Главная страница

Основные типы уроков: Урок изучения нового


Скачать 1.11 Mb.
Название Основные типы уроков: Урок изучения нового
страница 5/6
Дата 05.04.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4   5   6

УТВЕРЖДАЮ

Директор средней школы № 1

И.П. Рагимова

«______» _______________________2006г.

ПЛАН

работы с молодыми учителями.

Цель: Конкретно, дифференцированно своевременно предупреждать недочеты в работе молодых учителей, оказывать повседневную помощь, передавать знания, опыт мастерство наставников молодым специалистам, помочь им стать мастерами педагогического труда.



п/п

Мероприятия


Время проведения

Ответственный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Утверждение плана работы на м/совете

Распределение наставничества

Посещение уроков молодых специалистов и оказание методической помощи наставникам

Посещение уроков метод. недели «Инициатива и творчество учителя-наставника»

Семинар-практикум «Виды письменных работ учащихся. Порядок их проверки»

Психолого-педагогический семинар «Стиль взаимоотношений на уроке»

Посещение уроков методических недель

Консультация учителей-наставников «Подготовка и проведение открытых уроков»

Неделя молодого специалиста

Отчет на конференции


13 / IX

IX

X

X

XI

в течение года

IV

IV


Телепина И.В.

Телепина И.В.

Телепина И.В.

руководитель МО

Телепина И.В.

Телепина И.В.

Телепина И.В.

Омельченко А.В.

/психолог/

Телепина И.В.

Телепина И.В.

Телепина И.В.

Телепина И.В.


Что помогает молодому специалисту

быстрее адаптироваться в условиях

начинающейся педагогической деятельности

    1. Наблюдательность и обдуманность в отношении и поведении. Необходимо прислушиваться к мнению каждого учителя, мастера и немастера, опытного и стремящегося к этому, ответственного и безинициативного, но не спешить с выводами и заключениями, а тем более с оценками работы коллег. Однако это не обозначает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает.



    1. Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. При этом очень важно безупречно, со всей серьезностью выполнять общественные поручения. Выполнять любое общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает учителю уже с первых шагов педагогической работы утвердится в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого воспитателя.



    1. Разумная требовательность и педагогический такт. Эти качества характеризуются и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. К любому совету, даже неквалифицированному, нужно прислушиваться. А отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому учителю важно как можно больше учиться опыту общения с детьми у опытных учителей, чаще посещать их уроки.



    1. Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. При этом никогда не следует занимать выгодную для себя позицию, если приходится иметь дело даже с большинством недобросовестных и нечестных работников. Надо постоянно руководствоваться целями дела, интересами общества и государства. Моральный капитал возвышает человека в любой обстановке, украшает его жизнь, делает человека нужным и счастливым.

Индивидуальный план работы

с молодым специалистом

Алпацкая Раиса Владимировна

СЕНТЯБРЬ

      1. Тематическое планирование.

      2. Участие в ШМО.

      3. Работа с документами /журнал логопедических занятий и др./

ОКТЯБРЬ

    1. Посещение уроков наставника, посещение курсов.

    2. Участие в семинаре «Преемственность в обучении начальной и средней школ».

НОЯБРЬ

    1. Участие в неделе эрудитов.

    2. Открытое логопедическое занятие

    3. Участие в работе методического объединения.

ДЕКАБРЬ

  1. Посещение уроков учителей наставников.




ЯНВАРЬ

  1. Выступление на ШМО по темам самообразования.

  2. Посещение уроков наставников.

  3. Проверка документации.

ФЕВРАЛЬ

  1. Принять участие в неделе творчества

  2. Выпустить школьную газету.

МАРТ

  1. Проведение викторины




АПРЕЛЬ

  1. Принять участие в неделе молодого специалиста.




МАЙ

  1. Проверка эффективности работы логопеда

Индивидуальный план работы

с молодым специалистом

Шашкова Ольга Михайловна

СЕНТЯБРЬ

  1. Тематическое планирование.

  2. Работа с документами /кл.журнал, дневники, планы/.




ОКТЯБРЬ

  1. Участие в «Неделе эрудитов».

  2. Проведение познавательной викторины

  3. Участие в работе методического объединения.

  4. Посещение уроков молодого специалиста.

НОЯБРЬ

  1. Индивидуальная работа с молодым специалистом.

  2. Проверка документации воспитателя ГПД




ДЕКАБРЬ

  1. Принять участие в семинаре «Эффективные способы и приемы воспитательной работы»



  1. Выпуск стенгазеты.

ЯНВАРЬ

  1. Тематическое планирование.



  1. Участие в работе методического объединения.

ФЕВРАЛЬ

  1. Выступление на педагогическом совете

МАРТ

  1. Проведение недели русского языка.

  2. Посещение уроков наставника.

АПРЕЛЬ

  1. Посещение уроков молодого специалиста. Цель: проанализировать результативность работы молодого специалиста.




МАЙ

  1. Анкетирование учащихся и родителей по вопросам работы ГПД

У П Р А Ж Н Е Н И Я

для развития навыков педагогического общения

  1. Примите участие в конкурсе ораторского искусства. Заучите краткие /на 2 – 3 минуты/ педагогические речи.



