Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Железногорска Курской области


Скачать 191.59 Kb.
Название Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Железногорска Курской области
Дата 27.02.2016
Размер 191.59 Kb.
Тип Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Железногорска

Курской области


Развитие познавательной и творческой активности учащихся

на уроках

русского языка и литературы

Нетрадиционные формы учебной деятельности как способ воспитания творческой личности учащихся

(Из опыта работы)



Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Коротченкова Татьяна Николаевна


2010 г

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо ещё применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. В современных условиях в формировании качеств личности учащегося важную роль играют уроки литературы и русского языка. Уроки, строящиеся на основе традиционных подходов к преподаванию литературы и русского языка, не всегда способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников. Предмет «литература» занимает одно из первых строк в расписании, но всё-таки заметно, что все прочие дисциплины оттесняют литературу на одно из последних мест в духовных интересах школьников. В проведённой мной анкете среди старшеклассников литература замыкает перечень «любимых» предметов. И невольно начинаешь чувствовать, что проигрываешь соперничество со своими современными в глазах учащихся коллегами.

Наступивший ХХI век является этапом в развитии общественного самосознания, но именно уроки литературы помогают разобраться в тончайших вопросах, которые ставили писатели. Время требует современного прочтения произведений русских классиков. Нестандартный подход к преподаванию литературы должен обеспечивать возникновение повышенного интереса к литературе.

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся в приобретении знаний о развитии русской литературы, выработать у них умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведения, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

  • гуманизация образования;

  • личностный подход в обучении;

  • педагогика сотрудничества;

  • развитие познавательных и творческих способностей;

  • учёт возрастных особенностей

Условия возникновения и становления опыта,

Учащиеся моей школы - городские школьники, но даже они испытывают определённые трудности при знакомстве с текстами художественной литературы. Но в наше время прочитать текст можно и на компьютере, но для этого необходимо заинтересовать учащихся тем, что они должны прочитать. А чтобы это произошло, необходим опыт работы и интерес самого учителя. Эрудиция, высокий интеллектуальный уровень учителя, постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих учебную и внеучебную деятельность учащихся, желание и стремление учащихся узнать новое о художественном наследии писателей и поэтов, побуждает к исследовательской работе учителя и учащихся, создаёт коллектив единомышленников, работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.

Каким же должен быть современный учитель и каким должен быть урок литературы сегодня? Эти вопросы имеют принципиальный характер. Они меня волнуют постоянно. Работая в старших классах несколько лет подряд, я заметила, что дети меньше читают, интерес к литературе падает, а если и читают, то совсем не то. Произошло вавилонское столпотворение норм, правил, ценностей, Не могу не согласиться с высказыванием

Ч. Айтматова, что «любители лёгкого развлекательного чтива и в жизни, как правило, признают столь же лёгкие, поверхностные, скользящие отношения с другими людьми». Перекос в оценке художественных ценностей заставил меня более пристально взглянуть на анализ художественных произведений, чтобы научить учащихся отличать настоящее глубокое произведение, получить искреннюю радость от соприкосновения с миром его образов и идей. Моя задача учителя литературы мыслится в организации такой учебной деятельности на уроке и во внеурочное время, которую будет правильно определить сотворчество. Сотворчество понимается как организация урока-диалога, создание постоянной «учебной интриги», активизация воображения и мышления учащихся, его креативных способностей.

Урок литературы – это партнёрство учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан и каждая точка зрения выступает как равноправная. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, исследование художественного произведения, помогаю учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, открывая перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно глубокое изучение литературы в школе, сотрудничество учителя и ученика. Многие нравственные истины могут остаться абстрактными для ученика, если он не выстрадает их сам, не придёт к ним своим путём, через исследование художественного произведения, через открытия и разочарования, свои прозрения и неудачи. Именно решению этих вопросов способствует урок-диалог, призванный научить «умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого»

Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, не переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

  • внедрение новых педагогических технологий в работу;

  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;

  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;

  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.
Актуальность и перспективность.

Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной ее реализации. Школа должна быть обращена к социальным проблемам, связана с жизнью. Усложняется труд человека, меняется характер его профессиональной подготовки. Новые условия жизнедеятельности людей открывают широкий простор приложению творческих сил человека. Эти активные, творческие силы надо формировать уже с детства, в школе, в познании, в труде, в овладении общеобразовательными знаниями, умениями в приобщении к профессии к разносторонним ценностям общества.

Большинство современных профессий, порожденных научно-техническим прогрессом, новыми условиями жизни, требует слияния умственных и физических усилий в особых, нестандартных операциях. Здесь нужно не простое исполнительство, а творческое решение, быстрота ориентировки в сложных непредвиденных обстоятельствах. Широкое и глубокое знание своей профессии на базе общеобразовательной подготовки все больше становится фактором эффективности современного производства, как и ориентировка во взаимосвязях между различными видами деятельности. И не только это, но и мировоззренческая, жизненная позиция, организованность, сознательная дисциплина решают многое. Все это формируется в школьные годы и школой, и семьей широким разветвлением учреждений дополнительного образования.

Мой опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы составляет 25 лет. Я принадлежу к тем учителям, для которых непреложен культ урока. Как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность, поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым. Эти вопросы волнуют меня давно.

Путей повышения интереса к изучению литературы множество: спектакли, литературные вечера, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, Интернет, виртуальные библиотеки, но эти, расширяющие кругозор и знания, так называемые «мероприятия», не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие какой-либо эстетической, нравственной или философской проблемы.

Как же добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать, ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным судьбой.

Теоретическая база опыта.

В последнее время ни один из школьных предметов не подвергался такой резкой критике, как литература. Со страниц центральных газет раздавались такие восклицания: «Люблю литературу, но ненавижу предмет литературы», «Требуется любимый учитель» и т.п. Много было разговоров о сухости и серости уроков, о невысоких профессиональных и личностных качествах учителя. Не умаляя справедливости такой, хочу всё-таки отметить, что среди педагогов – словесников всегда немало истинных мастеров своего дела, по-настоящему творческих людей, первыми откликающимися на всё новое, передовое.

Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила их использовать на своих занятиях. Особенно я обратила внимание на нестандартные технологии, созданные кандидатом педагогических наук научно-исследовательского института Л.А. Симаковой и Г.П. Лазаренко, учителями гуманитарной гимназии г. Москва, и апробировала их в течение нескольких лет. Они обнаруживают не только высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной.

Психолого-педагогическим фундаментом этих технологий стал сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, представленных помимо его работ, работами А.Н. Леонтьева, А.Л. Лурия, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др., а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, развивающему эффекту которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции развивающего обучения.

В последние годы в практике многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания, идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Для меня лично важнейшим приёмом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы и русского языка является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. Как к ним относиться? Целесообразно ли их проводить (уроки-суды, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-концерты и т.д.)? Эти и подобные вопросы волнуют меня всё время. Но, несмотря на неоднозначность оценки учёными этих форм занятий, они пробивают свою дорогу в практику, что свидетельствует о большем интересе к ним словесников. Значит, есть в них жизненная потребность. В чём же она заключена? Самое главное, на мой взгляд, - эти занятия дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый материал более наглядным, более зримым, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его нравственного содержания.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.

«Всё прекрасно на этом свете» или «глухая тоска небытия»? (Проблема нравственного выбора в рассказах А.П. Чехова «Дама с собачкой» и «Ионыч») – такой вопрос встаёт передо мной как перед учителем. В данной ситуации надо найти ответы на те вопросы, которые волнуют детей сейчас. В то же время общечеловеческие проблемы, поставленные в произведениях, сделать их проблемами. Реализация этого принципа происходит через ситуацию диалога.

Несомненно, каждому приходится делать выбор, поэтому предложение - обсудить жизненный опыт героя и его проблемы - встречен с интересом. Учащиеся выявляют ассоциативную связь. Оба рассказа объединены ситуацией: прорыв круга одиночества, возрождение или повседневность. Сходны кульминационные моменты, моменты озарения, когда необходимо действовать. Старая жизнь прошла, а новая? Между нами и героями больше столетия. Так легко судить Гурова и Старцева, а вот каково мнение писателя-современника? С ним, незримо присутствующим в произведении, разговаривать намного труднее.

