Главная страница

Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств


Скачать 116.98 Kb.
Название Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств
Дата 15.02.2016
Размер 116.98 Kb.
Тип Документы

Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств.



Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и младших школьников. Следовательно, компьютерные программы вполне можно использовать в деятельности логопеда для повышения эффективности коррекционного процесса.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». Тем более что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется и синдром дефицита внимания и гиперактивности. В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях [1].

Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:

- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;

- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;

- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;

- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Осознанное отношение ребенком своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности [Приложение 1].

Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками прекрасно подойдут следующие компьютерные программы:

- компьютерная программа «Фабрика игр», где 10 логических игр на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления;

- специально разработанная программа «Развивайка для малышей» из серии «Обучение с приключением», которая рассчитана на развитие творческих способностей в непринужденной форме: пазлы с изображением животных, звуковые картинки-загадки, волшебные картинки-раскраски и др.;

- компьютерная программа «Маленький искатель» дает возможность создавать самостоятельно тексты, рисунки, задачи, строить музыкальные логические цепочки, отгадывать загадки и находить предметы-отгадки на рисунке, ненавязчиво научиться классифицировать под руководством веселого и внимательного «компьютерного героя» в игре «Обручи»;

- серия компьютерных программ «Гарфилд: малышам, дошкольникам, первоклассникам, второклассникам и т.д.», где ребенок вместе с мультяшным котом Гарфилдом учится читать, писать, познает лексику и орфографию, изучает алфавит, но все это обучение носит игровой характер, постоянно звучит похвала и подбадривание, а неудача не несет негатива;

- программа «Веселая азбука» представляет собой мультфильм-путешествие по волшебному лесу вместе с зайчонком, у которого пропала азбука, при этом необходимо выполнять интересные задания обучающего характера, а в награду получить различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям;

- программа «Семейный наставник: Русский язык» (серия «Компьютерное обучение») содержит следующие виды работы с программой: уроки и экзамены, диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками и т.д. По всем разделам русского языка за курс начальной школы; ребенок работает в режиме тестирования, причем можно выбрать, например, такой режим, как «самоконтроль с поощрением», что стимулирует ребенка к достижению лучшего результата;

- компьютерная программа «Головоломки для веселых и находчивых» содержит 100 логических задач для младших школьников, при решении которых ребенок должен находить нестандартные решения, при этом всегда можно увидеть верный ответ.
Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий детей на компьютере у них улучшаются память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

Кроме всего перечисленного компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Компьютер является особым средством ТСО – современной, мощной, более совершенной техникой, реализующей процесс обучения в режиме диалога «компьютер – учащийся». При этом наглядно реализуется дидактический принцип индивидуального подхода, позволяющий каждому ученику при усвоении учебного материала достигнуть такого уровня, который бы соответствовал бы возможностям обучаемого [2]. Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к учащемуся является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия с логопедом, кроме того, стремится выполнять «компьютерные» домашние задания.

При использовании компьютерных программ на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробирваннных и научно необоснованных программ, что может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Рассмотрим вопрос об организации логопедических занятий с использованием компьютера.

Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-15 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

Недопустимо использовать в работе с детьми старые модели компьютеров, так как на экране старой модели невозможно достичь нормальной четкости, яркости и стабильности изображения, необходимого для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения. К тому же это приводит к большему переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми с дизартрией и ли заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. [3].

Использование компьютерных программ может оказаться неэффективным вследствие имеющихся недостатков компьютера. Необходимо четко различать недостатки, обусловленные неопытностью разработчиков той или иной компьютерной обучающей системы, а также недостатки, возникающие ввиду неполной реализации потенциальных возможностей компьютера. Необходимо учитывать недостатки, обусловленные самой природой компьютера как определенной технической системы [4], а также незнанием логопеда основных принципов работы той или иной программы.

Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Для того чтобы ребенок стремился на занятие не только ради работы с компьютером, но и ради присутствия на традиционном занятии, полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.

На первом занятии необходимо познакомить ребенка с машиной, мышью, клавиатурой. Целесообразно сесть рядом, положив свою руку на руку ребенка, дать попробовать ему поработать с мышью. Замечено, что хватает практически 10 минут, чтобы ребенок с первого раза освоил мышь (что взрослому дается труднее и за большее время). Рекомендую первый раз поработать с ребенком в программе Paint, где ему предоставляется возможность порисовать (желательно сначала карандашом) любые фигуры по своему желанию или по заданию логопеда. Вначале дети бывают недовольны своими «каракулями», так как движения мышью еще неловкие, а зрительный анализатор еще никак не желает выполнять совместные действия с моторным. Дети часто при этом говорят, что «голова устала» (что как раз подтверждает, что мозг заведует всеми функциями движения глаз, руки). Возможность быстро очистить лист их успокаивает и они снова принимаются рисовать. Затем необходимо добиваться более точных линий, а также показать возможность раскрасить свой рисунок, причем назвать и выбрать цвет. При этом между логопедом и ребенком постоянно идет диалог и сотрудничество. Ребенок видит, что если движение карандаша было неточным, то краска «проливается», закрашивая весь рисунок. Желание получить красивую картинку и похвалу логопеда помогает достичь лучшего результата. По желанию ребенка картинки можно хранить в отдельной именной папке, а можно выпустить на цветном принтере. Ребенок с удовольствием показывает свои рисунки родителям или друзьям. Рисовать готовыми фигурами (квадраты, круги, прямоугольники) на начальном этапе работы с компьютером я не предлагаю, если целью занятия является формирование мелкой моторики рук. Рисование готовыми геометрическими фигурами в программе Paint можно использовать в графическом диктанте, например: в центре листа помести круг, слева от него – квадрат, ниже квадрата нарисуй треугольник, справа от треугольника – прямоугольник; раскрась квадрат красным цветом, а треугольник …и т.д. Задания могут быть интересными и разнообразными, все зависит от фантазии и опыта логопеда.

Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS Excel, Power Point, Krabtest. Мною изготовлена и успешно применяется (Excel) тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А. Для проведения логопедического занятия по коррекции звукопроизношения использую «Комплекс речевой гимнастики» (Power Point). При закреплении пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Например, при проведении логопедического занятия в группе учащихся 2-го класса по теме «Гласные звуки первого ряда» [Приложение 2], можно использовать презентацию, выполненную в Power Point, где все задания демонстрируются на экране с помощью проектора.

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Оценки ребенку за работу логопед не ставит. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

На тех занятиях, где используется компьютер, дисциплина всегда лучше. В результате занятий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания логопеда ребенок часто реагирует негативно, то на замечания компьютерного героя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выполненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмоционально реагирует на такое поощрение и радуется виртуальным подаркам, чуть ли не больше, чем настоящим. таким образом, использование компьютера позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Литература:



1. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
2. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.
3. Степанова М. Ребенок и компьютер // Директор школы. – 2000. № 5.
4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.