|
Невидимка по Юрию Ковалю
План-конспект урока чтения для учащихся 2 класса
МБОУ «Школы коррекции и развития VIIIвида №44» г. Брянска
разработала: учитель начальных классов Комисова Тамара Сергеевна
Тема урока: Невидимка по Юрию Ковалю
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством Юрия Коваля
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
4. Развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
- Совершенствование навыка чтения.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
- Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Совершенствовать культуру речи учащихся.
- Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
- Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Оборудование:
- Портрет Я. Акима
- Иллюстрация к стихотворению «Март»
- Демонстрационный материал ( ранняя весна)
- Компьютерная запись «хруста снега»
- Презентация опроса « Что может хрустеть?»
- Ширма с предметами: морковь, сухари, ветки
- Словарь: хруст - хрусть - захрустел, послышалось, привстал, ожидая, грачи, ранняя весна, легкие шаги весны.
- Презентация «Кроссворд»
- Портрет Ю. Коваля
- Иллюстрация к рассказу «Невидимка»
- Невидимка для волос
- Скрипичный концерт «Весна» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди, итальянского композитора, скрипача - виртуоза, дирижера.
- Демонстрационная доска
- Художественные материалы
Ход урока:
1. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с подготовки рабочих мест. (Слайд 1)
Ровно встали, тихо сели, головою повертели,
Сладко- сладко потянулись, и друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок, начинается урок!
2. Артикуляционная гимнастика
Учитель: Молодцы, ребята. А скажите, какой у нас сейчас урок?
Ученики: Урок чтения.
Учитель: А что мы с вами делаем на уроках чтения?
Ученики: Читаем, учим стихотворения.
Учитель: Правильно. А еще мы с вами делаем гимнастику для наших язычков.
Учитель: Давайте-ка, мы с вами «Испечем пироги»
а) Сначала «Замесим тесто» – разомнем язычок зубами.(ВЕСЬ ЯЗЫЧОК) Хорошо замесим, чтобы наше тесто поднялось
б) Теперь «Слепим пирог» – похлопаем губами по языку. (СО ЗВУКОМ, У КОГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ) Чтобы наш пирог красивым получился.
в) Теперь достаем пирог из печи. Ой, горячий пирог. Чтобы не обжечься надо на него подуть. «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе. (РЕЗКО, ПЛАВНО НАБИРАЕМ ВОЗДУХ НОСИКОМ И ТИХОНЕЧКО ВЫДЫХАЕМ)
Учитель: Все наш пирог остыл. Все - молодцы!
Учитель: Язычки мы размяли, продолжаем нашу речевую разминку. Повторяем за мной:
На- на- на к нам идет весна.
Ло- ло- ло на улице светло.
Чи- чи- чи к нам летят грачи.
Ру- ру- ру рады мы теплу.
Учитель: О каком времени года говорилось в нашей разминке?
Ученики: О весне.
Учитель: Да, ребята, совсем скоро к нам придет весна.
Учитель: Ее ждет все живое, как воробей, про которого мы учили стихотворение? ( Слайд 2)
3. Проверка домашнего задания
Учитель: А сейчас ребята, давайте с вами проверим, как вы подготовили ваше домашнее задание.
Учитель: Сначала я расскажу стихотворение. А вы повторяйте за мной, для того, чтобы вы его вспомнили. ( Слайд 3)
Учитель: Несмотря, на то, что на деревьях еще нет листочков, что еще холодно, автор говорит, что воробью весело.
Учитель: А почему ему весело?
Учитель: Как мы будем рассказывать это стихотворение?
Учитель: Кто первым хочет попробовать рассказать стихотворение?
Ученики рассказывают стихотворение.
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы - О каком времени года говорится в стихотворении?
Ученики: О весне.
- А о каком месяце весны говорится в этом стихотворении?
Ученики: О марте.
Учитель: Да, март – это первый месяц весны. (Слайды 4, 5, 6)
Учитель: Наступает долгожданная весна. Солнце начинает пригревать. Снег начинает таять. Появляются первые проталины, а между ними бегут веселые ручьи. Дети очень любят пускать бумажные кораблики. Так к нам приходит весна.
Учитель: Оценка детей и аргументация.
4. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, послушайте внимательно один звук и скажите, что это? включаю «хруст снега»
Учитель: Дети, расскажите, что же вы такое сейчас слышали?
Ученики: Так хрустит снег.
Учитель: Правильно, так хрустит снег. А что еще может хрустеть?
Ученики предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Я провела опрос среди учеников нашей школы и получила ответы.