Анализируя рассказы, приходим к мысли о том, что «внешняя нейтральность чеховского повествования ведёт к ещё более острой постановке этических проблем». В ходе исследования художественного текста приходим к выводу, что Чехов отказывается от традиционной в русской литературе позиции «учителя жизни, мудреца, пророка, знающего истину и ведущего за собой. Его позиция – это позиция – искателя (но не равнодушного свидетеля)». Такое построение урока в виде диалога с автором постоянно побуждает обращать взор читателя на себя: «Какой выбор должен сделать я?» К эмоциям примешивается чувство разочарования в героях Чехова и страх: «Неужели у меня тоже не хватит сил сделать верный выбор? Писатель ненавязчиво приводит мыслящего читателя к выводу: не окружающие люди повинны в том, что жизнь может оказаться неудавшейся. Человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, а строить себе достойную жизнь. Такое построение урока особенно ценно тем, что мнение и видение проблемы не навязывается читателю извне, он избавлен от необходимости выслушивания догматических истин, верных, но таких скучных, вызывающих отчуждение своей необходимостью. Диалог читателя и писателя приводит к осознанию того, что хотел сказать писатель. Понятное становится внутренним убеждением читателя, то, к чему я и стремлюсь.

Особенность такого урока заключается в том, что он содержит ещё один значимый этап – применение полученных знаний и умений, учащимся представляется серия вопросов, предлагающих подумать над альтернативным сюжетом этих рассказов. Особенность вопросов заключается в том, чтобы аргументировать свою позицию с точки зрения реальности. Это способствует развитию умения строить диалог. Такая форма этапа применения полученных знаний и умений обеспечивает большую эффективность. Обусловлено это тем, что вопросы, предлагаемые учащимся, имеют проблемный характер и мотивируют учеников к активной деятельности.

  1. Кто из героев рассказа для вас более привлекателен: Гуров или Старцев?

  2. Почему Старцев не мог преодолеть круга своего одиночества?

  3. Случаен ли для Гурова духовный прорыв в Ореанде?

  4. Что можем сказать о Гурове на основании хотя бы первых двух-трёх предложений, открывающих рассказ?

  5. Каким образом проявляется сознание Гурова, что существуют и «высшие цели бытия?»

Учащимся даю возможность высказать идеи по поводу тем, предложенных для обсуждения, в домашней творческой работе. Выделяются наиболее оригинальные вопросы, которые добавляются в уже имеющийся список.

Чтобы урок литературы был интересным, разнообразным, ёмким и содержательным, стараюсь использовать многообразные формы деятельности учащихся: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую. Первым и главным приёмом активизации учащихся является сопряжение отдельной частной судьбы, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, прошлого и будущего с художественным миром литературного произведения. Сопряжение литературного и личностного опыта учащихся на уроке литературы происходит на основе тщательного анализа проблемных вопросов, поставленных в произведениях 19-20 веков, в контексте данного произведения, автора, времени, культуры. Успешно применяются на уроках следующие формы работы: комментарии историко-культурного, языкового плана; дописывание учащимися эпизодов, реплик, диалогов, которые могли бы существовать в тексте, составление писем, дневников от лица героев, рецензирование. Используются на уроках и ролевые игры, требующие проблемно-поисковую деятельность учащихся: урок - исследование по теме «Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?», «Кто красивее – Наташа или Элен?»; лабораторная работа «Владимир Маяковский и культура футуристов». (Анализ отрывков из стихотворений позволяет понять, что такое стихотворная «лестница», ответить на вопрос, почему стих Маяковского называют декламационной тоникой).

В целом, «интрига» урока литературы развивается таким образом, чтобы ученик оказался включен в «большой диалог» культур различных эпох и народов, оказался причастен свершениям и трагедиям разных времён, смог включить свой личностный опыт читателя в общую культурную копилку человечества.

