Главная страница

Основные типы уроков: Урок изучения нового


Скачать 1.11 Mb.
Название Основные типы уроков: Урок изучения нового
страница 6/6
Дата 05.04.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4   5   6

Уточнение типа урока.

Первый тип – уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала – как методические варианты уроков первого типа).

Второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

Третий тип – уроки обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Четвертый тип – комбинированные уроки.

Пятый тип – контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний, умений учащихся).

Уточнение вида урока.

Урок-лекция;

Урок-беседа;

Киноурок;

Урок теоретических или практических работ исследовательского типа;

Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;

Урок лабораторных работ;

Урок практических работ;

Урок-экскурсия;

Урок-семинар;

Дидактическая игра;

Анализ ситуаций;

Устный опрос;

Письменный опрос;

Контрольная работа;

Зачет.

Выбор методов и приемов обучения.

Выбор методов строится на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого) , принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).

К таким методам относятся:

Метод монологического изложения. При использовании этого метода учитель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу.

Диалогический метод. Изложение материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. Учащиеся как бы помогают учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.

Эвристический метод. Характеризуется тем, что изложение нового материала учитель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организации поисковой деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Исследовательский метод. Учитель организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи преподавателя. Этот метод характеризуется самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся

Алгоритмический метод. Основной признаки алгоритмического метода – инструктирование учащихся. При этом учитель указывает что нужно сделать и как, часто используются инструкционные карты. Применяется этот метод в основном на лабораторных и практических занятиях, в кружковой работе (моделирование, конструирование и т.п.).

Метод программированных заданий. Он заключается в подготовке учебного материала путем пошаговой «разбивки» его в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Этот метод обеспечивает в основном самостоятельную работу репродуктивного типа для учащихся.

Определение структуры урока.

Структура – это устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

Поскольку в основе структуры урока лежит цель деятельности только самого учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.п.), то не возникает достаточно условий для реализации развития учащихся. Главное – традиционная структура урока не дает учителю применять разнообразны формы, методы и средства обучения.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на основе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

1.

Актуализация прежних знаний. То есть нужно освежить прежние знания и способы действия в памяти, кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме, проблеме, создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. В нее входит и контроль за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащихся на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельная работа, взаимопроверка, выполнение упражнение и пр. 2.

Формирование новых понятий и способов действия. Здесь понятие «формирование» включает деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способ объяснения учителя может быть разным (лекция, беседа, рассказ, демонстрация опыта и пр.), так же, как и способ «самообъяснения» учащегося (работа с книгой, анализ ситуаций, анализ текста произведения, решение задач и пр.).Эти приемы и способы действия учителя и учащихся являются элементами методической подструктуры урока. 3.

Формирование умений и навыков. На этом этапе происходит отработка применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных или практических действий, операций. Выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решения и т.п. 4.

Домашнее задание учитель может дать на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Это важный момент и поэтому домашнее задание является самостоятельным элементом подструктуры урока. Оно должно быть прокомментировано и объяснено учащимся.

Варианты структуры уроков для их разных типов и видов образуются за счет изменения числа элементов методической подструктуры, их взаимосвязи и последовательности.

Формы уроков

Традиционный урок

Видеоурок

Урок – лекция

Семинарское занятие

Практикум

Лабораторное занятие

Защита проектов

Урок – экскурсия

Интегрированные уроки

Урок – игра

Урок – путешествие

Урок – деловая игра

Урок – эссе

Кейс – методика

Интернет – урок

Урок - диспут

Урок с использованием ИКТ (компьютерные презентации)

Зачет

Инновационные технологии:

o Игровые технологии.

o Технология проблемного обучения

o Информационно-коммуникативные технологии обучения.

o Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

o Технология проектного обучения.

o Кейс-технология.

o Здоровьесберегающие технологии
Технология игрового обучения — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности. Кейс – технология является разновидностью технологии проблемного обучения и подразумевает дискуссионное обсуждение проблемы, выработку методов решения этой проблемы и дальнейший ее анализ и сопоставление с жизненными реалиями. В практике информационные технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства. Достоинствами информационных технологий обучения являются:

наглядность учебного материала;

возможность моделирования процессов и явлений, которые нельзя в реальности получить;

объективность контроля;

демонстрация динамических процессов, явлений;

возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;

углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Технологию проектного обучения представляет школа «Я – исследователь». 16

Чтение и понимание основного содержания прочитанного(ознакомительное)

Оценка “5”- учащийся понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста( по словообразованию или сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленнее по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке.

