режим.

Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам позволяет в полной мере удовлетворить все запросы учащихся для продолжения дальнейшего обучения по выбранному профилю (таблица №1).
Таблица 1. Информация о поступлении выпускников 11 профильных классов за последние 3 года




Годы

2010

2011

2012

Количество выпускников школы

51

46

39

Количество выпускников, обучающихся в профильных классах;

(%)

50 (98 %)

(1 ученик на индивидуальном обучении)

46 (100 %)

39 (100%)

Кол-во (%)

выпускников, поступивших в

ВУЗы

23 (46%)

30 (65,2 %)

28 (71,8 %)

По профилю

19 (82,6%)

28 (93,3 %)

28 (100 %)

Не по профилю

4 (17,4 %)

2 (6,7 %)

-

ССУЗы

25 (50 %)

10 (21,7 %)

11(28,2 %)

По профилю

18 (72 %)

7 (70 %)

11 (100 %)

Не по профилю

7 (28%)

3 (30 %)

-

Кол-во (%) выпускников, не продолжавших обучение:

Трудоустройство

-

4 (8,7 %)

-

Российская армия

2 (4 %)

2 (4, 3 %)

-

За последние 3 года наблюдается:1) повышение процента поступления учащихся в высшие учебные заведения; 2) положительная динамика поступления выпускников школы в учебные заведения по своему профилю (в 2012 году составляет 100 %).

В 2010 , 2011, 2012 годах для учащихся 11 профильных классов проводилось анкетирование «Готовность к выбору профессии» (таблица №2).

Таблица №2. Анкетирование учащихся 11 классов «Готовность к выбору профессии»


По школе:

Год

2010

2011

2012

% учащихся, показавших уровень «неготовность»

0 %

0 %

0 %

% учащихся, показавших уровень «низкая готовность»

25,5 %

15,2 %

7,7 %

% учащихся, показавших уровень «средняя готовность»

72,5 %

76,1 %

87,2 %

% учащихся, показавших уровень «высокая готовность»

2 %

8,7 %

5,1 %

Наблюдается положительная динамика готовности к выбору профессии учащихся 11 классов.

В школе работает кабинет профориентации, в котором проходят различные профориентационные мероприятия. Дважды, в 2010 и 2012 годах, кабинет профориентации становился призером (II место) в окружном Смотре-конкурсе кабинетов профориентации. Для учащихся 10-11 профильных классов проводится консультирование в рамках педагогического сопровождения профильного обучения; для учащихся 9-х классов проводится психолого-педагогическое консультирование в рамках предпрпофильного обучения.

Тесное сотрудничество с различными учреждениями Самарской области является залогом поступления учащихся Утёвской школы в СамГУ, СамГТУ, СамГЭУ, СамГАСУ, СамГСХА, СамГАУ, СамГМУ, медицинские колледжи, Самарский профессиональный лицей № 10, Самарский колледж связи и др.

Профориентационная поддержка старшеклассников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет увеличить количество выпускников, продолжающих свою профильную самореализацию.