В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского – беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Поэтому основным направлением моей работы и стали поиски необычных форм уроков. С большим успехом проходят уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-конференции, литературные гостиные и литературные вечера, урок-игра. Сценарии этих уроков составляются совместно с учащимися. В результате подготовки к таким урокам у учащихся повышается интерес к тексту художественного произведения, к слову писателя, возникает потребность в работе с книгами литературоведческого характера. Приобретаются навыки самообразовательной, исследовательской деятельности, развивается речь. Очень важно то, что, готовясь к семинару, учащиеся используют и краеведческий материал. Много интересного учащиеся сообщили на семинаре «Поэты серебряного века» о судьбе Велимира Хлебникова после исследования малоизвестных страниц его жизни и творчества. Урок-концерт «Строки, опалённые войной» явился вступительным уроком к теме «Литература периода Великой Отечественной войны» и был более эффективным, чем традиционно используемый урок-лекция. Учащиеся выступили не пассивными слушателями, а активными участниками, которые делятся со своими товарищами не только самостоятельно добытыми знаниями по теме, но и, декламируя особенно понравившиеся произведения военных лет, показывают глубину самостоятельного постижения этой темы. Песни, прозвучавшие на уроке, помогли учащимся проникнуть в мир чувств и переживаний далёкого от них поколения советских людей, вынесшего на плечах суровые испытания. С большим интересом проходит в 10 классе урок-семинар по теме «Роль литературно-художественных и общественно-политических журналов нашего времени в формировании личности человека».

Целью данного семинара является знакомство с толстыми журналами за последние три года, проверка умения индивидуальной и групповой работы с источником, через обзор журнала дать картину сегодняшнего литературного процесса. Таким образом, я надеялась привлечь внимание учащихся к многочисленным журналам, хотела, чтобы возродилось семейное чтение.

На подготовку было дано два месяца. Процесс подготовки не контролировался, это была полностью самостоятельная работа учащихся по группам, проводилось только консультирование по отдельным вопросам. Для успешного выступления на уроке, необходимо было составить план сообщения, отобрать из прочитанного существенное, яркое, значимое, сделать выписки цитатного материала. Рассказ должен быть интересным, живым, проблемным. Два учащихся представляли журнал, меняясь ролями, цитировали, иллюстрировали, проза сменялась поэзией, критика – драматургией. В своём сообщении учащиеся использовали наглядность – реклама своего журнала, представленная на страницах веб-сайта. Члены редакции разместили в классе афиши своих журналов, представленные на плакате. Они получились яркие, необычные и в каждой - своя изюминка. Сколько информации представлено: история журнала, варианты оформления, награды, авторы, редакционная коллегия, иллюстрированный материал. Выступления были настолько интересными и отличались друг от друга чем-то своим неповторимым, учащиеся перевоплощались в сотрудников редакции, читали наизусть стихи авторов, размещённых на страницах их журнала. Это были журналы «Октябрь», «Звезда», «Наш современник» и др. Ни один учащийся не остался в стороне и безучастным к вопросам семинара. Ребята получили высокой поурочный балл, показав своё умение работать самостоятельно, творчески, вести исследование по конкретным вопросам.

А вот урок по творчеству Н.В. Гоголя в 6 классе прошел как урок-ярмарка, где учащиеся показали себя не только знатоками произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», но и прекрасными артистами, умеющими перевоплощаться в героев повестей Гоголя. Этот урок был приурочен к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Таким образом, поиски новых путей в преподавании литературы дают свои положительные результаты. Творческий подход отражается и на качестве знаний учащихся. И не случайно они выбирали форму выпускного экзамена – защита реферата или проекта по конкретной теме, так как такая исследовательская работа даёт многое для понимания творчества поэта или писателя, открывает новые, неизвестные страницы его жизни. Назову наиболее интересные темы:

  1. Петербург в поэзии Анны Ахматовой.

  2. Образы Москвы и Ершалаима в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  3. Тема маленького человека в русской литературе18-19 веков.

