«Развитие творческих способностей обучающихся через использование нестандартных форм обучения на уроках литературы»
Пояснительная записка
«Развитие творческих способностей обучающихся через использование нестандартных форм обучения на уроках литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыслительной деятельности.
Актуальность.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Цель моей деятельности – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Задачи: используя традиционные и нетрадиционные формы и методы
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках литературы.
Одна из важнейших задач - совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.
2. Не менее важная задача – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Но наблюдения показывают, что зачастую даже учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным; их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.
3. Третья важная задача - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение и сочинение в 9 классе, сочинение в ЕГЭ.
Но практика показывает, что учащиеся вместо кропотливой, вдумчивой работы над собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны учащимися самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интереса ученика к данной работе.
Теоретическое обоснование
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.
О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.
«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка», - писал В.А.Сухомлинский
Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».
Теоретическая основа работы- труды Исаака Яковлевича Лернера.
Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю посредством проведения нетрадиционных (нестандартных) уроков и заданий.
Понятие «нетрадиционные» формы обучения включает в себя такие организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимися. Раскрепощают школьников. Помогают им проявить свои способности. Это такие формы обучения как уроки-игры, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-путешествия, интегрированные уроки и т.д.
Количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения, но, бесспорно, нетрадиционные уроки являются одним из видов уроков, они – требование времени, и отказаться от них невозможно. И современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).
Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.
При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.
Что же дают нетрадиционные формы урока? Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.
В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.
Типы уроков
|
Виды уроков
|
Принцип создания
|
Урок изучения нового материала
|
Концерт,
Спектакль,
Путешествие,
Турнир,
Конференция,
Видеоурок
|
Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.
|
Повторительно-обобщающий урок
Проблемный урок
|
Интервью,
Суд,
Дискуссия,
Исторический портрет,
|
Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц
|
Контрольный урок
|
КВН,
Аукцион,
Викторина,
Конкурс знатоков,
Олимпиада
|
Игровые способы проверки знаний и умений.
|
Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.
На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.
В практике своей работы я активно использую:
Позиционные уроки:
Урок -дебаты
Урок-диспут
Исследовательские уроки:
Урок-практикум
Урок-творческая мастерская
Имитационные уроки:
Урок-суд
Урок-литературная гостиная
Аналитические уроки:
Урок- чтение с остановками
Урок-монтаж.
Позиционные уроки. Их содержание предусматривает наличие противоположных точек зрения на одну проблему персонажей-антиподов, двойников или двух групп (лагерей) персонажей. Результативно использовать эти формы уроков, если произведение изначально задумано автором как полемический ответ на другое произведение писателя-современника, или самой
своей публикацией вызвало в современной критике различные интерпретации. Данная разновидность уроков рассчитана не только на более глубокое, качественное усвоение материала литературного произведения, но и на развитие у учащихся умения четко формулировать и позицию литературного персонажа и / или автора, и свою позицию, логически, аргументированно
выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на художественный текст.
К позиционным урокам относят: уроки - дебаты, уроки-брифинги. В любом случае, в основе таких уроков — проблемная ситуация, конфликт.
Примерная тема для урока-дебатов: Ф. М.Достоевский более «тяжелый», «мрачный», «неясный», «ненужный», «реакционный», чем «трудный», «современный», «вечный». (10 класс)
Урок-диспут
Примерная тема для урока-диспута: Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне». (11 класс)
Урок-дискуссия
В отличие от урока — дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.
Примерная тема для урока-дискуссии: Гений и злодейство — две вещи несовместимые? (по трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сольери»). (9 класс)
Предполагаемый вариант нетрадиционного урока специфичен и преследует цель закрепления пройденной темы. Может, по желанию учителя, использоваться как самостоятельный урок или как фрагмент урока на этапе закрепления материала целого раздела.
Исследовательские уроки
Эти уроки предлагают обязательную поисковую работу, к тому же воспроизводят саму форму исследовательской работы или на предварительной стадии (сбор материала), или в форме презентации итогов проведенного исследования (выступления на конференции, симпозиуме и т. д.).
Урок-практикум
Методическая форма творческого практикума предусматривает преобладание на уроке самостоятельной работы учащихся. В основе такого урока – привычная формулировка проблемной ситуации, разрешить которую возможно только при условии применения необходимых специальных навыков филологического анализа текста.
Примерная тема для урока-практикума: Мистификация автора в «Повестях Белкина». А.С. Пушкин: автор или издатель.
Урок – творческая мастерская
Инновационная технология творческих мастерских базируется на идеях французской группы «Новое образование», которые получили свое развитие в российской методике в 1990-е гг. в совместном проекте «Развитие демократии через образование» (центр – Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства). Методика проведения мастерских стимулирует сотворчество учителя и учащихся, дарит радость нового открытия мира и своих возможностей, создание условие для ощущения свободы в познании и творчестве. Выделяются следующие разновидности мастерских: творческого письма, построение знаний, построение отношений, ценностных ориентаций, самопознанию, проектные и др. Непременным условием мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, учащиеся получают возможность пережить определенный творческий прорыв, открытие.
