|
Природа средство вдохновения и творчества ребёнка «Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей»
Консультация для воспитателей
Природа - средство вдохновения и творчества ребёнка
« Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей». И. Левитан
.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность.
Сколько удивительного преподносит нам природа? Она похожа на нас, людей. У неё бывает разное настроение: весёлое - когда солнышко, грустное- когда дождь, бывает – она сердится, тогда дуют ветры, воют вьюги, гремит гром. Природа так же, как и мы, носит разные одежды: летом - в ярких цветочных ситцах, а зимой - в белой пушистой шубке. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка.
Вот наступила осень... В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их. Старайтесь давать детям возможность пофантазировать, что можно сделать из этого листика. Подсушенный лист, кленовый или какой нравиться, покройте гуашью и прижмите к бумаге. Получится оттиск. Очень похожий на дерево. Фантазируйте! На переднем плане - деревья покрупнее, на дальнем - поменьше. Осталось кисточкой набросать ветки, опавшие листья, грибы, грибы. Осенний пейзаж готов!
Печатать можно не только осенью, летом, но и зимой. Возьмите еловую веточку и сделайте оттиск. Напишите внизу: «С новым годом!» - открытка готовка. Цвет краски может и не соответствовать цвету растения, а быть серебряным или золотым. И печать цветы необязательно на белой, можно и на цветной бумаге. Только не забудьте: нужны один-два цветка, травинка, листик, маленькая еловая веточка. А остальные пусть себе растут на здоровье в лесу или в парке.
Свою работу старайтесь построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращайте внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети могут самостоятельно изображать дома. Смешайте на палитре белую гуашь с красной, жёлтой, синей, зелёной, фиолетовой… Нарисуйте разноцветные снежинки на цветной бумаге. И вы увидите, что они получаются не разноцветными, а белыми! Пусть с лёгким, почти незаметным оттенком.
Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы. В отличие от холодного, зимнего колорита, весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой необходимо обращать внимание детей. Весной деревья наливаются соком и приобретают малиновый, сиреневый или болотный оттенок. У каждого дерева свой оттенок. Ведите смелее кисточкой верх. Что получается? Ствол, сначала толстый, потом всё тоньше. Главное, чтобы все ветки «росли» вверх, тянулись к солнышку. Для весенней зелени смешайте на палитре зелёную краску с жёлтой. Работайте смелее!
Рисование красками чередуйте с рисованием цветными мелками и другими художественными материалами. Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Экспериментирование с различными материалами (красками, фломастерами, цветными мелками, тушью) даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно - выразительные средства в рисунке. Заточите старую кисть - её обратный конец, обмакните в тушь и у вас вырастет дерево с помощью туши и деревянной палочки.
Чтобы у детей не потерялся интерес к рисованию, демонстрируйте новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии (рисование пальчиками, ладошкой, углём, на сырой бумаге, на сырой ткани, ниткографию). Приготовьте краски, возьмите кисточку и нарисуйте стрекозу с плотно сложенными крылышками. Перегните лист пополам, прижмите рукой. Разверните. Что получилось? Стрекоза расправила крылья и собирается взлететь.
Положительно оценивайте инициативу ребёнка, независимо от полученного им результата. И не забывайте, что ребёнок ждёт от вас похвалы. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, получится в следующий раз!
Источники:
1.Интернет-ресурсы
2. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года», С-Пб, «Детство-пресс»,
|
|
|