Главная страница

Педагогическая мастерская. (Выступление на педсовете «Новые технологии обучения»)


Скачать 125.45 Kb.
Название Педагогическая мастерская. (Выступление на педсовете «Новые технологии обучения»)
Дата 12.02.2016
Размер 125.45 Kb.
Тип Документы

Педагогическая мастерская.

(Выступление на педсовете «Новые технологии обучения»).

Цель данной статьи – раскрыть основной алгоритм технологии педагогической мастерской как средства создания комфортных условий для успешного взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии.

На вопрос, что такое педагогическая мастерская, можно ответить следующее: мастерская – это средство передачи учителем концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

Принципы педагогической мастерской.

Педагогическая мастерская – новая для российского учителя технология обучения. Суть ее выражается в следующих основных положениях:

  1. Вызов традиционной педагогике.

  2. Личность с новым менталитетом. Любой гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

  3. Все способны. Авторы педагогической мастерской исходят из того, что каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития.

  4. Интенсивные методы обучения и развития личности. Для них характерны следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как к равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.

  5. Новый тип педагога. Это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей в качестве талантливого скульптора.

  6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия. Возвышенный стиль теории «Нового образования» на практике оказывается немногословной, тщательно разработанной технологией взаимодействия с личностью ученика, сводящей к минимуму разговорную роль педагога.

Закон мастерской – делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам – раскрывает главное ее отличие от традиционного урока. Если основной принцип самой лучшей традиционной формы занятий: делай, как я, делай лучше меня, то мастерская реализует следующие принципы:

    • Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству, саморазвитию.

    • Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации. Для этого используется «индуктор» - слово, предмет, музыка, действие и т.д., который «наведет» в умах учеников мотивационный запрос. Труднейшая задача мастера – подобрать такой индуктор.

    • Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимула – самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

  • Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методике.

  • Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. Поэтому язык – важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета.

  • Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы.

  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и ее результаты, так как иначе рождается своеволие.

Этапы педагогической мастерской.

При всем разнообразии учебных занятий мастерские имеют основные этапы.

1-й этап. Индукция («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.

2-й этап. Деконструкция – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.

3-й этап. Реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. Афиширование – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.

6-й этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого – свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д. Таким образом, то, что обычно «спускается» ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей. Для успешного проведения данного этапа мастер должен подготовить множество заданий – информации, которая будет предложена учащимся.

7-й этап. Рефлексия – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценочные суждения (это хорошо, это плохо), а анализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатый материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.
Технология педагогической мастерской.
Рассмотрим моделирование учебного занятия в режиме педагогической мастерской на примере урока «Будни и праздники рабочей пчелы».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.

Учебная цель: способствовать осознанию взаимосвязи между периодом жизни и инстинктивным поведением животных (на примере семьи медоносной пчелы); развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

Оборудование: дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся (см. Приложения 1-6).

Ход занятия.

Этапы учебного занятия

(педмастерской)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, про-

веряет готовность рабочего

места школьников к учебному

занятию.

Приветствуют учителя,

проверяют наличие

дидактических материалов

для работы на занятии.

2. Мотивация и

целеполагание

(индукция)

1. Предлагает учащимся нари-

совать пчелу, но не простую, а

особенную: пчелу-дворника;

пчелу-строителя; пчелу-охран-

ника; пчелу-няню; пчелу-кла-

довщика; пчелу-фуражира

(ребята выполняют задание по

жребию)

2. Формирует творческие груп-

пы учащихся по «профессиям»

пчел.

3.Предлагает учащимся запи-

сать слова по ассоциации со

словосочетанием «пчелиная

семья» (см. Приложение 1)

4. Вопрос учащимся: что бы

вам хотелось узнать о пчели-

ной семье?

5. Записывает ответы учащих-

ся на доске. На их основе фор-

мулирует «информационный

запрос» учеников на данное

учебное занятие.


