Главная страница

Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся


Скачать 47.47 Kb.
Название Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся
Дата 12.02.2016
Размер 47.47 Kb.
Тип Документы


Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся.



чёткими и немногословными; тон учителя - нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку.

  • Снижение требований к аккуратности на

первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребёнком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

  • Проверка знаний обучающихся с СДВГ в

начале урока.

  • Избегание категоричных ответов.

  • Объяснение учебного материала ребёнку

отдельно (при необходимости).

  • Соблюдение чётких временных

интервалов начала и окончания урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.

  • Организация чёткого контроля над

выполнением ребёнком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника.

  • Смена видов деятельности в зависимости

от степени утомляемости ребенка.

  • Выполнение упражнений на релаксацию и

снятие мышечных зажимов.

  • Реализация двигательной потребности

ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности ребёнка: раздать тетради, стереть с доски).

своей деятельности.



Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками

на уроке.


  • Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме.




  • Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке.




  • Демонстрация учителем неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения.







Составитель: педагог-психолог С.А. Шурыкина



Государственное областное бюджетное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи,

центр психолого – педагогической

реабилитации и коррекции № 12

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью



г. Великий Новгород

2013г.



Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.

Специалисты выделяют следующие клинические про­явления синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это тре­буется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в кол­лективе.

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отве­чает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведени­ем или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного дей­ствия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (напри­мер, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.



Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.


  • Низкая успеваемость - типичное явление для

гиперак­тивных детей. Она обусловлена особенностями их пове­дения, которое не соответствует возрастной норме и яв­ляется серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завер­шении работы, быстро выключаются из процесса выпол­нения задания. Навыки чтения и письма у этих детей зна­чительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, ко­торые являются результатом невнимательности, невыпол­нения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.


  • Нарушения поведения гиперактивных детей во

многом опре­деляют характер взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со свер­стниками, устанавливать и поддерживать дружеские от­ношения. Среди детей они являются источником посто­янных конфликтов и быстро становятся отверженными.


  • Большинству таких детей свойственна низкая

самооценка. У них нередко отмечает­ся деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асо­циального поведения.




В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
В настоящее время этиология и патогенез синдромов де­фицита внимания выяснены недостаточно. Но большин­ство специалистов склоняются к признанию взаимодей­ствия многих факторов, в числе которых называются:

  • пренатальные факторы (токсикозы, гестозы,

угроза прерывания беременности, родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, курение матери и др.);

  • постнатальные факторы (недоношенность,

задержка внутриутробного развития, искусственное вскармливание и др . );

  • генетический фактор;

  • социальные факторы.

Психологи И.Лангмейер и З.Матейчик относят к социальным факторам: недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.
Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми дол­жна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.