|
Педагогической деятельности учителя истории и обществознания
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя истории и обществознания
МБОУ Екатериновской сош
Хачатурян Натальи Михайловны.
В самоанализе я попыталась расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедший 2011-2012 учебный год.
В данном образовательном учреждении я работаю с 1990 г., по предмету – с 2001 г.
Образование: РГПУ, исторический факультет; квалификация: учитель истории и социально – политических дисциплин.
Основная педагогическая нагрузка:
2009-2010 учебный год - 21 час в неделю;
2010-2011 учебный год-21 час в неделю;
2011-2012 учебный год-21 час в неделю
Проблема, над которой работает учитель (с 2007 г.):
«Организация ученического исследования в процессе урочной и внеурочной деятельности по истории».
Условия возникновения проблемы:
Ø необходимость дифференциации системы обучения истории в условиях концентрической системы;
Ø требование качественного обновления технологии обучения истории на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в связи с планируемым переходом на профильное обучение.
Актуальность и перспективность проблемы: обновление содержания исторического образования, повышение качества образования нацелено на приобщение учащихся к исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний; организация ученического исследования способствует развитию личности учащегося, созданию субъективных отношений между учителем и учеником в образовательном процессе.
Мотивирование поставленных задач:
Ø используя диагностические и дидактические материалы, повысить общий интеллектуальный уровень учащихся;
Ø сформировать устойчивую положительную мотивацию на уроках истории;
Ø активизировать познавательный интерес;
Ø сочетать урочную и внеурочную формы в организации исследовательской деятельности учащихся;
Ø соблюдение основных принципов организации исследовательской деятельности учащихся: осмысленности, доступности, наглядности, естественности, культуросообразности, самодеятельности.
Характеристика работы. Определение задач по предмету.
Моё педагогическое кредо - «Личность формируется только в процессе
деятельности» (А. Н. Леонтьев). Под этим я понимаю такое планирование и
организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Главной целью своей деятельностия ставлю не то, чему надо учить школьников, а то, чему их нужно научить. Свою деятельность ориентирую на формирование ЗУН, которые будут востребованы на едином государственном экзамене и в жизни. А в качестве результата учебно-воспитательного процесса - формирование способности к самообучению, достижению личностной ориентации, успешной социализации в обществе, активной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда.
Особенности моей педагогической деятельности:
-перенесение акцента с преподавания на учение;
-приоритет самостоятельной работы и проблемно - поисковых методов;
В своей профессиональной деятельности руководствуюсь такими идеями, как гуманизация и демократизация педагогических отношений, саморазвитие, дифференциация и сотрудничество. Использую элементы технологий учителей - новаторов: Г.К. Селевко (саморазвивающее обучение); В.И. Маху (проблемное обучение); А.А.Окунев (система эффективных уроков) и др.
Осуществляя отбор материала, использую теоретико–методологические подходы (цивилизационный, культурологический), которые содержат соответствующий воспитательный, эвристический и ценностно- мировоззренческий потенциал.
Конструируя УВП, я осуществляю следующие действия:
-
- анализирую содержание учебного материала и провожу его отбор к уроку с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- формулирую цели и задачи урока;
- определяю соответствующий цели результат учебного процесса;
- намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приёмов обучения и стимулирования деятельности учащихся;
- отбираю дидактические средства обучения;
- выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;
- рассматриваю возможность разноуровнего формирования ЗУН учащихся;
- планирую собственную деятельность по организации и управлению УВП;
- определяю разноуровневую деятельность учащихся по усвоению ЗУН.
Поставленные цели и задачи реализую за счёт:
-повышения эффективности урока;
- интенсификация урока;
- совершенствование деятельности учителя в УВП;
-
- формирование и развитие мотивов учения;
- внедрение принципов развивающего и разноуровнего обучения.
Применяю различные организационные формы: фронтальные, групповые (парные), индивидуальные.
Из средств обучения использую наглядные пособия: карты, картины, атласы, таблицы, диаграммы, компьютер.
Провожу уроки в форме школьной лекции, эвристической беседы, лабораторного занятия, семинара, использую НФО: игровые технологии, учебные дискуссии, соревнования, круглые столы и др.
Мотивацию провожу с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей, ориентирую школьников на способ добывания знаний, а не только на сами знания. Способы мотивации: убеждение, познавательные игры, создание ситуаций занимательности, нравственных переживаний, актуальности, оперативный контроль и др. Формирую познавательные мотивы, а это может осуществляться, если в основе этого процесса лежит активизация учебной деятельности школьников. Работая над познавательными мотивами, веду учеников к самоконтролю и самооценке через свои задания и вопросы.
