|
Практикум для педагогов «Охрана прав и достоинств маленького ребенка»
-
Муниципальное автономном дошкольное образовательное учреждения
Центр развития ребенка детский сад №7
Семинар - практикум
для педагогов
«Охрана прав и достоинств маленького ребенка»
Педагог-психолог:
Леошкина О.Н.
г.Курганинск
2014-2015уч.г.
|
Цель: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в работе с родителями по профилактике жестокого обращения с ребенком.
Задачи: 1. Ознакомить педагогов с юридическими документами гарантирующими право ребенка на
защиту от жестокого обращения.
2. Ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.
3. Определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
Предварительная подготовка:
Оформление наглядно – информационных стендов «Права ребенка», «Уголок правовой грамотности»;
Создание презентации на тему «Охрана прав и достоинства маленького ребенка»
Выставка детских рисунков на тему «Наши права»;
Оформление альбомов в группах на тему «Я и моя семья»;
Памятки для педагогов по данной теме;
Материалы: сундучок, сердечко, свидетельство о рождении, паспорт, домик, конверт, букварь, таблетки, игрушечный утенок и утка.
План семинара – практикума:
Теоретическая часть
-
Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка.»
Цель: обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права
ребенка.
Мини-лекция: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Цель: ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.
Мини-лекция: «Право на защиту и помощь.»
Цель: определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
Практическая часть.
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: закрепление полученных знаний педагогов.
«Дети – будущее каждого народа, каждого государства.
И от того, как мы о них позаботимся, зависит
завтрашний день всего общества»
1.Мини-лекция: «Международные документы и документы Российской Федерации о защите прав и достоинства ребенка.»
Цель: обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования.
К ним относятся:
ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;
ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка;
ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от
посягательств на его честь и репутацию;
ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного 'и социального развития;
ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;
ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении
несовершеннолетних;
ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:
ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на
"уважение их человеческого достоинства";
ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за
допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или
воспитанника"
Семейный кодекс РФ:
ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры
по защите ребенка;
ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру защиты детей от жестокого
обращения с ними в семье;
ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
2.Мини-лекция: « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Цель: ознакомить педагогов с понятием и видами жестокого обращения с ребенком в семье.
«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.
Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители, воспитатели и т.д.
Основная причина жестокого обращения с детьми :
- внутренняя агрессивность ;
– эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров;
- недоступность чего-то желанного.
«Дети группы риска»
- дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
- дети раннего возраста;
- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
- дети из семей с деспотичным, авторитарным, стилем воспитания;
- дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
- дети, родителей употребляющих алкоголь, наркотики, страдающих депрессией.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Признаки физического насилия: - удары по лицу, затрещины, удушения;
- избивание ремнем, веревкой;
- нанесение увечий разными предметами.
Последствия физического насилия:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
-болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерна уступчивость;
- жестокость по отношению к животным;
- внешне копирует поведение взрослых;
- пассивная реакция на боль;
- негативизм, агрессивность, лживость, воровство;
Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Признаки сексуального насилия:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- замкнутость, изоляция, уход в себя;
- депрессивность, грустное настроение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, боязнь раздеваться;
- головная боль, боли в области желудка и сердца.
Последствия сексуального насилия:
-трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
-задержка психического развития, низкая самооценка;
-жестокость по отношению к игрушкам, животным, младшим детям.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика;
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- замечания в оскорбительной форме;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
-
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
Признаки пренебрежения:
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру
- нечистоплотность, несвежий запах;
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические - - инфекционные заболевания;
- отсутствие надлежащих прививок;
Последствия пренебрежения:
- задержка речевого и психического развития;
- нарушение навыков общения с окружающими;
- жестокость к животным;
- избыточная потребность во внимании;
- агрессивность;
- замкнутость;
- апатичность.
-
Мини-лекция: «Право на защиту и помощь»
Цель: определить действия педагога в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.
Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) – по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что 58% педагогов не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется.
Т.о., ребенка в д/с можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.
В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.
Работа д/с по разъяснению прав и обязанностей родителей должна включать в себя три взаимосвязанных направления:
Проведение работы по ознакомлению воспитателей ДОУ с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.
Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.
Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Работа по формированию правового сознания у родителей должна проводиться во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно – информационных стендов, консультации психолога, дискуссионные клубы, привлечение родителей к проведению различных мероприятий (праздников, соревнований, конкурсов, выставок)
К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в д/с друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива д/с состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном, а также защита детей от жестокого обращения в семье.
Практическая часть
4.Игра «Волшебный сундучок»
Цель: закрепление полученных знаний.
Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет. За каждый быстрый и правильный ответ – фишка!
Свидетельство о рождении
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
Домик
- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
Конверт
- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь
- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)
Картинка медведицы с медвежонком
- О чём напоминает эта картинка? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)
Таблетки
- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)
Паспорт
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство).
Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.
А закончить этот семинар мы хотим очень хорошим стихотворением А.Вознесенского:
В жизни можно по–разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ: «ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ»
Физическое насилие
Внешний вид ребенка и характер травм:
• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
• Задержка физического развития (отставание в весе и росте);
• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)
Психическое состояние и поведение ребенка…
В возрасте 1, 5 – 3 года:
• Боязнь взрослых;
• Редкие проявления радости, плаксивость;
• Реакция испуга на плач других детей;
• Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
В возрасте 3 – 6 лет:
• Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
• Пассивная реакция на боль;
• Болезненное отношение к замечаниям, критике;
• Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
• Негативизм, агрессивность, лживость, воровство, склонность к поджогам;
• Жестокое обращение к животным.
Поведение родителей или попечителей:
• Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
• Несвоевременное обращение за медицинской помощью;
• Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
• Обвинение в травмах самого ребенка;
• Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
• Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
• Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящиеся к здоровью ребенка;
• Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)
Психическое насилие
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
• Задержка физического и умственного развития;
• Нервный тик;
•Энурез;
• Печальный вид;
• Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология) .
Поведение ребенка:
• Беспокойство или тревожность;
• Нарушение сна;
• Длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• Агрессивность;
• Склонность к уединению;
• Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
• Угрозы или попытки самоубийства;
• Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
• Плохая успеваемость;
• Нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
• Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
• Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
• Постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
• Негативная характеристика ребенка;
• Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
• Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
• Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка:
• Утомленный, сонный вид, опухшие веки;
• Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
• Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
• Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
• Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
• Мастурбация;
• Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
• Многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
• Повторные случайные травмы или отравления;
• Постоянный голод и (или) жажда;
• Кража пищи;
• Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
• Требование ласки и внимания;
• Подавленное настроение, апатия;
• Агрессивность и импульсивность;
• Деликатное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
• Неумение общаться с людьми, дружить;
• Неразборчивое дружелюбие;
• Регрессивное поведение;
• Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
• Низкая самооценка.
Советы воспитателям
Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимум запретов. Но при этом все, что хорошо, получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.
Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте – это дело бесполезное.
Замечательно, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.
Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60. жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.
Самая большая хитрость в воспитании – отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все как в искусстве: мысль будить через чувство.
Древние китайцы считали: «Если ты недоволен собой – совершенствуй себя, а если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других».
Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям: «хитренько» перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните «мужичка – с – ноготок», на седьмом году серьезно заявлявшего: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.
|
|
|