Оценка “4” - ученик понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него не достаточно развита языковая догадка и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.

Оценка “3” - ученик не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов и у него совсем не развита языковая догадка.

Оценка “2” - ученик не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.

Чтение с полным пониманием содержания(изучающее)

Оценка “5”- ученик полностью понял несложный аутентичный оригинальный текст(публицистический, научно-популярный, инструкцию или отрывок из туристического проспекта), используя при этом все известные приемы. Направленные на понимание читаемого(смысловую догадку, анализ)

Оценка “4” - ученик полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.

Оценка “3”- ученик понял текст не полностью, не владеет приемами смысловой переработки.

Оценка “2”- ученик не понял текст. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

Чтение с нахождением интересующей

или нужной информации(просмотровое)

Оценка “5”- ученик может достаточно быстро просмотреть оригинальный текст( (типа расписания поездов, меню, программы телепередач и т.д.) и выбрать правильную запрашиваемую информацию.

Оценка “4” -при достаточно быстром просмотре текста ученик находит только 2\3 заданной информации.

Оценка “3” - ученик находит примерно 1\3 заданной информации.

Оценка “2”- ученик практически не ориентируется в тексте.

Понимание речи на слух

Оценка “5”- ученик понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио и телепередач) догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи(найти ту или иную радиопередачу)

Оценка “4”- ученик понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2\3 информации.

Оценка “3”- ученик понял только 50% текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью. Решить поставленную перед ним задачу.

Оценка “2”- ученик понял менее 50% текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним задачу.

Высказывание в форме рассказа, описания

Оценка “5”-высказывание было связанное и логически последовательно. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию или они были незначительными. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь эмоционально окрашена с наличием выражения собственного мнения.

Оценка “4”- высказывание связное и последовательное. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. В основном высказывание содержало информацию , отражающую конкретные факты.

Оценка “3”- ограниченный диапазон языковых средств, ограниченный объем высказывания. Допускались языковые ошибки. Иногда нарушалась последовательность высказывания. Речь не эмоционально окрашена. Темп речи замедлен.

Оценка “2”- высказывание небольшое по объему(не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра, было допущено большое количество ошибок, как языковых , так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникло непонимание между речевыми партнерами.

Участие в беседе

Оценка “5”- ученик сумел правильно решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка “4” -ученик решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. Наблюдались паузы в речи. Связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка “3”- речевая задача решена не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.

Оценка “2”- ученик не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.

РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Каплиева Н.Н.

Лаборатория по ТРИЗ-РТВ гимназии № 17

г. Петрозаводск

Курс развития творческого воображения (РТВ) очень интересен и разнообразен. Он необходим, чтобы разбудить творческое воображение учащихся и повысить их творческую активность на уроке. Приемы РТВ использовались на уроках английского языка в течение двух лет работы. Сначала были стихи по пройденным темам, переводы стихов с английского языка, работа в проектах, ролевые игры, праздники, летние дневники на английском языке. Учителю повезло работать с детьми, которые прошли курс РТВ в начальной школе: они органично откликались на задания, умело работали по алгоритму, легко применяли на уроках английского языка знакомые приемы. Все это позволяло продвигаться в развитии речевого творчества.

Система работы над развитием речевого творчества помогает тренировать внимание к английской речи, ее звуковому звучанию, мелодике, рифме и интонационному рисунку, обогащает словарный запас учащихся. Работаем по учебникам И. Верещагиной, О. Афанасьевой.

