Главная страница

Конкурс «Недаром помнит вся Россия»


Скачать 109.98 Kb.
Название Конкурс «Недаром помнит вся Россия»
Дата 10.02.2016
Размер 109.98 Kb.
Тип Конкурс

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Интегрированный урок английского языка и истории

«Они победили Наполеона»

Мартыненко Наталья Николаевна,

учитель английского языка, руководитель Научного общества учащихся «Старт»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

муниципального образования Тбилисский район

2012 год

Цели урока:

Образовательные:

-расширить знания учащихся о месте Отечественной войны 1812 года в истории Наполеоновских войн;

-показать значимость данного события в истории России и Европы;

-развивать умение сравнивать исторические личности на примере адмирала Нельсона и фельдмаршала М.И.Кутузова

Развивающие:

-развивать умение извлекать необходимую информацию из различных источников (аутентичных текстов лингвострановедческого содержания, стихов и песен, исторических документов и карт)

-развивать умение решать познавательные задачи дискуссионного типа: анализировать и сравнивать, обобщать полученную информацию для формирования личностного отношения к изучаемому вопросу

-развивать умение оценивать события ретроспективно, определять цели, причины, последствия событий

-формировать навыки чтения и составления акростиха

Воспитательные:

-способствовать воспитанию патриотизма учащихся, чувства национальной гордости и любви к своему Отечеству, его национальным героям, критически относиться к статьям средств массовой информации

Оборудование: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, принтер), карта на английском языке, мультимедийная презентация, рабочие листы для учащихся с заданиями и ключами, аудиофайл «Увертюра «1812 год» П.И.Чайковского, портреты адмирала Нельсона и фельдмаршала Кутузова.
Технологическая карта урока:

Этапы урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Введение в тему урока.

Цитаты на доске:

The legacy of heroes is the memory of a great name and the inheritance of a great example. (Benjamin Disraeli)

Как в русских сказках, клубок ниток, разматываясь, указывает путь богатырю, так и духовная энергия народа словно перекатывается из поколения в поколение – явлением национального героя (В.Карпов)

Учитель:

Good morning! Today’s lesson is going to have 2 parts and 2 teachers: an English teacher and a History teacher.

Read the saying on the board and translate it. What do you think about it? Who can be called “a hero”?

Сегодня мы будем рассматривать эпоху Наполеоновских войн, исходя из аспектов двух союзных государств антинаполеоновского союза: Великобритании и России. Оба эти государства одержали значимые победы над Наполеоном.

Что вы думаете по поводу высказывания современного российского писателя В.Карпова, которое вы видите на доске?

Какое определение понятию «герой» дали бы вы?


Учащиеся читают английское высказывание и переводят его: «Наследие героев – это память великого имени и образца для подражания».

Учащиеся дают определение понятию “a hero” (домашнее задание):

  1. a man of distinguished courage or ability, admired for his brave deeds and noble qualities;

  2. a person who, in the opinion of others, has heroic qualities or has performed a heroic act and is regarded as a model or ideal;

  3. a person noted for feats of courage or nobility of purpose, especially one who has risked or sacrificed his or her life


Учащиеся комментируют высказывание В.Карпова и дают определение понятию «герой».

Английский блок.

Учитель:

You have some worksheets on your tables. Take Worksheet I. Read the text “France versus Britain” and choose the correct answer to the questions.

После самостоятельной работы учащихся (4 минуты) учитель спрашивает 2-3 учащихся, затем предъявляет ключ: 1) c (Spain), 2) d (interfered with), 3) a (The British destroyed most of France’s and Spain’s ships).



Учащиеся работают с рабочим листом № 1: читают текст «Франция против Британии» и выполняют послетекстовые задания – на множественный выбор ответа (задание формата ЕГЭ).

Ответы учащихся.

Английский блок.

Учитель:

Take Worksheet II. Work in pairs. Read the questions and find answers to them.
После работы в парах учитель спрашивает 1 ученика, затем предъявляет ответы в виде презентации (Слайды 1-14)

Ключ: 1) a, d, e, g; 2) b; 3) c, i, k; 4) j; 5) f, h, l



Работа в паре: Учащиеся работают с рабочим листом № 2: читают вопросы и находят для них ответы (задание формата ЕГЭ).

Ответ учащегося.

Блок английского языка и истории.

Учитель:

Remember the sentence: “France dominated the European continent”. Was it really the fact? Work in groups of 4 pupils. Take Worksheet III – the map of Napoleonic Wars. Look at the map and fill in the table.