Рисуют «особенную»

пчелу.

Рассаживаются в группы.

Выполняют задания в

группах, а затем записы-

вают свои слова на доске

(не повторяясь).

Отвечают на вопрос.

3. Изучение нового материа-

ла и закрепление.


1блок

Реконструкция
Социализация

Афиширование


Рефлексия


Деконструкция


2 блок

Реконструкция


Социализация


Афиширование


Рефлексия


1. Сообщает, что в пчелиной

семье живет до 80 000 особей,

которых можно разделить на

три касты: матка (или царица),

рабочие пчелы и трутни.

2. Предлагает учащимся опре-

делить, какие обязанности вы-

полняют представители каж-

дой касты (см. Приложение 2)
3. Предлагает обсудить резуль-

таты работы в группах и под-

готовиться к защите.

1. Рассказывает о том, что

каждая пчела имеет свои, опре

деленные обязанности.

2. Задает вопросы: как выбира-

ет пчела себе профессию? Как

осуществляется в семье «проф

ориентация»? Кто и как гото-

вит «молодых специалистов»?
1. Предлагает составить схему

из имеющегося раздаточного

материала и озаглавить ее.

(см. Приложение 3).

2. Предлагает обсудить резуль-

таты работы в группах.

3. Предлагает постепенно (ма-

лыми дозами) необходимую

информацию в группы (см.

Приложение 4) в виде энцик-

лопедических справок.
Предлагает каждой группе

объяснить результаты своей

работы.
Предлагает учащимся прочи-

тать отрывок из книги Б. Сер-

геева «От амебы до гориллы,

или Как мозг учился думать»

(см. Приложение 5).



Определяют обязанности

каждой касты, используя

раздаточный материал

(индивидуально).
Обсуждают результаты

работы в группах и запи-

сывают их на листах

ватмана.
Вывешивают результаты

работы группы и защища-

ют свою работу.
Сравнивают результаты

своей работы с образцом.

Делают записи в тетради.

Пробуют ответить на

поставленные вопросы.

Работают в группах по

составлению схемы.
Обсуждают результаты

работы в группах.
Корректируют результаты

работы, записывают схему

на листе ватмана, готовят-

ся к защите проекта свое-

го труда.
Каждая группа вывешива-

ет свою схему на доску и

объясняет ее.
Читают, рефлексируют, об

суждают свое участие в

каждом этапе работы, срав

нивают результаты своей

работы с образцом.

Делают записи в тетради:

1) Инстинкт – это…

2) Дополняют схему «Пче

линая семья» обязанностя

ми рабочей пчелы (в сле-

дующем порядке):

1 – чистка сот

2 – кормление личинок

3 – кормление матки

4 – прием запасов корма

5 – строительство сот

6 – охрана гнезда

7 – заготовка корма

4.Домашнее задание.

Предлагает на выбор:

1. Подготовить рассказы об

инстинктивном поведении Ра-

бочей пчелы или других живот

ных.

2. Написать мини-сочинение

от имени рабочей пчелы.

Выбирают вариант до

машнего задания.

5.

Подведение итогов

учебного занятия.


Приложение 1

Мед Царица Улей

Пчелиная семья

Соты Трутень Труд

Приложение 2

Разделение труда в пчелиной семье

Матка: откладывание яиц.

Трутень: оплодотворение матки.

Рабочая пчела: чистка сот, кормление личинок, кормление матки, прием запасов корма,

строительство сот, охрана гнезда, заготовка корма.

Приложение 3

(разрезать)







Чистка сот







Кормление личинок







Кормление матки







Прием запасов корма







Строительство сот







Охрана гнезда







Заготовка корма


Приложение 4

Энциклопедическая справка 1

Специально учиться пчелам не приходится. Родители не проявляют никакой заботы о воспитании своих детей, да и не могут ничему их научить, так как сами совершенно ничего не умеют делать. Рабочих пчел также никто не обучает.