  4. История и современность в лирике О. Мандельштама.

  5. Лирический герой раннего Маяковского.

  6. Новый тип романтического героя в ранних рассказах М. Горького

  7. Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

И так хочется, чтобы на каждом уроке было у ребят такое состояние души, чтобы всё, что касается тонких струн её, не прошло мимо. А для этого надо много работать, развивая творческий потенциал не только свой, учительский, но и каждого ученика-единомышленника, ученика соавтора своего урока.

Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра -один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

На своих уроках я часто использую игру, особенно в 5-7 классах. Это соревнование двух кораблей, «Поле чудес», «Угадай произведение», Игра-переводчик, игра «Эрудит», «Работа в газете» , «Бумеранг» и др.

Уроки, строящиеся на основе традиционных подходов к преподаванию русского языка и литературы, не всегда способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников. Урок же, заявленный как урок-игра, презентация или урок-соревнование, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ученика комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные же уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Продумывая новый урок, я стараюсь продумать и роль ученика на уроке. Ученик, выступающий в роли путешественника на обобщающем уроке - путешествии «Служебные части речи» в роли содокладчика или оппонента на заседании учёного совета по теме «Имя существительное как часть речи» восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению творческих заданий строго индивидуально, внушая детям мысль: «Интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы».

Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся пронизывала весь учебный процесс, как на уроках литературы, так и русского языка.

Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех.

Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, начинаю всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учу искать вместо сходств различия.

Что я делаю на уроке, чтобы воображение школьника давало результат в работе по усвоению материала? Вот несколько примеров по созданию и развитию у учащихся так называемого «мысленного экрана»:

1. Советы тем, кто учит стихи (читай четверостишие и мысленно представляй то, о чем читаешь).

2. Образность при запоминании словарных слов (вход в пАлатку похож на букву А; Орбита имеет такую же форму, что и буква О, и т.п.)

3. Рифмовка правил по русскому языку (НЕ с существительными пишется раздельно, если есть с союзом А противопоставление) и т.д.

Такие и подобные формы работы на уроке помогают учащимся «населить» учебный материал образами воображения и сделать его «своим» (собственно, это и значит «усвоить»).

Какие еще пути развития воображения использую? Первый путь — воздействие извне. Оно достигается насыщением учебного процесса наглядным материалом. Второй путь — стимуляция воображения, рассчитанная на то, что школьник получает извне не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»: извне дается только первый толчок, «зацепка», исходя из которой ученик создает образы воображения сам. Например, среди форм работы по программе элективного курса «Азбука журналистики», составленной мною в прошлом учебном году, много таких, которые как раз стимулируют воображение: небылица за несколько минут; перевоплощение (Ты — бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя? Ты — береза; что ты чувствуешь, когда весной у тебя забирают сок?); создание образа (попытайся создать образ того, что лежит в основе идеи литературного произведения); описание чувств и мыслей (Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем — ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них — только появившиеся из почек чуть заметные нежно - салатовые листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты). Третий путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить при чтении по ролям, инсценировании эпизодов произведения, написании сочинения на свободную тему, создание стихотворений.

На своих уроках я только стимулирую работу воображения, создаю условия для его включения. Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.

Результативность:

Повысилась активность, работоспособность и успеваемость учащихся по русскому языку и литературе.

Учащиеся пишут собственные стихи и публикуют их в газете.

Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной, городской олимпиадах.

Учащиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, конкурсы, литературные гостиные).

Повысилось участие обучающихся в различных литературных конкурсах, фестивалях школьного и городского уровней.

Учащиеся создают проекты и выступают на научно-практической конференции, пишут заметки в газеты, поступают в высшие учебные заведения, где готовятся стать журналистами. Там, где зародился живой интерес, легко направить его в самые разнообразные формы: уроки, факультативные курсы, исследования, олимпиады.

Мои выпускники - врачи, юристы, педагоги, научные сотрудники, руководители предприятий, студенты учебных заведений. Они люди с активной жизненной позицией, имеющие собственный взгляд на мир