Рассмотрим ситуацию в Европе в эпоху Наполеоновских войн. Действительно ли Франция доминировала в на европейском континенте? Понимание данного вопроса поможет вам показать значимость России в победе над Наполеоном. При заполнении таблицы не забудьте правильно указать русские названия государств – исторические реалии.



Учащиеся ставятся перед проблемным вопросом: В задании было предложение «Франция доминировала на европейском континенте».

Учащиеся читают карту на английском языке и заполняют таблицу на английском и русском языках, работая в группах из 4 человек: – 1-я группа выписывает названия европейских государств, являющихся союзниками Наполеона, 2-я группа – государств, находящихся под влиянием Франции, 3-я группа – государств, противников Наполеона.

После самостоятельной работы (3-4 минуты) представитель от каждой группы даёт ответ на свой вопрос.

Ключ:

Государства-союзники Наполеона – Датско-норвежское королевство, Пруссия, Австрийская империя

Государства, зависимые от Франции – Испания, Великое Герцогство Варшавское, Рейнский Союз, Швейцария, Королевство Италии, Неаполитанское Королевство

Государства-противники Франции - Российская империя, Швеция, Объединённое королевство Великобритании и Ирландии, Португалия, Сардиния, Сицилия, Черногория.

Блок английского языка и истории.

Учитель:

Analyze the map and answer the last question of the Worksheet: Did Napoleon dominate the European continent?

Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос, обоснуйте его с помощью карты.



Yes, he did.

1 ученик даёт развёрнутый ответ на вопрос, в котором доказывает, что в начале 19 века в Европе не было государств, давших серьёзный отпор Наполеону.

Блок английского языка и истории.

Учитель:

Great Britain won Napoleon at sea thanks to Admiral Nelson. Russia defeated Napoleon on land. What is common between these historic personalities? (Слайд 15)

Чей портрет вы видите рядом с портретом Нельсона? Что общего между этими историческими личностями? В чём разница? Выскажите своё мнение и обоснуйте его.



Учащиеся сравнивают две исторические личности: адмирала Нельсона и фельдмаршала Кутузова.
Возможные ответы:

  1. Оба этих человека были полководцами.

  2. Оба полководца получили серьёзные ранения в боях.

  3. Оба полководца одержали победу над Наполеоном.

  4. Оба полководца пользовались уважением и любовью своих подчинённых.

  5. Оба полководца признаны героями войны против Наполеона.

  6. Отличие в том, что Нельсон был полководцем на море, а Кутузов – на суше.

  7. Отличие в том, что Кутузов не погиб в основном сражении.

Блок истории:

Учитель: К сожалению, мне хотелось бы добавить ещё одно отличие и не согласиться с утверждением «Оба полководцы признаны героями войны против Наполеона». Дело в том, что заслуги Кутузова в войне против Наполеона полностью признаны только в России и неоднозначно оцениваются на Западе.

Предлагаю ознакомиться с цитатами, посвящёнными Кутузову, из зарубежных источников.

Work in pairs. Take Worksheet IV and read some statements about Kutuzov.


Учащиеся работают в парах: читают выдержки из статей зарубежных историков и энциклопедий и материалы передачи Екатерины Гороховой “Mikhail Kutuzov as viewed by western historians” на канале «Голос России» от 3 декабря 2010 года (каждая пара получает одной высказывание на английском языке).

Цель блока: осознание и осмысление информации средствами критического мышления.

Учитель: Что вы думаете о прочитанных высказываниях?




«Перестаньте хоть на время читать то, что пишут живые о мертвых; читайте то, что писали в живых давно умершие люди». Что имел в виду Честертон Гилберт Кит, когда написал эти строки? (Цель учителя – подвести учащихся к мысли о том, что один из лучших источников – это воспоминания современников и участников событий).



