Главная страница

Основы православной культуры к учебнику А. В. Кураева Составитель Комарницкая Елена Брониславовна, учитель орксэ мбоу «Яйская сош №2» Яя


Скачать 0.54 Mb.
Название Основы православной культуры к учебнику А. В. Кураева Составитель Комарницкая Елена Брониславовна, учитель орксэ мбоу «Яйская сош №2» Яя
страница 2/5
Комарницкая Елена Брониславовна
Дата 06.03.2016
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5

Задание 1.

Внимательно посмотри на схему.
Покаяние (Раскаяние)



1. Сожаление о том, что сделано


2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание


3. Твердое решение больше так не поступать



Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ответь на вопросы.


  1. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________

  2. Всегда ли есть возможность покаяться? _______________________________

Задание 3.

Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:
Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.
1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? __________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _______

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заповеди

З
Урок 11
аповеди

Люди, любите друг друга!
Задание 1.

Заполни таблицу по образцу:


заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»


от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»














прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть



от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека









не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью


Задание 2.

Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М
Урок 12
илосердие и сострадание

Задание 1.

Прочитай отрывок древней баллады
Вейнсбергские жены (отрывок)


...Сей рассказ из давней были

К нам пришел через века:

Крепость Вейнсберг окружили

Наступавшие войска.
Кайзер Конрад разъяренный

Гнал на штурм бойцов своих,

Но железной обороной

Старый герцог встретил их.
День и ночь идет осада,

День и ночь гремит война.

Прочь отброшена пощада,

Вельфам гибель суждена.
Среди грохота и воя,

Средь бушующих огней

Милосердие простое

Груды золота ценней...
Так и здесь... Твердя молитвы,

Через вражеский редут

Толпы жен на поле битвы

Прямо к Конраду идут.


«Кайзер, внемли нашим стонам,

Дай от смерти жизнь спасти,

Разреши несчастным женам

Прочь из крепости уйти!»
И ответил победитель,

Тронут этою мольбой:

«Уходите и берите

Все, что можете, с собой!»
И взгляните – что за диво!

Свет любви тая в очах,

Жены вышли торопливо

С тяжкой ношей на плечах.
Но не серебро, не злато,

Не дары своей земли –

Мужа, сына или брата

На плечах они несли.
Конрад, полон удивленья,

Молвит: «Вот чего не ждал!»

И тогда от умиленья,

Как младенец, зарыдал.

И противнику в награду

За любовь и верность жен

Повелел он снять осаду.

Так был город пощажен...




__________________________________________________________________
Кайзер – царский титул в средневековой Германии;

Вельфы – представители одного из древних княжеских родов Германии;

Редут – вид военных укреплений;
Обрати внимание на выделенное четверостишие.

Согласен ли ты с этим утверждением? Обоснуй свое мнение. _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто проявил милосердие в данной истории? Каким образом? ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты думаешь, а как поступили женщины, у которых не было родных?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Может ли милосердие и любовь к ближнему изменить человека? Приведи пример____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запомни: когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее.

Задание 2.

Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.

З
Урок 13
олотое правило этики


Задание 1.

Запиши золотое правило этики.


Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться___________

2. При встрече _____________________________________________________________

3. За глаза __________________________________________________________________

4. В трудной ситуации ______________________________________________________

5. В болезни ________________________________________________________________

6. В играх ___________________________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь ________________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ___________________________________________

9. Чтобы мои товарищи _____________________________________________________

10. Чтобы ___________________________________________________________________
Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.


Урок 14
Храм

Задание 1. Сделай подписи к картинкам.

























Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Задание 2.

Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.

Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких. Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже


Урок 16
Икона
Задание 1.

Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.







Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем они отличаются? ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?...
Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_
Урок 17-18
______

Творческие работы учащихся

Задание 1. Выступление со своими творческими работами на тему:

«Как я понимаю православие»,

«Значение религии в жизни человека и общества»,

«Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

«Мое отношение к миру»,

«Мое отношение к людям»,

«Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина»,

«Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

«Мой дедушка – защитник Родины»,

«Мой друг», и т.д.

Задание 2.

Презентация творческих проектов на тему:

«Моя семья»

«Моя родословная»

Задание 3.Темы для исследовательских работ:

«Как христианство пришло на Русь».

«Христианское отношение к природе».

«Святые в отношении к животным».

«Русские святые-воины». (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

«Святой, прославившийся в нашем крае».

К
Урок 18
ак христианство пришло на Русь

Задание 1.

Подчеркни тех, кто по твоему мнению является членом Церкви.
Христос

звезды и планеты

животные

ангелы

все люди на Земле

христиане

голуби
Задание 2.

Найди лишнее слово.
Крещение, Владимир, Днепр, Москва
Задание 3.

Подбери пары к словам и объясни свой выбор.
София Владимир Константинополь
Слова-подсказки: река, «Мудрость», жизнь, Стамбул, Василий, икона.
Задание 4.

За что народ прозвал князя Владимира «Красно Солнышко»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П
Урок 19
одвиг


Задание 1.Ответь на вопросы.


1. Каких людей мы называем героями? Приведи примеры.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, зачем героям ставят памятники? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





3. А какого человека ты назвал бы подвижником? Может быть, такие люди есть среди твоих знакомых?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Многие подвижники совершают свои подвиги втайне от других людей, ведь они делают это не ради славы. Как же мы узнаём о них?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.


Урок 20


Заповеди блаженств

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Как бы ты определил для себя, что такое счастье? _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Может ли человек быть счастливым без Бога? ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему Христос назвал нищих духом «блаженными», им ведь трудно живется?__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.

Выполни задание.
Как ты думаешь, трудно ли быть миротворцем в наши дни? Почему? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приходилось ли тебе когда-нибудь мирить ссорящихся людей? _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представь, что у вас в школе открывается детский клуб «Миротворец». Придумай и запиши 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены этого клуба.

Задание 3.

Напиши окончания

заповедей.
9

1 Блаженны вы,

Блаженны когда вас обижают

нищие духом... и клевещут на вас

из-за Меня...
2 8

Блаженны Блаженны

плачущие... изгнанные

за правду...

4 6

3 Блаженны Блаженны 7

Блаженны алчущие чистые Блаженны

......кроткие... и жаждущие сердцем... миротворцы...

правды...
5

Блаженны

милостивые...

1. 2. 3. 4. 5.

6. 7. 8. 9.

Золотая цепь добродетелей

Задание 1. Подпишите эпизоды из жизни преподобного Серафима Саровского и укажите, каким заповедям следовал святой.

. ________________________________________________

________________________________________________ ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_______________________________________________

. ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

. ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

1   2   3   4   5