Учитель: Итак, смотрим на экран
Самый популярный ответ - чипсы; (Слайд 7)
На втором месте популярный ответ - снег; (Слайд 8)
На третьем месте популярный ответ – сухари/сухарики; (Слайд 9)
На четвертом месте - ветки; (Слайд 10)
На пятом месте - огурец; (Слайд 11)
На шестом месте - морковь. (Слайд 12)
Учитель: Но и это еще не все! Обратите внимание, на моем столе стоит ширма, за ней находятся 3 предмета, хруст которых вам нужно будет определить: Но чипсы и сухарики мы пробовать не будем, потому что это вредные продукты. Их есть нельзя!
1. Ветка
2. Сухарики
3. Морковь
Учитель: Да, ребята, так хрустит морковь. ХРУСТ - это слово встретится в рассказе, который мы прочитаем на уроке. Только в нашем рассказе хрустеть будет снег.
Учитель: А теперь ребята давайте поработаем над нашим словарем:(хруст- хрусть- захрустел, послышалось, привстал, ожидая, грачи, ранняя весна, легкие шаги весны )
5. Физминутка
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
6. Продолжение учебно-познавательной деятельности
Учитель: У нас с вами закончился раздел «Что такое хорошо и что такое плохо», для того, чтобы узнать название рассказа, который мы прочитаем нам нужно разгадать кроссворд. ( Слайд 13)
1. Каким словом называл гвоздики Алик? (прыгуны) (Слайд 14)
2. Каким словом мама называла мальчика, который не хотел учиться, а хотел волшебный учебник, который сам отвечал бы на любой урок? (лентяй) (Слайд 15)
3. Каким словом ребята назвали мальчика, который связал себе свитер? (вязальщик) (Слайд 16)
4. В рассказе «Коля заболел» друзья не смогли попасть к нему в больницу, как они решили поднять настроение другу? Что они запустили к его окну? (шарик) (Слайд 17)
5. Что налила мама в бутылочку, когда к Юре стали подлетать пчелы? (мед) (Слайд 18)
6. Чем строгал палочку Витя, когда она у него получилась косая? (ножик) (Слайд 19)
7. Для какого транспорта, мальчик решил сделать сам ось для колеса? (самокат) (Слайд 20)
8. Куда положил Юра бутылочку с медом? (карман) (Слайд 21)
9. Какая погода была на улице, когда Коля и Саша боялись идти в школу?
( вьюга) (Слайд 22)
Учитель: Какое слово у нас получилось?
Ученики: Невидимка
Учитель: О ком или о чем так говорят?
Ученики: О том, что нельзя увидеть.
Учитель: Да, ребята Невидимкой можно назвать то, что нельзя увидеть.
2) Какое-либо живое существо или предмет, способные становиться невидимыми (как в сказках, фантастических рассказах). Шапка - невидимка.
3) Тонкая, маленькая шпилька или заколка для женской прически. Показываю «невидимку» и демонстрирую на девочке (Слайд 23)
7. Работа по теме
Учитель: Сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Невидимка». Этот рассказ написал Юрий Коваль. (Слайд 24)
Кого же автор называет невидимкой, об этом мы узнаем, когда прочитаем рассказ. Открываем стр. 30. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: Кто же был невидимкой? (Слайд 25)
- Чтение учеников шепотом, про себя
Учитель: Сейчас мы будем выразительно читать рассказ:
- чтение по цепочке
- чтение – буксир
- работа по вопросам
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы:
1. Почему рассказ называется «НЕВИДИМКА», кто оказался невидимкой? Ответы учеников: ранняя весна.
2. Какие звуки были слышны за окном?
Ответы учеников: хруст, где- то хрустел снег, ломался лед – звуки весны (грачи, снег).
3. Удалось ли ночью увидеть того, кто ходил под окнами?
Ответы учеников: нет.
4. Удалось ли утром увидеть следы на снегу?
Ответы учеников: нет.
5. Какие птицы помогли мальчику узнать, что хрустело под снегом?
Ответы учеников: грачи
6. Назовите признаки ранней весны
Ответы учеников: светит солнышко, темнеет снег - тает. Он понял, что наступила весна. ( Слайд 26)
8. Арт - терапия
Учитель: А вот так услышал шаги весны известный композитор Антонио Вивальди.
Учитель: Включаю компьютерную запись скрипичного концерта А. Вивальди.
Учитель: Сейчас звучит запись скрипичного концерта «Весна» из цикла «Времена года». И я хочу вам предложить изобразить весну.
На мольберте ученики красками изображают весну
9. Оценка урока
Выставление оценок, их аргументация.
10. Домашнее задание
Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Дома вам нужно будет прочитать рассказ «Невидимка» и ответить на вопросы.
Стр. 30 выразительно читать. Ответить на вопросы.
Учитель: Мне очень понравилось с вами работать. Вы хорошо читали, правильно отвечали на мои вопросы.
Прозвенел для нас звонок.
Всем спасибо за урок. ( Слайд 27)
|
|
|