Практически, дети сочиняют стихи, короткие стихи для тренировки грамматических явлений, загадки, скороговорки, игровые двустишия, подбор слов в рифму к данному слову, лимерики, акростихи, песни в продолжение изученных.

Примеры творчества детей:

Задание "Я начну, а ты закончи".

Эти задания применимы на начальном этапе обучения английскому языку как фонетическая зарядка.

Учитель: [ai, ai, ai] Ученики: "Say good-bye". ( 3 класс)

Двустишия.

Учитель дает два рифмующихся слова, например:

space – face

Ученики (могут работать в парах, в небольших группах или командах):

You fly into space

I see your face

(5 класс)

3. Самостоятельно сочиненные стихи по прохождении темы:

Spring (А. Батыгин, 3 класс)

In spring birds sing

In spring it's warm

It's beautiful in spring

I like spring best of all.

Push – Pin Poem (стихотворение, сочиненное на уроке, употребляя приколотые на доске вразброс слова).

На доске: the battle, famous, all over the world, of Borodino, is, became, free, independent, capital, the Russian, ran away, Napoleon, and, Kutuzov, ended, at the head, French, against, and, the war.

Стихотворение появилось как итог работы над текстом "Russian Generals" (5 класс). Дети работали в двух командах и получилось следующее стихотворение:

The battle of Borodino

Is famous all over the world.

And the war against French ended.

Kutuzov at the head.

And Napoleon ran away

Russian capital

Became free and independent.

(Дукова О., Колобова Т., Гроссман Н., Харитонова Л. – 5 класс)

Подобное стихотворение, но для закрепления модального глагола 'should':

На доске: shouldn't, we, show, off, we, seldom, a sense of humour, should, people, them, offend, respect, should, we, shouldn't, then.

В итоге группа детей придумывает стихотворение под названием Advice:

We should respect people,

We shouldn't offend them.

We should have a sense of humour.

We shouldn't show off then.

(Макарова А., Матвеева Н., Федорова В., Чвиж С. – 6 класс)

Переводы стихов, сонетов, приуроченных к традиционным праздникам:

Halloween ( Гроссман Н., 6 класс)

Нечисть всей земли

Духи, гоблины пришли,

Halloween с собою принесли.

Будь осторожен, здесь привиденье,

Ведьм кричащих столпотворенье.

Лимерики (англ. Limerick) – смешное стихотворение – бессмыслица, состоящее из 5 строк, были показан алгоритм составления лимериков.

One day there lived a little boy

He only liked to play with his toy.

One day he lost his yellow pen

This boy was only ten.

One day there lived a little boy.

(Белезеко С., Смирнов С., 6 класс)

Скороговорки (их удачно использовать на любом этапе обучения для тренировки звуков)

[b]: Bob and Fred brought home some bread

Bob and Fred took bread to bed.

(Синяев А., 7 класс)

Ко дню рождения дети сочиняют небольшие акростихи для своих одноклассников. Это непросто, так как имя или фамилия человека должны быть записаны в первых буквах стихотворения.

Ире Васильевой – группа 8 класса:

I like your character

Really nice

And I can repeat it twice.

Выучили по учебнику (6 класс) песню "What are little girls boys made of". Детям было предложено на уроке досочинить свои куплеты. Мальчики сочиняли о мальчиках, девочки – о девочках.

What are little girls made of?

What are little girls made of?

Beautiful flowers and fairy tales

Little dolls and the stars in space.

And that's what little girls are made of.

(Нестеренко А., 6 класс)

При изучении программных стихов для расширения словарного запаса и закреплении модальных глаголов учащиеся по аналогии сочиняют свои работы.

Стихотворение в учебнике: "Your cold is getting worse"

Детям предлагается слово 'quinsy', которое заменяет слово 'cold':

Your quinsy is getting worse

You ought to see the nurse

Oh, no I'm fine

My quinsy is much better.
1   2   3   4   5   6