Одним из доказательств данного мнения может служить и следующий факт: Перед юбилеем Бородинской битвы активизировались реакционные силы внутри нашей страны, которые пытаются очернить имя Кутузова и его победы. Так, в своей новой книге «Наполеон. Попытка № 2». русский писатель А.Никонов пишет следующее: «…С народом разобрались. Теперь разберемся с талантливым полководцем - Кутузовым. Славе Кутузова и орденам Кутузова мы обязаны товарищу Сталину. Желая оправдать катастрофический разгром 1941 года, он ухватился за лежащую на поверхности историческую аналогию и велел придворным историкам, включая Тарле, выдумать «хорошо подготовленное контрнаступление» Кутузова. Которого не было. Да и быть не могло. Кутузов знал, что Наполеона ему никогда не победить. Наполеон уйдет из России только тогда, когда сам этого захочет. Так оно и вышло. Наполеон не проиграл в России ни одной крупной битвы и ушел тогда, когда принял решение уйти. Кутузов же … был известен в русской армии как ленивый, подлый и льстивый интриган… Забавно, но до сих пор в России находятся люди, которые считают бородинский разгром нашей армии «славной победой русского оружия»… Русские уничтожали Москву. Французы её спасали… Старая гвардия почти вовсе не принимала участия в грабеже… Что нужно простым цивилизованным людям, учитывая, что цивилизация - это комфорт через разум? Если страну завоевывают не варвары, нашествие которых приведет к крушению цивилизации, то есть к падению уровня жизни, исчезновению комфорта, а, напротив, люди с более высоким цивилизаторским статусом, сопротивляться им - признак тупости… Что мешало людям остаться в городе, жить обычной жизнью, торговать? Азиатская дикость и только. Каковая дикость проявилась и в намеренном уничтожении собственной столицы…».

  1. Сравните отношение британцев к Нельсону с отношением Никонова к русскому национальному герою? Каково ваше мнение по поводу книги Никонова?




  1. Согласны ли вы со словами автора, который обвинил жителей Москвы в «дикости»? Почему? С какой целью была сожжена Москва?

  2. Какие чувства у вас вызывают строки Никонова?


Учащиеся высказывают своё мнение о высказываниях зарубежных историков и исследователей.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся высказывают мнения по поводу высказывания о Кутузове в данной книге (Подвести учащихся к выражению мнения о том, что национальные герои – это память народа, которую нельзя уничтожать).

Учащиеся высказывают мнения по поводу отношения автора к поджогу Москвы и патриотизму её жителей.
Ответы: возмущение, гнев, оскорбление.

Блок «Работа с историческими документами»:

Учитель: Вернёмся к совету Честертона Гилберта Кита и перейдём к изучению исторических документов: воспоминаний современников Отечественной войны 1812 года и текстов официальных документов того времени.

Музыкальным фоном при этом послужит увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год»



Учащиеся работают самостоятельно с Рабочим листом V – читают тексты исторических документов: царские манифесты и отрывки из книги русского офицера Фёдора Глинки «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год».

Блок «Рефлексия»:

Учитель: Какой исторический документ, по вашему мнению, лучше всего показывает историческое значение Бородинской битвы и военной стратегии Кутузова в победе над Наполеоном? Вырежьте из рабочего листа №5 нужный текст и прикрепите его на основу коллажа.

Учитель: Let's move again to the English sources. British pupils study History and express their points of view in different ways. One of them – writing acrostics.

Take Worksheet VI. Read the acrostic devoted to the HMS Victory – Her Majesty Ship – the warship of Admiral Nelson which has been made a museum. What is it about?

Учитель: Can you write an acrostic yourself? Try to do it in Russian. Then pin it up to the collage.

Учитель прикрепляет к коллажу слова Наполеона: “The French showed themselves to be worthy of victory, but the Russians showed themselves worthy of being invincible” –

«Французы сражались как победители, но русские доказали свое право быть непобежденными».


После самостоятельного изучения текстов учащиеся вырезают из рабочего листа № 5 нужный текст и прикрепляют его на основу коллажа «Победа над Наполеоном». Основой коллажа является лист ватмана с заголовком «Победа над Наполеоном».
Учащиеся работают с рабочим листом № 6 – читают акростих на английском языке, посвящённом кораблю адмирала Нельсона, затем отвечают на вопрос, называя слова и словосочетания, характеризующие корабль и его моряков:

Ответы: heroic children (храбрые дети), masters giving out the orders (командиры, отдающие приказы), dying everywhere (умирающие повсюду), victory is so close (победа так близка), thunder crashing (раскаты грома), we have won (мы победили).

Учащиеся пробуют написать собственные акростихи по слову «Бородино» и прикрепляют их к коллажу.

Например:

Был воздух чёрен

От разрывов ядр.

Рвались гусары в бой,

Отчизну защищая.

Драгунские полки

И рекрутов отряды,

Не отступив ни шагу,

Отпор французам дали.

Подведение итогов, выставление оценок.