Мои ученики умеют: сравнивать, анализировать, обобщать, раскрывать причинно - следственные связи, делать выводы.
Большое значение придаю закреплению учебного материала. Это позволяет выяснить, достигли ли мы цели урока, а также диагностировать, предупреждать, корректировать возможные «пробелы», неточности и облегчает домашнее задание, стимулирует познавательную деятельность.
Осуществляю текущий, тематический и итоговый контроль: работа с разноуровневым раздаточным материалом, компьютерный урок, работа с документами, картой. Проверка «по горячим следам», «отсроченная проверка», «сюрпризная проверка», семинары.
Провожу письменный контроль: самостоятельные работы, исторические диктанты, написание творческих сочинений, рефератов, составление планов, таблиц, схем.
Современный урок позволяет использовать новейшие информационные технологии. Применение компьютера несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания таких как, принципы наглядности, деятельности, усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможности учителя в постановке учебных задач, повышает эффективность усвоения нового учебного материала, способствует организации самостоятельной работы учащихся. Также я использую компьютер в качестве интеллектуального помощника при подготовке урока. Компьютер предлагает мне варианты решений основных задач, которыми предстоит заниматься на уроке. Это позволяет построить оптимальную стратегию проведения системы уроков и каждого урока вплоть до разработки плана предстоящего урока.
Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
Компьютерные варианты тестов позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний.
Но я придерживаюсь мнения многих моих коллег о том, что никакие новшества не заменят вдохновенного Слова. Общение и диалог – это составляющие хорошего современного урока. Слово обеспечит понимание ценности созидательной силы, мысли и деятельности, даст ребенку представление о природе творчества, о возможности совместно участвовать в решении практических задач и ученика, и учителя. Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытия, пережитых на уроке. Оно передаётся только Словом Учителя. Роль жеста, взгляда, интонации учителя и ученика приобретут особое содержательное, а не только внешнее значение. Велика и нравственная природа Слова! В. А. Сухомлинский писал: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, умение говорить, обращаясь к человеческому сердцу». На своих уроках я обращаюсь к ученикам с искренностью и доверием, стараюсь понять точку зрения ученика. Каждый учащийся хочет быть участником общей работы, так как видит, что его мнение часто определяет ход урока. Поэтому и старается каждый быть искренним, хорошо подготовленным, эрудированным собеседником.
Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества.
Применяемые педагогические технологии:
Название
|
Особенности
|
Ведущий метод
|
Формы работы
|
Игровые технологии
|
Направленность на жизненно важную ситуациюи поиск путей решения
|
Игра
|
Сюжетно- ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра урок– путешествие, викторины, загадки, кроссворды
|
Коммуникативные
технологии
|
Активное
взаимодействие всех участников
учебного процесса с привлечением разных источников информации
|
Общение
|
Работа в малых группах, парах, диалог, дискуссия, обмен мнениями по результатам работы
|
Исследовательские технологии
|
Обучение через «открытие»
|
Проблемное обучение, метод проектов
|
Правовые задачи, проекты, творческие задания, наблюдения, практические занятия,
Исследование, экскурсии.
|
Информационно – коммуникативные технологии
|
Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий
|
Контроль
|
Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания
|
Здоровье сберегающие технологии
|
Направленность на потребность здорового образа жизни.
|
Укрепление здоровья
|
Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно- оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, экскурсии на природу.
|
Открытые уроки и мероприятия:
Ø открытыйурок в 7 классе «Эпоха Петра Великого;
Ø открытое мероприятие в 8 классе «Пасху весело встречаем!»;
Ø открытый классный час в 8 классе «Конституция РФ»
Результаты деятельности:
Результаты участия в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах
Учебный год
|
Название конкурса,
олимпиады
|
Количество участников
|
Результат
|
2011-2012
|
Районный конкурс
«Если бы депутатом выбрали меня»
Районный конкурс
« Овеянные славою флаг наш и герб»
Международная конференция «Память не знает границ»
Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада (ОВИО)
Районный конкурс «Мои любимые питомцы »
Всероссийская олимпиада по основам православной культуры (ОПК)
Районный конкурс «Отечество»
Районный конкурс детских рисунков и
«Мама милая моя»
Научно-практическая конференция «Духовность и церковность в жизни современного человека»
Районная викторина, посвященная памятным датам истории Отечества
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Районный рождественский конкурс творческих работ
«Вифлеемская звезда»
I областные юношеские образовательные Сретенские чтения «Служение как базовая категория национальной духовной культуры»
Районный конкурс фотографий живописных мест Донского края «Времена года»
Районный конкурс фотографий «Зимнее настроение»
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по ОПК «Русь святая, храни веру православную!»
