Главная страница

Роль фольклора в формировании высоко нравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни


Скачать 31.07 Kb.
Название Роль фольклора в формировании высоко нравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни
Дата 24.03.2016
Размер 31.07 Kb.
Тип Документы

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКО НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

Винокурова Н.А.

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: “Доброе утро!”

“Доброе утро” – дошкольный период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветать всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку.

В потешках, песнях отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому, что обращены внутрь человека.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Методика работы с фольклором в группе с детьми третьего года жизни имеет свои особенности. Третий год жизни приносит важнейшие качественные характеристики в динамику развития ребенка: интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение; психическая жизнь обогащается опытом, переходящим в образный план; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. В связи с этим литературное произведение становится средством познания и художественного отражения действительности, выраженной в слове и через слово.

Системное ознакомление детей с потешками, песенками, прибаутками, отражающими элементы народного быта, позволяют мне выделить “стержневую” линию ознакомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек (люди).

Посредством потешек подвожу детей к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тетя – дядя и т.д.). Обогащаю малышей теплотой добрых чувств, на эмоционально-чувственной основе формирую добрые, высоко нравственные отношения с окружающим миром.

Раскрывая содержание произведении, прибегаю к принципу наглядности, использую методические приемы “обыгрывания” действий, “динамического акцента”.

Ввожу принцип цикличности действий в процессе последовательного освоения фольклорного текста. Использую прием “вхождения” в произведение – частичной драматизации текста, а также ввожу прием игрового взаимодействия со взрослым. Стараюсь подвести детей к пониманию юмористичности сценок, парадоксальности фантастических ситуаций, в сравнении с реальными.

Надо ли доказывать, что ребенок с первых лет жизни приобщается к поэзии, лучше “набирает” свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно.

Как составная часть красоты, народные произведения крупной и малой формы, призваны спасти мир. Спасти от грязи, прагматизма и стяжательства, которые пытаются возвести в добродетель. Только духовность и красота способны вывести людей к свету, к будущему!