Являясь рефлексивной технологией, мастерская развивает способность к аналитической, креативной и поисково-исследовательской деятельности, а также повышает роль самоконтроля и самоанализа.
Примерная тема для урока – творческая мастерская: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе (6 класс).
Урок-проектирование
Метод проектов понимается как совокупность учебно-познавательных приемов, при помощи которых решают ту или иную проблему. В основе этого метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы.
Урок-проектирование способствует обновлению литературного образования. Также способствует формированию новых видов общеучебных умений и навыков, связанных с овладением исследовательскими, поисковыми, проблемными методами, творческими по свое сути.
Метод проектов может быть реализован как коллективной, групповой, так и индивидуальной формой.
Примерная тема для урока-проектирования: Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (9 класс).
Урок-моделирование
Одним из эффективных методов анализа в 5 классе является моделирование художественного мира произведения, а при изучении нескольких произведений одного автора — художественного мира писателя.
Первоначально учащимся предлагается с помощью красок, использовать цветовую символику и художественные особенности произведения, отобразить увиденный ими в тексте мир. Затем моделирование предполагает схематическое изображение мира произведения с использованием символов. Самым сложным оказывается выделение отличительных черт художественного мира писателя и отражения их в целостной модели. Такой метод позволяет увидеть особенности мира художественной литературы и ее связь с реальным миром.
Примерная тема для урока-моделирования: Почему нельзя жить с «охлажденным» сердцем? (По рассказу К.Г.Паустовского «Теплый хлеб») (5 класс).
Имитационные уроки
Такие уроки демонстрируют тесное взаимодействие литературы и театра как видов искусства. Имитация либо роли или вида человеческой деятельности, поведения заключает неоценимую воспитательную функцию, и в конечном счете способствует социализации будущего гражданина.
Урок-суд
Ролевая игра в форме судебного процесса как разновидность имитационной игры может применяется при изучении литературного материала, требующего нравственного, этического и эстетического суда над негативными, с точки зрения общечеловеческой морали, явлениями жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками. Подобные уроки несут, прежде всего, огромную воспитательную функцию: в игровой манере они вовлекают подростков в ситуацию, приближенную к жизненной и требующую от каждого серьезного нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
В основе ролевой игры – стереотипная процедура ведения судебного заседания.
Ролевая игра должна завершаться рефлексией, анализирующей ход ролевой игры и ее результаты.
Примерная тема для урока – суда: Победитель или проигравший. (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») (10 класс).
Урок - литературный ринг
Это игра – соревнования, не требующая вхождения в роль, которая применяется на уроке для проверки и актуализации знаний, а также на этапе обобщающего повторения. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса знатоков или в виде телевизионных шоу-игр проходит в формате литературного ринга между командами или индивидуальными игроками.
Примерная тема для урока – литературного ринга: Викторина по русской литературе классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма «Умники и умницы». (9 класс).
Заседание PR-агентства
Урок в этом формате соответствует современному мышлению учащихся, однако рекомендуется использовать эту технологию в подготовленной к подобной форме учащейся аудитории. При этом постараться сохранить романтическую атмосферу художественного текста.
Примерная тема для заседания PR-агентства: А.Грин «Алые паруса» (7 класс).
Урок – литературная гостиная
Эта форма урока настолько популярна, что стала терять свое изначальное собственно литературное содержание. Такая форма урока, прежде всего, предусматривает атмосферу праздника, в которой не только подается информация, сколько разыгрывается ситуация эпохи, духовного состояния поэта.
Проведение литературой гостиной требует от учителя целенаправленного видения, четкого определения целей и задач мероприятия.
Главная цель подобных уроков – через эпоху, окружение художника понять самоценность его творческой личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведения.
Примерная тема для урока – литературная гостиная: Жизнь и творчество Марины Цветаевой. (11 класс)
Урок – устный журнал
Проведение урока в форме устного журнала применятся на практике чаще всего. Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. В процессе подготовки «журнала» должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, выстраивать гипотезы, быть критиками других учеников или преподавателей. К уроку готовятся экспресс — доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.
Аналитические уроки
Эту разновидность представляют уроки, основанные на формировании умений и навыков работы с художественным текстом. Аналитические примы, в свою очередь, способствуют приобретению умения систематизации материала, развитию креативного мышления на основе работы со словом и в целом с художественным текстом.
Урок - аналитическая беседа
Урок в форме аналитической беседы предусматривает использование технологии индивидуальных опережающих знаний. Главной образовательной задачей такого урока является самостоятельный поиск – «добывание» — учащимися знаний.
Собственно глубокое постижение произведения это и есть умение читать, понимая роль каждой детали в образном воплощении эстетической концепции.
Урок аналитического чтения
Это урок постижения художественного мира поэта. Методика медленного аналитического чтения позволяет сформировать аргументированную читательскую позицию, возможность глубже проникнуть в художественный мир произведения, от накопленных впечатлений перейти к осмыслению их.
