Главная страница

Практикум для педагогов «Охрана прав и достоинств маленького ребенка»


Скачать 143.84 Kb.
Название Практикум для педагогов «Охрана прав и достоинств маленького ребенка»
Дата 12.03.2016
Размер 143.84 Kb.
Тип Практикум



Муниципальное автономном дошкольное образовательное учреждения

Центр развития ребенка детский сад №7


Семинар - практикум




для педагогов



«Охрана прав и достоинств маленького ребенка»


Педагог-психолог:

Леошкина О.Н.

г.Курганинск

2014-2015уч.г.



Цель: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в работе с родителями по профилактике жестокого обращения с ребенком.

Задачи: 1. Ознакомить педагогов с юридическими документами гарантирующими право ребенка на

защиту от жестокого обращения.

2. Ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

3. Определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Предварительная подготовка:


  1. Оформление наглядно – информационных стендов «Права ребенка», «Уголок правовой грамотности»;

  2. Создание презентации на тему «Охрана прав и достоинства маленького ребенка»

  3. Выставка детских рисунков на тему «Наши права»;

  4. Оформление альбомов в группах на тему «Я и моя семья»;

  5. Памятки для педагогов по данной теме;

  6. Материалы: сундучок, сердечко, свидетельство о рождении, паспорт, домик, конверт, букварь, таблетки, игрушечный утенок и утка.



План семинара – практикума:




Теоретическая часть




  1. Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка.»


Цель: обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права

ребенка.

  1. Мини-лекция: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.

  1. Мини-лекция: «Право на защиту и помощь.»

Цель: определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
Практическая часть.


  1. Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепление полученных знаний педагогов.


«Дети – будущее каждого народа, каждого государства.

И от того, как мы о них позаботимся, зависит

завтрашний день всего общества»




1.Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка.»

Цель: обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования.

К ним относятся:

ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;

ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового

развития ребенка;

ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от

посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,

умственного, духовного, нравственного 'и социального развития;

ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении

несовершеннолетних;

ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на

"уважение их человеческого достоинства";

ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за

допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или

воспитанника"

Семейный кодекс РФ:

ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры

по защите ребенка;

ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру защиты детей от жестокого

обращения с ними в семье;

ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

2.Мини-лекция: « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.
«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители, воспитатели и т.д.

Основная причина жестокого обращения с детьми :

- внутренняя агрессивность ;

– эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров;

- недоступность чего-то желанного.

«Дети группы риска»

- дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

- дети раннего возраста;

- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

- дети из семей с деспотичным, авторитарным, стилем воспитания;

- дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

- дети, родителей употребляющих алкоголь, наркотики, страдающих депрессией.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Признаки физического насилия:
- удары по лицу, затрещины, удушения;
- избивание ремнем, веревкой;
- нанесение увечий разными предметами.
Последствия физического насилия:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
-болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерна уступчивость;
- жестокость по отношению к животным;
- внешне копирует поведение взрослых;
- пассивная реакция на боль;
- негативизм, агрессивность, лживость, воровство;



  1. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Признаки сексуального насилия:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, боязнь раздеваться;

- головная боль, боли в области желудка и сердца.

Последствия сексуального насилия:

-трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

-задержка психического развития, низкая самооценка;

-жестокость по отношению к игрушкам, животным, младшим детям.


  1. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика;

- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

- замечания в оскорбительной форме;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.


  1. Пренебрежение нуждами ребенкаотсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

Признаки пренебрежения:
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру
- нечистоплотность, несвежий запах;
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические - - инфекционные заболевания;
- отсутствие надлежащих прививок;
Последствия пренебрежения:
- задержка речевого и психического развития;
- нарушение навыков общения с окружающими;
- жестокость к животным;
- избыточная потребность во внимании;
- агрессивность;
- замкнутость;
- апатичность.
  1. Мини-лекция: «Право на защиту и помощь»


Цель: определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.

Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) – по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.

Установлено, что 58% педагогов не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка.

Кроме того, значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется.

Т.о., ребенка в д/с можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.

В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.

Работа д/с по разъяснению прав и обязанностей родителей должна включать в себя три взаимосвязанных направления:

  1. Проведение работы по ознакомлению воспитателей ДОУ с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.

  2. Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.

  3. Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.


Работа по формированию правового сознания у родителей должна проводиться во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно – информационных стендов, консультации психолога, дискуссионные клубы, привлечение родителей к проведению различных мероприятий (праздников, соревнований, конкурсов, выставок)

К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в д/с друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива д/с состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном, а также защита детей от жестокого обращения в семье.

Практическая часть

4.Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепление полученных знаний.

Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет. За каждый быстрый и правильный ответ – фишка!

Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Картинка медведицы с медвежонком

- О чём напоминает эта картинка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Таблетки

- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)

Паспорт

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство).
Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

А закончить этот семинар мы хотим очень хорошим стихотворением А.Вознесенского:
В жизни можно по–разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ: «ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ»

Физическое насилие

Внешний вид ребенка и характер травм:

• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

• Задержка физического развития (отставание в весе и росте);

• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)

Психическое состояние и поведение ребенка…

В возрасте 1, 5 – 3 года:

• Боязнь взрослых;

• Редкие проявления радости, плаксивость;

• Реакция испуга на плач других детей;

• Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;

В возрасте 3 – 6 лет:

• Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

• Пассивная реакция на боль;

• Болезненное отношение к замечаниям, критике;

• Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• Негативизм, агрессивность, лживость, воровство, склонность к поджогам;

• Жестокое обращение к животным.

Поведение родителей или попечителей:

• Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

• Несвоевременное обращение за медицинской помощью;

• Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

• Обвинение в травмах самого ребенка;

• Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

• Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящиеся к здоровью ребенка;

• Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)

Психическое насилие

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

• Задержка физического и умственного развития;

• Нервный тик;

•Энурез;

• Печальный вид;

• Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология) .

Поведение ребенка:

• Беспокойство или тревожность;

• Нарушение сна;

• Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• Агрессивность;

• Склонность к уединению;

• Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

• Угрозы или попытки самоубийства;

• Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• Плохая успеваемость;

• Нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

• Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

• Постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

• Негативная характеристика ребенка;

• Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

• Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

• Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка:

• Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

• Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

• Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

• Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

• Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

• Мастурбация;

• Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

• Многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

• Повторные случайные травмы или отравления;

• Постоянный голод и (или) жажда;

• Кража пищи;

• Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

• Требование ласки и внимания;

• Подавленное настроение, апатия;

• Агрессивность и импульсивность;

• Деликатное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

• Неумение общаться с людьми, дружить;

• Неразборчивое дружелюбие;

• Регрессивное поведение;

• Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

• Низкая самооценка.

Советы воспитателям


  1. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимум запретов. Но при этом все, что хорошо, получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

  2. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте – это дело бесполезное.

  3. Замечательно, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

  4. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60. жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

  5. Самая большая хитрость в воспитании – отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все как в искусстве: мысль будить через чувство.

  6. Древние китайцы считали: «Если ты недоволен собой – совершенствуй себя, а если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других».

  7. Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям: «хитренько» перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните «мужичка – с – ноготок», на седьмом году серьезно заявлявшего: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.