  1. Чтение данного текста

  • Торжественно – радостный;

  • Юмористический;

  • Монолог, содержащий возмущение или негодование;

  • Монолог с выражением нежных чувств, любви, уважения.



  1. Попробуйте изобразить состояние и действия учителя, довольного тем, что ученики дают оригинальные ответы на сложные вопросы.



  1. Изобразите на лице гнев, удивление, веселье, презрение, грусть.



  1. Вы должны вступить в контакт с человеком из своего коллектива, с которым обычно не общаетесь. Придумайте повод поговорить. Заведите разговор и незаметно для него лидерство в беседе передайте ему.

Оцените уровень

своей этико – педагогической подготовленности

    1. Объективно оцените свое отношение к профессии. Обдумайте, что она вам дает.



    1. Обдумайте, в какой мере выбор педагогической профессии оправдан вашими возможностями /физическими, психологическими, уровнем развития, интересами и т.п./



    1. Объективно оцените уровень сформированности у вас следующих качеств: демократичности, уравновешенности, приветливости, сочувствия, дипломатичности, требовательности, объективности, принципиальности, деликатности и тактичности.



Определите, какие из качеств развиты в вас в большой мере, какие – в меньшей.

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ

Ситуация 1. Некоторые события и факты в вашем классе привели вас к мысли о том, что ваши контакты с классом нарушились. Ваши указания, советы, требования встречают тихое сопротивление. Как вы должны повести себя и почему, если:

  1. виноваты вы сами;

  2. причина конфликта – негативный лидер.

Ситуация 2. Вы считали, что всегда поступаете по отношению к учащимся строго, принципиально и справедливо. Но вдруг случайно узнали, что учащиеся дали вам нелестное прозвище «Железный», в котором хотя и признается ваша сила власти, но имеется намек на то, что вы часто бываете недостаточно гибки и дипломатичны. Как отнесетесь к этой новости?

Ситуация 3. В доверительной беседе со старшеклассниками о хороших и плохих чертах характера человека ребята свободно и искренне разговорились о себе и о своих друзьях. Вы неожиданно спросили: «А что вам не нравится в моем характере, что, по-вашему нужно мне изменить в себе к лучшему?» И получили такой ответ, в котором не все было для вас приятным. Как будете реагировать на такой ответ учащихся?

Ситуация 4. Вы обратили внимание на то, что ваш коллега, общаясь со своими учащимися, ведет себя немного свободнее, веселее, чаще шутит и ребята ведут себя тоже более непринужденно. У вас же все контакты с учащимися проходят иначе: вы все делаете правильно, но слишком официально; вы не испытываете должного удовлетворения от общения со своими учениками. Какие выводы из этих фактов можно сделать?

Ситуация 5. В классе произошло коллективное нарушение. Классный руководитель во время обсуждения случившегося пригласил завуча. Выслушав сообщение классного руководителя, завуч не стал ни расспрашивать о чем-либо, ни высказываться. Он сначала с выражением явного негодования на лице оглядел класс, потом стал вглядываться в лицо каждого ученика, потом задумчиво покачал головой и произнес: «Ну и ну!». Больше ничего не сказав, вышел.

Как вы думаете:

  • Как оценил завуч сложившуюся ситуацию?

  • В чем он видел свою задачу в данной ситуации?

  • Какими средствами и способами воспользовался он, чтобы помочь классному руководителю разрешить возникший конфликт?

  • Какими могли быть реакция учащихся на такое поведение завуча?

  • Как будет продолжено обсуждение случившегося после такого «тихого» вмешательства завуча?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

    • Четко определить и сформулировать для себя его тему;

    • Определить место темы в учебном курсе;

    • Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

    • И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография /первоисточник/, научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные издания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в знакомой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные издания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и прочее.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке

для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом:

его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

  1. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

    • Формальную;

    • Содержательную;

    • Аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № Дата

Тема:

Цель:

Задачи: обучающие –

развивающие –

воспитывающие –

Оборудование: 1. ____________________

  1. ____________________

  2. ____________________

Последовательность отдельных этапов урока.

К примеру:

Организация – 1 мин.

Самостоятельная работа – 10 мин.

Новый материал – 20 мин.

Демонстрация фильма – 5 мин.

Закрепление – 7 мин.

Задание на дом – 2 мин.

Литература: 1. ________________________

  1. ________________________

  2. ________________________

/с указанием страниц/

Содержательная часть – состоит из двух частей:

      1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особое внимание обратить на то, чтобы вопросы в конспекте были выделены другим цветом;

      2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:



Этап урока

Что делают ученики

Что делает учитель










Аналитическая часть – заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях «Как проанализировать свой собственный урок»

Требования к уроку.

Правила организации современного урока:

Первое – определение целей урока;

Второе – уточнение типа урока;

Третье – уточнение вида урока;

Четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями

Пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

О целях урока.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:

Обеспечить усвоение учащимися закона (признаков, свойств, особенностей);

Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

Отработать навыки (какие);

Устранить пробелы в знаниях (каких);

Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:

Воспитание патриотизма;

Воспитание гуманности;

Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;

Воспитание дисциплинированности,

Воспитание эстетических представлений.

Цель развития предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)

Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).
1   2   3   4   5   6