Урок-чтение с остановками
Это урок аналитического чтения в более младших классах или на более простом материале, однако дающем возможность поразмышлять над словом или художественным смыслом произведения. Прием ИНСЕРТа (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
V
|
+
|
(-)
|
?
|
уже знал
|
новое
|
думал иначе или не знал
|
не понял, есть вопросы
|
Урок-монтаж
Понятие «монтаж» применительно к уроку литературы можно использовать в двух значениях: композиционный принцип организации всего урока и композиционный прием, с помощью которого соединяются фрагменты урока. Это позволяет рассматривать монтаж не как механическую «склейку» составных частей, а как такое расположение шагов урока, которая определяется его типом и формой, которая отражает интригу.
Именно монтажный эффект позволяет сделать ученика активным участником процесса постижения искусства слова.
Примерная тема для урока-монтажа: Жизнь и творчество А.А.Фета (9 класс).
Возможны и другие формы уроков, требующие собственных сюжетных решений, такие как уроки — сопоставления, в основе которых сравнение художественных миров писателей; уроки-отражения, предполагающие знакомство с тем, как отразилась личность и творчество в произведениях других писателей, художников, музыкантов; уроки-театрализации.
Я бы хотела поделиться своим практическим опытом и показать разработки некоторых нетрадиционных уроков. В качестве примера я взяла урок-творческая мастерская в 6 классе «Край ты мой, родимый край» (стихотворения о родной природе) и урок-монтаж в 9 классе «Жизнь и творчество А.А. Фета (Шеншина)
На своих уроках я использую и нетрадиционные задания, которые помогают оживить урок.
После некоторого периода работы я выявила степень эффективности применения нетрадиционных уроков.
Критериями развития творческих способностей являются: чувство новизны, направленность на творчество, критичность. Была проведена диагностика, разработанная доктором пед. наук. Е.Н. Степановым: по следующим критериям:
Чувство новизны: после проведения данного опроса и анализа результатов было выявлено, что у 52%-56% обучающихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 48% - 44% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 30%-26% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития.
Направленность на творчество: как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 64% - 66% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 25% - 17 % низкие результаты, и у 11% - 17% выше среднего.
Критичность: интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%-55%, оказалась выше средней, Это может объясняться стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 27% -26% - средний уровень развития показателей и у 19% - низкий.
Критерии
|
Процентное соотношение уровней показателей в 6 классе (2013-2014гг)
|
Критерии
|
Процентное соотношение уровней показателей в 7 классе (2014- 2015 гг)
|
Чувство новизны
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
Чувство новизны
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
30 %
|
52 %
|
18 %
|
26 %
|
56 %
|
18 %
|
Направленность на творчество
|
32 %
|
58 %
|
10 %
|
Направленность на творчество
|
16 %
|
66 %
|
18 %
|
Критичность
|
32,00%
|
20,00%
|
48,00%
|
Критичность
|
19 %
|
26 %
|
55 %
|
Критерии
|
Процентное соотношение уровней показателей в 8 классе (2013-2014гг)
|
Критерии
|
Процентное соотношение уровней показателей в 9 классе (2014- 2015 гг)
|
Чувство новизны
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
Чувство новизны
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
30 %
|
52 %
|
18 %
|
20%
|
55 %
|
25 %
|
Направленность на творчество
|
50 %
|
20%
|
30%
|
Направленность на творчество
|
22 %
|
33 %
|
55 %
|
Критичность
|
20,00%
|
27 %
|
53,00%
|
Критичность
|
22,00%
|
20,00%
|
58,00%
|
Кроме того, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней: «Ярмарка Истоки», «Основы православной культуры», «День славянской письменности», «Конкурсы чтецов» и др.
Ещё один мощный стимул развития креативности у ребят – участие в сетевых проектах: «Вахта памяти», «Алые паруса» и др. Это возможность проявить себя, посмотреть и оценить работы сверстников.
Традиционным для ребят стало участие в олимпиадах по русскому языку и литературе.
На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы;
Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер;
Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Урок является основной формой организации обучения в школе. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Свобода, творчество, развитие – понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.
Нетрадиционные уроки развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развиваются гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления, формируют у учащихся понимание представленной информации, помогают закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.
Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку выполнили задания части С и довольно успешно с ними справились.
Так как мне удалось решить поставленные в начале работы задачи и достигнуть намеченной цели, я планирую продолжать работу в этом направлении и делиться своим опытом с учителями-словеснивами, т. е. выступать с докладами по данной теме на заседаниях ШМО, РМО учителей русского языка и литературы, а также участвовать в педагогических интернет-сообществах ( материалы данного опыта размещены на сайте: http://new.pedsovet.org )
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3.— М.: Педагогика, 1983.
4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т.— Т. 1.— М., 1988.
9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.
Интернет-ресурсы
http://www.bestreferat.ru
http://shelgimn.ucoz.ru/
school8gornya.edusite.ru
|