       МДОУ ЦРР Д\С № 28 «Красная Шапочка»
Мнемотехника
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель:
Бутенко Наталья Николаевна
г.Новоалександровск
Консультация для родителей на тему «Мнемотехника».
«Услышал - забыл.
Увидел - запомнил.
Сделал – понял.» (китайская мудрость)
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий. Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребѐнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Последовательное усложнение дидактического материала заданий осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты и мнемодорожки по временам года, с помощью которых дети составляют свои предложения и рассказы.
Составление предложений о зиме.
-Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идѐт снег.
-Люди зимой делают кормушки для птиц.
-Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
Составление рассказа о зиме .
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно
передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Сказка « Заюшкина избушка».
Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ѐлка.
Мнемотаблицы-схемы я использую для обогащения словарного запаса; отгадывания и загадывания загадок; заучивания стихов, скороговорок, считалок, чистоговорок; при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, придумывание сказок.
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам (автоматизация свистящих звуков):
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог Весь до ниточки промок.
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей И вяжет и шьет.
Читает им книжки,
Поет перед сном,
Гулять ребятишек ведет вечерком.
Разучивание считалочки (автоматизация сонорных звуков):
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
-Раз-два-три-четыре!-
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мыши вон!
Чистоговорка (автоматизация сонорных звуков):
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) .
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьѐвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.
Предметные мнемотаблицы используются на занятиях в младшем и среднем дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
•"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»
•Далее предлагаем детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Используются предметно-схематические модели.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций
— владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
|