Главная страница

Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся 10 классов организм и среда


Скачать 68.1 Kb.
Название Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся 10 классов организм и среда
О.Н.Пономарева
Дата 25.02.2016
Размер 68.1 Kb.
Тип Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МО г .Нягань «СОШ №2

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

ОРГАНИЗМ И СРЕДА

Автор: О.Н.Пономарева, Н.М. Чернова
Исполнитель: Л.В. Газизова

НЯГАНЬ 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках перехода школы на систему профильной подготовки учащихся ,актуальным становится разработка элективных курсов.

Введение данного курса позволяет расширить и углубить знания о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания

Содержание курса неразрывно связано с глобальными экологическими проблемами, многие из которых имеют региональный аспект.

Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала проблема. ухудшением качества окружающей среды, обусловленной индустриализацией и урбанизацией, негативными последствиями научно -технического прогресса, постоянным возрастанием демографической «нагрузки» на природу, нарушением естественного экологического баланса – внутреннего механизма саморегуляции биосферы.

Курс «Организм и среда» заключается в комплексном подходе к раскрытию сущности экологических проблем, способствует формированию экологических знаний о закономерностях взаимоотношений природы и общества, структуре экосистем и условиях жизнедеятельности, о влиянии экологических факторов, способствующих сохранению и восстановлению ее компонентов.

Ведущей идеей курса являются вопросы о принципах рационального природопользования, действии экологических факторов на живой организм, роли круговорота веществ и энергии в биосфере, прогнозирования и моделирования связей общества с природными системами.
Цель курса» помочь учащимся в формировании экологического мировоззрения, экологической культуры.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с закономерностями действия экологических факторов

- показать большое практическое значение изучения экологии в условиях современного экологического кризиса.

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и прогрессируют как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.

- проводить наблюдения и элементарные исследования состояния компонентов природной среды

- принимать участие в практической деятельности по восстановлению

элементарных экосистем своей местности.

Элективный курс «Организм и среда» способствует получению знаний о разнообразии, экосистем, их сохранению и процветанию

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



темы

Название темы

Общее

кол-во часов



Ведение

1ч.



Взаимоотношения организма и среды

10ч.



Сообщества и популяции

11ч.



Экосистемы

12ч.



Содержание программы
Тема 1.Введение

Значение экологических знаний в современных условиях. Истоки экологии. Определение экологии. Взаимосвязи с другими науками.
Требование к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:
- давать определение предмета экологии;

- называть основоположников экологической науки;

- объяснять в чем заключаются основы устойчивости жизни на всех уровнях ее организации.
Тема 2 Взаимоотношения организмов и среды.
Законы взаимоотношений организмов в популяциях, биоценозах, экосистемах. Проявление жизни на организменном уровне. Связь организма с окружающей средой через вещество энергию. Влияние условий среды на обмен веществ
Распределение занятий по теме 2.
1.Потенциальные возможности размножения организмов

2. Общие законы зависимости организмов от факторов среды

3. Симбиотические взаимоотношения

4. Антибиотические взаимоотношения

5. Комплексное воздействие факторов на организм

6. Основные пути приспособления организмов к среде

7. Основные среды жизни

8. Пути воздействия организмов на среду обитания

9. Приспособительные формы организмов

10. Приспособительные ритмы жизни
Требование к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:
-определять экологические факторы;

-оценивать роль конкретных факторов в жизни организмов, закон оптимума, ограничивающий фактор;

-называть средообразующую деятельность организмов.

Тема 3. Сообщества и популяции.

Биоценотический уровень организации жизни, виды пищевых отношений, разделение ресурсов, влияние пищевых связей на состав и структуру сообществ. Изменение сообщества в ходе сукцессий.
Распределение занятий по теме 3
1.Законы и следствия пищевых отношений

2. Популяции

3. Демографическая структура популяций

4. Рост численности и плотность популяций

5. Регуляция численности

6. Биоценоз и его свойства

7. Смена биоценозов

8. Экологические ниши

9. Агроценозы

10. Виды удобрений

11. Математическое моделирование в экологии
Требование к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры водных и наземных сообществ разного масштаба;

- объяснять причины экологических сукцессий;

- называть сходство и отличия естественных и искусственных экосистем;

- анализировать роль живого вещества в биосфере.
Тема 4. Экосистемы.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах, продуктивность экосистем. Основные экологические проблемы современности, пути решения экологических проблем, сохранение природных сообшеств.
Распределение занятий по теме 4


  1. Законы организации экосистем

  2. Биологическая продуктивность экосистем

  3. Саморазвитие экосистем

  4. Устойчивость экосистем

  5. Экологические пирамиды

  6. Биосфера

  7. Циклы веществ в биосфере

  8. Функции биомассы в круговороте

  9. Экология как научная основа природопользования

  10. Современное состояние и охрана растений

  11. Современное состояние и охрана животных

  12. Законы об охране окружающей среды


Требование к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять глобальные биогенные круговороты;

- перечислять заслуги В.И.Вернадского в развитии учения о биосфере;

- анализировать историю взаимоотношений человека и биосферы;

- прогнозировать изменения экологической ситуации, в региональном и глобальном масштабе, в зависимости от деятельности человека;

- знать основные принципы и правила охраны природы.

Литература



  1. Небел Б. Наука об окружающей среде – М. Мир, 1993г.




  1. Риклефс Р. Основы общей экологии. – М. Мир, 1979г.



  1. Фарб П. Популярная экология – М. Мир 2000г.



  1. Чернова Н.М. Былова А.М. – М. Просвещение 2008г.



  1. Федорова А.И. Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды, Учебное пособие Воронеж гос.ун-т,1997г.



  1. Пономарева О.Н, ,Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии» - М. Дрофа 2001г.