Главная страница

Проблемы развития ранней одаренности


Скачать 53.24 Kb.
Название Проблемы развития ранней одаренности
Дата 13.03.2016
Размер 53.24 Kb.
Тип Документы

Проблемы развития ранней одаренности.

Несмотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей и забота о них – на современном этапе развития нашего общества – актуальнейшая задач.

Понятие одаренности часто путают с понятием способности, но мы должны понимать, что это близкие по смыслу слова и в тоже время абсолютно разные: Способный ребенок – это ребенок, который выделяется высоким уровнем развития в творческих видах деятельности; Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и педагоги, когда обнаружится необычность ребенка. Как правило, такие дети лишены поддержки со стороны окружающих.

Проблемы, стоящие перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к детскому саду, школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Так же это может быть вызвано тем, что педагоги не уделяют должного внимания ребенку, ссылаясь на то, что « он и так все знает» или « я и так знаю, что он это понимает», в конце концов, ребенок разочаровывается в школе и чаще всего начинает реализовываться в другой сфере.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. В связи с этим одаренные дети часто становятся «одиночками», такие дети часто начинают комплексовать из-за того, что они не такие, как все.

  3. Конформность. Конформи́зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность». Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. На этой почве у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, родителями и педагогами.

  4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, им было бы достаточно просто сделать это в кругу ровесников, но одаренным детям это зачастую бывает не интересно.

  5. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  6. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, воспитателей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.


На пути выстраивания собственной работы нашего детского сада с одаренными детьми мы столкнулись с рядом проблем. Первая проблема была с выявлением одаренных детей. И здесь нам помогло, прежде всего, наблюдение за воспитанниками детского сада. Помимо этого шла работа по изучению отечественного опыта выявления одаренных детей.

В ходе этого у нас сложилась своя система диагностики детской одаренности, которая проводится всеми участниками образовательного процесса в несколько этапов:

  1. Этап предварительного поиска.

На данном этапе нужно собрать дополнительную информацию о ребенке: от родителей, воспитателей группы и самих детей. Это позволяет создать первое представление об уровне развития дошкольников.

  1. Этап оценочно-коррекционный.

Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации.

  1. Этап самостоятельной оценки.

Детям предлагается посещать занятия кружка добровольно и желание ребенка продолжать эти занятия – один из важных индикаторов одаренности.

  1. Этап заключительного отбора.

Из полученных данных (родители-педагоги-дети), мы систематизируем информацию.

Вторая проблема была связана с выбором средств поддержки детской одаренности. Мы остановились на изобразительной деятельности.

Третья проблема касалась отбора конкретного содержания в работе с одаренными детьми, которое должно иметь ряд отличий от содержания образования большинства сверстников.

Содержание обучения одаренных детей мы реализуем в двух направлениях:

- плановые мероприятия по рисованию, лепке, аппликации;

- организация кружковой работы « Наш вернисаж» и « Страна Вообразилия»

Технологии, используемые педагогами в работе кружков, самые разнообразные. Проводятся своеобразные творческие отчеты, как отчет выполненной работы с показом достижений детей за временной промежуток (спектакли, экскурсии, комплексные занятия, выставки детского творчества и др).

Помимо этого участвуют в городских, межрегиональных и всероссийских конкурсах.
Для формирования полноценной личности одаренного ребенка необходимо создание условий и пространства для развития, которое должны поддерживать и детский сад и семья. Необходимо учитывать важные факторы развития детской одаренности:

- разработка учебной программы, в зависимости от уровня их одаренности;

- разработка учебного плана;

- формы организации образовательной деятельности (исследовательские группы, тренинги, творческие мастерские, кружки, факультативы);

- объем учебного материала и темп обучения;

- нестандартное использование непосредственно образовательной деятельность, помещения, опору на опыт и интересы ребенка, акцентирование внимания детей на наблюдениях и экспериментировании, активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь взрослого в решении его проблем.

Поддержка детской одаренности - трудная и широкомасштабная задача: тут необходимо и соответствующее воспитание, и просвещение родителей, и подготовка педагогов. Таланту нужна постоянная забота всего общества, ведь самое страшное для его выявления и развития – равнодушие.

Давайте будем терпеливы и бережны к проявлениям детской одаренности.