Главная страница

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов


Скачать 24.14 Kb.
Название Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов
Дата 13.03.2016
Размер 24.14 Kb.
Тип Документы

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ

ЗВУКОВ Л Л'


«Качели».

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков(альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем до мягкого нёба.

При выполнении всех упр-й следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
2.«Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.

3. «Чашечка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.


4.«Пощёлкать кончиком языка»

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.
5. «Индюк»

Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Чьи зубы чище»

Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким. Губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7.«Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут

назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижны.