Главная страница

Пояснительная записка Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием


Скачать 93.44 Kb.
Название Пояснительная записка Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием
Дата 21.02.2016
Размер 93.44 Kb.
Тип Пояснительная записка



Искусство родного края.

5класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка
Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

-формирование ценностных ориентаций;

-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения, богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Характеристика учебного курса

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы.

Цели курса:

Основная цель курса «Искусство родного края» в средней школе заключается в формировании у школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы с. Борисоглебки, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

  1. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;

  2. развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;

  3. воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;

  4. на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир своего села.

«Искусство родного края» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Курс призван активизировать знания учащихся о родном селе, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

Личностные результаты:

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;

в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметные результаты:

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание программы
Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).

Природа края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые , их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва, защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края.

Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).

Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта . Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Убинского района.

История в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на селе. Устная история родного края.

Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

Население Убинского района в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта. Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни.

Произведения представителей литературы. Знакомство с произведениями убинских художников. Промыслы и ремесла.
Таблица тематического распределения количества часов



Береги землю родимую, как мать любимую


Земля отцов – моя земля

Жизнь дана на добрые дела
















11часов


15

8

Знать/понимать:

  • природные богатства родного края и их использование человеком;

  • административную карту

  • символику края;

  • органы местного самоуправления;

  • даты важнейших событий в истории края, города.

  • народы, населяющие Убинку, особенности их быта и культуры;

  • достопримечательности родного края;

  • наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Убинского района;

  • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;

  • важнейшие экологические проблемы края;

  • фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей ;

Уметь:

  • находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;

  • определять последовательность основных событий ;

  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории ;

  • исполнять гимн

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • правильного поведения во время исполнения гимна

  • выполнения изученных правил безопасного поведения;

  • исполнения знакомых народных песен;

  • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.







Информационно-коммуникативные средства




1

Мультимедийные средства обучения

1




Экранно-звуковые пособия




1

Аудиозаписи музыки.

1




Технические средства обучения




1

CD/DVD -проигрыватели

1

2

Аудиомагнитофон

1

3

Компьютер с программным обеспечением

1

4

Интерактивная доска

1

5

Мультимедийный проектор

1

6

Фотокамера цифровая.

1




Модели и натуральный фонд




1

Школьный музей

1