Главная страница

Презентация; Приёмы триз. Лексическая тема: «Транспорт» Логопедические цели: а неречевые: развитие зрительного внимания и слухового восприятия


Скачать 60.4 Kb.
Название Презентация; Приёмы триз. Лексическая тема: «Транспорт» Логопедические цели: а неречевые: развитие зрительного внимания и слухового восприятия
Дата 23.03.2016
Размер 60.4 Kb.
Тип Презентация

Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Используемые образовательные технологии:

  • Презентация;

  • Приёмы ТРИЗ.

Лексическая тема:

«Транспорт »

Логопедические цели:

а) неречевые:

-развитие зрительного внимания и слухового восприятия;

-развивать общую и мелкую моторику;

б) речевые:

- расширение и закрепление представлений о транспорте;

-активизация словаря по теме «Транспорт»;

-формирование навыка фонематического анализа и синтеза;

- развитие зрительно-пространственных представлений,

-развитие грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных);

-развитие координации речи с движением,

-развитие связной речи.

Педагогические цели:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,;

- развивать умение слушать логопеда и друг друга;

-воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Оснащение: Наборное полотно, сюжетные картины с изображением видов транспорта (воздушный, наземный, подземный, водный), предметные картинки с видами транспорта, картина « В какую сторону едут машины».

Методика проведения НОД:

  1. Вводная часть.

Игра «Найди место».

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором с помощью «липучек» будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее вдоль моря. На столе логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта, на « липучках».

Лог.: Выберите по одной карточке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт? (слайд 2)

1-й реб.: Самолёт летит высоко в небе.

2-й реб.: Корабль плывёт по морю.

3-й реб.: Поезд несётся по рельсам.

4-й реб.: Легковая машина едет по шоссе.

Лог.: Хорошо. Вы правильно поместили картинки и составили красивые предложения. А теперь я добавлю ещё несколько картинок. Что это?

Логопед прикрепляет картинки на игровом поле, дети называют их.

Д.: Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, автобус.

Лог.: Обратите внимание, какой это разный транспорт. Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Другие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Найдите и перечислите пассажирский транспорт.

Д.: Самолёт, корабль, поезд, автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая машина.

Лог.: Теперь перечислите грузовой транспорт.

Д.: Грузовик, самосвал, фургон.

Лог.: Правильно. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд, и самолёт, и корабль.

  1. Осн. часть Развитие зрительного внимания и слухового восприятия.

Упражнение « Что лишнее?»

Лог.: Я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какое из них лишнее.

Лог.: Самолёт, вертолёт, поезд, космический корабль. (слайд 4) Что лишнее? Объясни свой ответ.

Д.: Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолёт, вертолёт и космический корабль летают.

Лог.: Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? (слайд 4)

Д.: Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка катер и теплоход плавают по реке и по морю.

Лог.: Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее? (слайд 5)

Д.: Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус - пассажирский.

Лог.: Верно. Вы дали очень хорошие объяснения.

  1. Игра «В какую сторону едут машины?» Развитие зрительно – пространственной ориентировки.

На наборном полотне перед детьми находится картина. На ней нарисованы разные машины, которые едут в разные стороны. Дети нужно определить, в какую сторону едут машины и составить правильно предложения.(слайд 6)

Грузовик с брёвнами едет в правую сторону, а такси – в левую.

Скорая помощь едет в правую сторону, а подъёмник – в левую сторону.

Легковая машина едет в правую сторону, а фургон – в левую сторону.

Машина с досками едет в правую сторону, а грузовик – в левую сторону.

  1. Двигательная пауза. Развитие координации речи с движением.

На улице нашей Дети двигаются из одного конца

Машины, машины. группы в другой, держа в руках

Манины малютки, воображаемый руль.

Машины большие.

Спешат грузовые, Делают разворот, двигаются в

Фырчат легковые. противоположную сторону.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход. Когда все « машины проехали», один

Я – примерный пешеход: из детей – пешеход - переходит

Торопиться не люблю, улицу и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

  1. Словообразование. Многозначные слова.

У детей на столе лежат по две картинки. Одна из двух – часть – какого – либо транспорта. Другая – часть тела человека, животного, птицы.(слайды 7, 8, 9)

Лог.: Объясните разницу в значении этих слов. Необходимо правильно составить предложение и назвать картинки.

1-й реб.: На картинках нарисованы: хвост самолёта и хвост лисы или лисий хвост.

2-й реб.: На картинках нарисованы: хвост корабля и нос человека или человеческий нос.

3-й реб.: У меня на картинке нарисовано крыло самолёта и крыло птицы или птичье крыло.

Лог.: Молодцы!

  1. Упражнение «Подбери по цвету» Развитие зрительного внимания и связной речи.

На столе лежат кляксы разного цвета и картинки с транспортом, тоже разного цвета.

Лог.: Дети, посмотрите внимательно на картинки и возьмите кляксу такого цвета, какого цвета у вас транспорт. (слайд 16, 17)

Лог.: Маша, какую кляксу ты взяла?

1-й реб.: У меня красная машина, я взяла красную кляксу. И т.д.

Лог.: Молодцы! Вы справились с заданием.

  1. Игра «Собери слово»

Логопед предлагает детям рассмотреть буквы и назвать их. Затем он задаёт задание на нахождение буквы в пространстве. (справа-слева)

Лог.: Назовите букву, которая находится справа то буквы М (слева от С). Затем логопед называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.

Например:

5, 8, 1, 4, 2, 8 машина (слайд 18)

9, 3, 10, 6, 8 – лодка (слайд 19)

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то логопед пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.

Ш

Н

О

И

М

К

С

А

Л

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Заключение.

Лог.: Молодцы! Вы так много знаете о транспорте, справились со сложными заданиями. Вы меня очень порадовали. И я приготовила для вас рисунки, только все их части перемешались. Будьте внимательны, там есть и лишние кусочки. Давайте соберем и назовём, что у вас получилось. (Приём триз «дробление-объединение») Назовите, к какому виду транспорта они относятся? Д.: У меня получился самолёт, поезд, лодка, машина…(Воздушный, наземный, водный…)

Лог.: Замечательно. Я рада, что у вас всё получилось, а эти рисунки вы можете взять домой и раскрасить.