|
«оптимизация системы взаимодействия доу и семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №183»
ПРОЕКТ
«ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»
Автор:
Орехова Анастасия Евгеньевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №183»
Иваново 2015
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о дошкольном образовании сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», то есть именно родители являются первыми педагогами своих детей. Данный проект создается им в помощь. Проект направлен на усовершенствование и модернизацию системы двусторонних отношений: ДОУ – семья, семья – ДОУ.
Семья и детский сад – два первичных социальных института. И только взаимодействуя друг с другом, они создают оптимальные комфортные условия для полноценного развития ребенка.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала. Так, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Необходимо заинтересовать родителей в совместной работе, сделать родителей полноценными участниками воспитательно - образовательного процесса. Важно понимание родителями, что их заинтересованное участие в педагогической деятельности нужно для развития их собственного ребенка. Несомненно, и то, что нужно повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Проект также должен дать понимание педагогам, что воспитание и развитие детей – это не свод правил, а искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями, что необходимо учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Так, проект поможет всем участникам образовательного процесса в ДОУ договориться и найти общий язык.
Таким образом, проект направлен на двустороннее воздействие: ДОУ - на семью, семья – на ДОУ. Проект призван помочь педагогам найти новые актуальные и действенные формы работы с родителями, а родителям проект должен показать, что только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребенку вырасти личностью.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА (ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ)
В современном мире предъявляются новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня меняется отношение государства к семье, становится другой и семья. Перед ДОУ сейчас остро стоит проблема отсутствия интереса у родителей к взаимодействию с ДОУ. Значит, необходим поиск новых форм работы с семьей. Пересмотр системы работы ДОУ с семьями воспитанников должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилении субъектной позиции родителей, в поиске и внедрении новых форм работы, призванных укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ (ГЛОБАЛЬНАЯ) ЦЕЛЬ
Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ, установить и развить доверительно-партнерские отношения между семьей и детским садом с целью улучшить качество дошкольного образования.
КОНКРЕТНАЯ (КОНЕЧНАЯ) ЦЕЛЬ
Увеличить число родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада, понимающих проблемы, потребности и нужды ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.
ЗАДАЧИ
-
Уточнить круг прав и обязанностей, объем ответственности ДОУ и родителей.
Организовать психолого-педагогическое сопровождение (просвещение) родителей, активизировать участие родителей в педагогическом процессе.
Реализовать единый воспитательный подход в воспитании и обучении детей.
Создать психологически комфортную обстановку для полноценного развития детей.
Провести мониторинг эффективности различных форм работы с семьей.
Подготовить методический материал по работе с семьями воспитанников, в том числе по теме «Новые формы работы с семьей» и «ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в работе с семьей».
Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах работы с семьей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Установлена взаимосвязь с родителями воспитанников, реализуется единый педагогический подход в воспитании и обучении детей.
Родители знают свой круг прав и обязанностей, объем ответственности.
Родители - активные участники воспитательно-образовательного процесса, достигнута гармонизация детско-родительских отношений.
Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада, понимающих проблемы, потребности и нужды ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.
Наработана база данных по темам «Новые формы работы с семьей» и «ИКТ в работе с семьей».
Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах работы с семьей.
Повышение авторитета педагогов, имиджа ДОУ.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Настоящий проект рассчитан на 1 год и предполагает проведение в 3 этапа: подготовительный (август - сентябрь), практический/реализационный (октябрь - апрель), итоговый (май).
1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь): мониторинг существующей системы взаимодействия ДОУ и семьи; утверждение целей, задач, объемов и сроков выполнения проекта, ответственных за организацию и проведение мероприятий в рамках проекта; формирование и утверждение плана мероприятий по оптимизации системы взаимодействия ДОУ и семьи; анализ ресурсов, выявление проблем, причин и поиск путей решения.
2 этап – практический/реализационный (ноябрь - апрель): реализация утвержденного пана мероприятий проекта «Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи».
3 этап – итоговый (май): проведение мониторинга по оптимизации системы взаимодействия ДОУ и семьи, анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.
* Данный проект рассчитан на 1 год, но ввиду того, что перед коллективом ДОУ стоит глобальная цель «Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ, установить и развить доверительно-партнерские отношения между семьей и детским садом с целью улучшить качество дошкольного образования», которую невозможно полностью достигнуть за период проекта, то с большой долей вероятности можно сказать, что проект с корректировкой задач, форм и методов работы будет продолжен и в последующие годы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
администрация ДОУ;
педагоги ДОУ;
воспитанники ДОУ;
родители воспитанников ДОУ.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
интеллектуальные: продукты интеллектуальной деятельности участников проекта;
-
материальные: планируется использование ПК, оргтехники, методическое и программное обеспечение, наглядный и демонстрационный материал ДОУ;
финансовые: финансирование предполагается за счет собственных средств ДОУ и внебюджетных средств;
правовые: нормативно-правовые документы (внутренние локальные акты), регламентирующие деятельность ДОУ;
организационные: создание рабочей группы по реализации проекта во главе с руководителем проекта;
управленческие: контроль за разработкой и реализацией проекта может быть возложено на руководителя дошкольным учреждением или на руководителя рабочей группы;
информационные: интернет, в т.ч. официальный сайт ДОУ, мультимедийные технологии;
кадровые: администрация, педагогический коллектив ДОУ.