Энциклопедическая справка 2

Рефлекс – ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы.

Безусловный рефлекс – врожденный рефлекс, который передается от родителей к потомству.

Условный рефлекс – приобретенный в течение жизни.

Инстинкт – последовательная цепь безусловных рефлексов в сложном поведении животных.

Энциклопедическая справка 3

Инстинктивное поведение играет преобладающую роль у беспозвоночных животных, в частности, у насекомых, у которых короткий срок жизни не позволяет изменять поведение путем «проб и ошибок». Обеспечивая организм набором готовых поведенческих реакций, инстинкты у насекомых и позвоночных позволяют экономно использовать нервные клетки. Эти реакции передаются из поколения в поколение, выдерживая жесткий естественный отбор, и, несомненно, имеют огромное значение для выживания.

Энциклопедическая справка 4

Рабочие пчелы живут примерно 6 недель. У них сначала развиваются специальные молочные железы, вырабатывающие особую питательную жидкость – пчелиное молочко, затем – восковые железы, а затем – ядовитые железы.

Энциклопедическая справка 5

Вид достроенной ячейки вызывает у пчелы торможение строительного рефлекса и служит сигналом действия следующего рефлекса.
Приложение 5

С Е М Ь Я М Е Д О Н О С О В.

В семье медоносных пчел самые молоденькие труженицы заняты малоквалифицированной деятельностью. Они остаются работать в «роддоме», наводя порядок в старых, уже бывших в употреблении, ячейках сот, т.е. чистят колыбельки, из которых сами недавно вывелись. Уже на четвертый день жизни им доверяют кормление взрослых личинок пергой. Так называется пчелиный «хлеб», приготовленный из консервированной цветочной пыльцы. Затем пчелы становятся настоящими кормилицами. На восьмой день у них развиваются железы, вырабатывающие особую питательную жидкость – пчелиное молочко, которым кормят совсем молоденьких личинок и матку. Когда молочные железы прекратят свою функцию, пчела становится кладовщицей. Теперь она целый день дежурит у летка, принимает от сборщиц доставленную в улей пищу и заботливо складывает в свободные ячейки, подготавливая для консервации. Этим трудом пчелы занимаются около недели.

Когда у рабочих пчел полностью разовьются восковые железы, они становятся строителями, участвуя в возведении сот. Весь первый период своей жизни рабочие пчелы находятся безвыходно в родном улье. Их жало еще не имеет яда, а появляться невооруженным в этом полном опасности мире крайне рискованно. Только когда у пчелы, наконец, разовьются ядовитые железы, ее рабочее место переносится ближе к летку. В это время она служит в вооруженной охране улья, присматриваясь через его узкую дверь к этому огромному и страшному миру. Самая последняя профессия – сборщика нектара и пыльцы. Теперь до последнего часа своей жизни пчела будет снабжать свою большую семью. Эта многообразная деятельность пчелы развертывается всего лишь на протяжении шести недель. Очень короткая, но какая богатая событиями жизнь.

(Из книги Б.Ф. Сергеева От амебы до гориллы, или Как мозг учился думать. – Л.: Детская литература, 1988.)

Приложение 6

ПЧЕЛИНАЯ СЕМЬЯ


МАТКА ТРУТНИ РАБОЧИЕ ПЧЕЛЫ

откладывает яйца оплодотворяют 1 – чистка сот

яйца 2 – кормление личинок

3 – кормление матки

4 – прием запасов корма

5 – строительство сот

6 – охрана гнезда

7 – заготовка корма



Приложение 7

Выводы по уроку 1. Инстинкт – последовательная цепь безусловных рефлексов в

сложном поведении животных.

2. Причина инстинктивного поведения: короткий срок жизни.

3. Следствие: проявление врожденных рефлексов: чистка сот,

кормление личинок и матки, защита гнезда и т.д.

4. Значение инстинкта: выживание организмов.