Районный конкурс рисунков и фотографий «Мой папа самый лучший»
Всероссийский заочный конкурс детского творчества «Зеркало природы»
Областной конкурс творческих работ по краеведению «Жители Дона в Отечественной войне 1812 года»
Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»
(конкурс рисунков и плакатов)
III информационная конференция «Екатериновка 2012+»
Районный конкурс
творческих работ «Весенний букет»
Международный конкурс авторских стихов «Строки, опаленные войной»
III районный творческий конкурс юных журналистов «Матвеево-Курганский район-мой район!
II Районный конкурс юных фотолюбителей «Красота Божьего мира»
Районный конкурс фотографий «Мой край - моя Россия»
Районный конкурс учителей истории общеобразовательных учреждений «200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года»
II Всероссийский конкурс презентаций «Топ Слайд»
Областной конкурс фотографий к 75-летию Ростовской области «Неброской красоты любимый край»
Школьный конкурс творческих работ «О людях с любовью»
Школьный конкурс творческих работ «Мой знакомый богатырь»
Школьный конкурс фотографий «Лица Великой Победы»
|
1
2
2
24
4
11
2
1
15
8
1
1
1
1
1
2
37
1
1
1
19
1
2
1
19
1
2
1
6
7
5
|
I место
I,II место
дипломы, памятные подарки
дипломыI,II,IIIстепени, сертификаты участников
I место, участие
дипломыI,II,IIIстепени, сертификаты участников
участие
I место
амятные подарки, участие
Сертификаты
участников
призер
призер
I место
Диплом лауреата,
памятные
подарки
призер
участие
дипломыII,IIIстепени, сертификаты участников,
благодарственные
письма
призер
участие
участие
Сертификаты участников,
благодарственные письма
I место
2 призера
I место
участие
I место (в трех номинациях)
I местов номинации «Портрет жителя»,
I местов номинации «История района»
Сертификат участника
Диплом участника
участие
дипломыI, II,III степени
дипломыI, II,III степени
дипломыI, II,III степени
|
Самообразование и повышение квалификации:
Ø с 17.12.2007 по 26.01.2008 прошла краткосрочное обучение в Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по проблеме: «Деятельностный подход к освоению содержания школьного правового образования»;
Ø с 03.12.2007 по 12.12.2007 прошла краткосрочное обучение в Южно-Российском региональном центре информатизации ЮФУ по программе «ИТ в деятельности учителя-предметника»;
Øпрошла обучение в Таганрогском государственном педогогическом институте на ФПК и ППРО по программе: «Пользователь персонального компьютера» в июне 2010 года;
Ø знакомство с опытом работы учителей истории по применению современных технологий обучения (М.Т. Студеникин «Современные технологии преподавания истории в школе», Е.Н. Кальмаева «Технология коллективного способа обучения», Э.Н. Абдулаев «История и развивающее обучение», О.Е. Морозова «Личностно ориентированный подход при изучении истории»);
Ø изучение сборников нормативных документов по истории и обществознания (федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, примерные программы по истории и обществознанию).
Выступления на районном семинаре «Духовность возродит Россию»:
Ø выступление «Духовно-нравственное воспитание важнейший компонент образовательного процесса».
Выводы.
Положительные результаты работы:
1. учащиеся показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов,ЕГЭ;
2. демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета;
3. учащиеся являются призерами олимпиад, конкурсов различных уровней;
4. подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).
Причины отсутствия интереса к предмету у определенной категории учащихся:
1. трудности понимания учебного материала;
2. низкий уровень учебного труда учащихся;
3. преобладание внеурочных интересов над учебными;
4. отсутствие семейно-бытовых условий для занятий, индивидуального подхода;
5. слабая организация самостоятельной работы;
6. неверие в собственные познавательные силы и возможности;
7. непонимание смысла изучения истории.
Что планируется сделать в новом учебном году?
Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:
- продолжить работу по совершенствованию системы образования в курсе истории и обществознания;
- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;
- продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта учителей;
- активнее внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории.
|
|
|