РИСКИ ПРОЕКТА
Риски проекта
|
Способы минимизации
|
Низкий уровень владения педагогами ИКТ
|
Повышение ИКТ компетентности педагогов на курсах повышения квалификации при МБОУ МЦ г.Иванова, а также организация консультаций внутри ДОУ
|
Снижение мотивации педагогов во время реализации проекта
|
Моральное и материальное стимулирование, систематическая методическая работа с педагогами
|
ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
методические рекомендации по оптимизации системы взаимодействия ДОУ и семьи;
разработки традиционных и инновационных мероприятий по работе с родителями.
План мероприятий по реализации проекта
«Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи»
мероприятия
|
сроки
|
ответственные
|
Подготовительный этап
|
Совещание педагогического коллектива «Создание рабочей группы по реализации проекта. Выборы руководителя группы»
|
сентябрь
|
Заведующий
|
Разработка и утверждение локальных актов по реализации проекта
|
сентябрь
|
Заведующий, руководитель проектной группы
|
Изучение литературы по теме проекта, подбор материала для анкетирования педагогического и родительского коллективов.
|
сентябрь
|
Руководитель проектной группы
|
Создание банка информации по теме проекта
|
сентябрь
|
Руководитель проектной группы
|
Мониторинг работы с родителями: опросы для выявлений индивидуальных особенностей ребенка и опросы педагогов по вопросам работы с семьей, и социологические опросы, и опросы родителей для получения их представлений и ожиданий, планов относительно сотрудничества с персоналом детского сада
|
октябрь
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Анализ данных мониторинга, ознакомление педагогического коллектива с результатами
|
октябрь
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Разработка плана мероприятий по выделенным направлениям работы
|
октябрь
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Распределение ответственности за проведение мероприятий
|
октябрь
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Внесение изменений в план работы педагогического коллектива на учебный год, в планах работы с родителями, корректировка тем родительских собраний
|
октябрь
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Практический/реализационный этап
|
Информационное сопровождение проекта: сайт ДОУ, информационные стенды
|
в течение года
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта, ст.воспитатель
|
«Обратная связь» (почта ДОУ)
|
в течение года
|
Заведующий, руководитель проектной группы
|
«Будь в курсе!» (электронная рассылка родителям о предстоящих мероприятиях, событиях)
|
в течение года
|
Руководитель проектной группы, воспитатели групп
|
«Признание» (публичное объявление благодарности участникам различных мероприятий проекта)
|
в течение года
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Договорные площадки
|
в начале учебного года и по необходимости
|
Заведующий, руководитель проектной группы, воспитатели групп
|
Консультация для педагогов «Традиционные и инновационные формы работы с семьей»
|
октябрь
|
Ст. воспитатель
|
Эстафета передового опыта «Педагогический сундучок». Утверждение тем для самообразования по работе с родителями
|
октябрь
|
Ст. воспитатель
|
Заседания «Адаптационного клуба»
|
октябрь, декабрь, февраль, май
|
Ст. воспитатель, педагоги 1-ой мл.группы
|
Вечера вопросов и ответов
|
октябрь, декабрь, февраль, май
|
Ст. воспитатель, педагоги 2-й мл, средн.,старш.групп
|
Заседания «Клуб родителей будущих первоклассников»
|
октябрь, декабрь, февраль, май
|
Ст. воспитатель, педагоги подг. к школе группы
|
Дни добрых дел
|
в течение года
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Семинар-практикум для воспитателей по использованию ИКТ в работе с родителями
|
ноябрь
|
Член рабочей группы
|
Мастер-класс педагогов для родителей «Час совместной игры»
|
декабрь
|
Руководитель проектной группы, ст. воспитатель, педагоги групп
|
Консультация для воспитателей «Готовим папку-презентацию группы»
|
декабрь
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Семинар-практикум для воспитателей «Педагогическая этика общения. Разрешение конфликтных ситуаций»
|
январь
|
Член рабочей группы (психолог по образованию)
|
Спортивный праздник для детей и родителей
|
февраль
|
Все члены педагогического коллектива
|
Круглый стол «Разработка проекта оборудования и озеленения прогулочных участков» (участвуют родители и воспитатели групп)
|
март
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта, воспитатели групп
|
Смотр-конкурс на лучший уголок для родителей
|
апрель
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта, воспитатели групп
|
Мастер-класс педагогов для родителей «Развиваем речь ребенка»
|
апрель
|
Руководитель проектной группы, ст. воспитатель, воспитатели групп
|
Аукцион знаний, методических находок и идей по работе с родителями
|
май
|
Все члены педагогического коллектива
|
Итоговый этап
|
Итоговый мониторинг «Система взаимодействия ДОУ и семьи». Ознакомление всех членов педагогического коллектива с итогами мониторинга
|
май
|
Ст. воспитатель
|
Представление опыта на педсовете, создание методического банка по работе с семьей
|
май
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Подведение итогов реализации проекта
|
май
|
Руководитель проектной группы, рабочая группа по реализации проекта
|
Обобщение опыта по реализации проекта «Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи» и представление в МБОУ МЦ г.Иванова
|
май
|
Заведующий, руководитель проектной группы
|
КРИТЕРИИ/ПОКАЗАТЕЛИ/ИНДИКАТОРЫ ПРОЕКТА
Анализ итогового мониторинга: посещаемость мероприятий, организованных в ДОУ, степень удовлетворенности сотрудничества с персоналом, активность родителей в организации и проведении совместных проектов.
СМЕТА РАСХОДОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наименование расходов
|
сумма
|
канцтовары
|
2000
|
дидактические материалы
|
500
|
методические материалы
|
500
|
|
|
итого
|
3000
|
При реализации проекта будут использоваться средства ДОУ и спонсорская помощь.
|
|
|