Главная страница

Основы православной культуры к учебнику А. В. Кураева Составитель Комарницкая Елена Брониславовна, учитель орксэ мбоу «Яйская сош №2» Яя


Скачать 0.54 Mb.
Название Основы православной культуры к учебнику А. В. Кураева Составитель Комарницкая Елена Брониславовна, учитель орксэ мбоу «Яйская сош №2» Яя
страница 1/5
Комарницкая Елена Брониславовна
Дата 06.03.2016
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5



Рабочая тетрадь

Основы православной культуры

к учебнику А. В. Кураева

Составитель

Комарницкая Елена Брониславовна,

учитель ОРКСЭ

МБОУ «Яйская СОШ № 2»

Яя

2013

Рабочая тетрадь к учебному пособию А. В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Автор-составитель: Комарницкая Елена Брониславовна, тьютор ОРКСЭ,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-х классов, учителям, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной культуры».

Рабочая тетрадь к учебнику  «Основы православной культуры», составлена с целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля, что  позволяет организовать смену видов деятельности на занятиях. В ней собраны задания для работы на уроках и дома. В ходе выполнения домашних заданий ребята могут привлечь родителей, могут работать самостоятельно. Есть место и для работы в группе. Ребята младших классов любят творить. Поэтому в рабочую тетрадь включены раскраски, задания вида «Сделай рисунок на тему…».

Для проведения успешного и результативного урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» есть учебно-методический комплект к данному модулю, который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Исторические факты». Однако возможность пользоваться данным диском есть далеко не у каждого школьника. Да и не на каждом уроке бывает возможность использовать проектор и компьютер. Хотелось бы, чтобы дети были не пассивными слушателями, но и сами добывали информацию из текста, проводили мини – исследования, добывали новые знания, чтобы ученик мог проанализировать: а  как поступаю я? Применимо ли это ко мне?

В представляемые материалы включены различные типы учебных заданий: кроссворды, схемы, таблицы, тексты с пропусками, тексты (притчи, стихи, рассказы) для осмысления и др.

Задания в расположены в соответствии тематическим планированием курса.

Актуальность включения представляемой рабочей тетради в образовательный процесс курса «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в необходимости обеспечения учащихся материалами, организующими их деятельность по освоению тем курса, т.к. их недостаточно в учебнике. На районном методическом объединении учителей ОРКСЭ (октябрь 2012 г.) идея создания рабочей тетради была высказана многими педагогами.
Р
Урок 1
оссия – наша Родина


Задание 1.Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.

2. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.

К
Урок 2
ультура и религия


Задание: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.




Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература, образование, музыка, развитие, традиции и обычаи, живопись.

Б
Урок 3
ог и человек в православии

Бог – Творец мира.

Бог

Задание 1. На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.
Задание 2. Заполни таблицу по образцу.


мы знаем, что Бог...

мы говорим, что Он

Бог любит нас всех и в высшей степени любит

всеблагий (Бог есть Любовь)



вездесущий

Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени.




Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей.




Для Бога нет ничего невозможного; Он может сделать всё, что пожелает.






всеведущий

Дорога Добра. Какая она?

П
Урок 4
равославная молитва

Задание 1. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка.


1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

К. Симонов


3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

_____________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский
_____________________________


_________________________________
5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

______________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.

Задание 2. Проведи линии соответствия.

благодарственные

молитвы
просительные покаянные

молитвы молитвы

«Аллилуйя!» «Подай, Господи!»

«Господи, помилуй!»

«Слава Богу!»

Задание 3.

Знаешь ли ты кого-нибудь из русских святых? Напиши их имена.
_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________
Напиши имена людей, которые, на твой взгляд, внесли большой вклад в развитие русской культуры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молитва «Отче наш»

Задание 1.

Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.
Отче наш, Иже еси на небесех!

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Иже еси на небесех _________________________________________________

святится __________________________________________________________

яко _______________________________________________________________

даждь _____________________________________________________________

якоже _____________________________________________________________

искушение ________________________________________________________

от лукаваго ________________________________________________________
Задание 2.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?

Перед Богом?

Если да, то какие? __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Для тех, кто хочет знать больше.

Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:





Попробуй прочитать текст.
Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?


Б
Урок 5
иблия и Евангелие

1. Прочитай оглавление Библии. Расскажи, из каких книг состоит Библия и кто является автором Библии?

2. Один из мыслителей и писателей придумал список вопросов, который определял самые ценные вещи для опрашиваемых по этому списку людей (а среди них были величайшие ученые, поэты, философы). Один вопрос звучал так: Какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Подумай, какую книгу чаще всех других называли опрашиваемые люди и почему?

3. Кто является главным Лицом книг Нового Завета? Какие различия есть между учениями Ветхого и Нового Завета?
Надпись на Евангелии


Пусть эта книга священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда.
Пусть эта Книга Спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные

В грустной юдоли земной,
Пусть в ваше сердце вливается, -

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

Константин Романов, 1888



Урок 6

Проповедь Христа
Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Каким ты хочешь быть, когда ты станешь взрослым? _____________________

_____________________________________________________________________________

2. Каким тебя хотят видеть твои родители? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ты думаешь, а каким хочет видеть тебя Бог? __________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Напиши, какие сокровища никогда не исчезнут


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Слова-подсказки: слава, вера, богатство, красота, милосердие, знания, здоровье, успех, скромность, сила



Задание 3.

Отметь утверждения, с которыми ты согласен. Объясни свою позицию.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.

  • Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.

  • Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

Х
Урок 7
ристос и его крест

Задание 1.

Представь, что поздно вечером тебе надо возвращаться в темную, пустую квартиру. Какие чувства у тебя возникают? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А если ты возвращаешься в квартиру, где горит свет и тебя давно ждут? ____

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Христос – Свет, Радость и наше Бессмертие.
Задание 2.

Как ты понимаешь слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можешь ли ты назвать людей, которые выполнили этот завет? Напиши их имена.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.




Перед тобой одно из изображений креста.
Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их.

___________________________________________________________________________________________

Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.)

Объясни значения этих букв.

I. ___________________________________

Н. ___________________________________

Ц. ___________________________________

I. ____________________________________

П
Урок 8
асха


Когда к тебе обращаются с радостной вестью:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Надо ответить:

__________________________________________________________________________
Задание 1.

Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой.

Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.

Нарисуй пасхальную открытку.

Кому бы ты хотел(а) ее подарить? __________________________________________

П
Урок 9
равославное учение о человеке

Задание 1.

Вспомни свойства Божии и запиши их на лучиках.

Тоненьким карандашом соедини лепестки ромашки и лучики.

Образ Божий в человеке таится в силах и свойствах его души.
Задание 2.

Прочитай стихотворение:
Когда заболела нога у коня,

тогда заболела нога у меня...

Когда у кошки болело ушко,

мне тоже больно было немножко.
А сегодня

была переменка,

я упал –

заболела коленка.

И вот у кровати мама стоит,

и у мамы

коленка болит.

(Эмма Мошковская)
1. О чем это стихотворение? ________________________________________________

2. Что ты можешь сказать о мальчике и его маме? ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приходилось ли тебе когда-нибудь чувствовать чужую боль? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.

Ты каждый день заботишься о своем теле – умываешься, делаешь зарядку, чистишь зубы, тепло одеваешься, если на улице мороз. А как на твой взгляд надо заботиться о своей душе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Совесть и раскаяние

С
Урок 10
овесть

Задание 1.

Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Заполни таблицу.





Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.




Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться









































Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

1.

2.

3.

4.


Раскаяние
  1   2   3   4   5