Главная страница

«Мир моих прав»


Скачать 63.95 Kb.
Название «Мир моих прав»
Дата 12.03.2016
Размер 63.95 Kb.
Тип Документы



МБОУ «Шеломовская СОШ»

Мир моих прав

Правовая игра для 8 класса ко Дню правовой помощи «Подросток и закон» - 20 ноября




Классный руководитель: Мамеева-Шварцман И.М.

2013-2014 учебный год


Тема: «Мир моих прав»

Правовая игра для учащихся 7-9 классов
Рекомендуется для проведения при участии учителя обществознания, заместителя директора по правовому регулированию (если такой имеется).
Цель: просвещение учащихся, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ.

Задачи:

  • формировать отношение к праву как социальной ценности и понимание необходимости правовых знаний в общественной жизни;

  • развивать гражданскую ответственность к общественным ценностям;

  • воспитывать уважение к закону.


Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, карточки с заданиями и ответами, песочные часы.
Ход игры

  1. Вводная часть.

Игра состоит из четырех раундов. За правильные ответы команды получают по баллу, учет которых будет вести жюри. В состав жюри желательно включить учащихся 11 классов, учителя обществознания, заместителя директора по правовому регулированию (3 человека).
Педагог: Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. Сегодня наша правовая игра будет посвящена законам РФ.
1 раунд.

Каждая команда получает по 5 вопросов и 5 карточек с вариантами ответов. Задача команд – верно с юридической точки зрения соединить карточки.

Вариант А

1.Обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. (Стереотип)

2. Привычки, действующие в больших группах людей. (Обычаи)

3. Способы порицания и поощрения, являющиеся средством охраны групповых норм. (Санкции)

4. Правила, по которым живет группа людей. (Норма)

5. Взаимные деловые и дружеские отношения людей. (Общение)
Вариант Б

1. Стереотип поведения человека. (Привычка)

2. Основные правила поведения в сети Интернет. (Сетикет)

3. Обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности. (Ритуалы)

4. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. (Этикет)

5. Внешние нормы поведения человека, получающие положительную оценку окружающих. (Манеры)
Раунд 2.

Педагог: Права человека можно разделить на несколько групп: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Вам предлагается распределить указанные ниже права по данным группам.

Заполните схему, используя приведенный ниже текст из Конвенции ООН о правах ребенка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

Каждой команде выдается схема, которую нужно заполнить.

1) Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2) Право на имя и приобретение гражданства.

3) Право на сохранение индивидуальности.

4) Право жить в семье, знать своих родителей.

5) Право свободно формулировать и выражать свое мнение.

6) Право на доступ к необходимой информации.

7) Право на свободу мысли, религии.

8) Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

10) Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития.

11) Право на образование.

12) Право на отдых и досуг.

13) Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.



Гражданские (личные)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________



Политические

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Экономические

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Социальные

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________



Культурные

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________



Раунд 3.

Педагог: Основная задача закона обеспечить защиту прав и свобод каждого человека, то есть закон обеспечивает возможность существования общества и государства, заставляя отдельного гражданина учитывать не только свои интересы, но также права и интересы окружающих. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции).
Командам необходимо дать максимально точные ответы на предложенные вопросы. Правильные ответы транслируются на экран. Жюри оценивает, насколько точно были даны ответы.

1.Какие вы знаете виды правовой ответственности?

Ответ: Уголовная, административная, гражданско-правовая
2.С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Ответ: С 16 лет за все преступления, с 14 лет за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества, хулиганство, вандализм
3. Что называется хулиганством?

Ответ: грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (срок до 7-ми лет).
4.Что такое вандализм?

Ответ: Вандализмом признается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (срок до 3-х лет).
5.Что называется мелким хулиганством?

Ответ: Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Раунд 4.

Педагог: Следующий раунд последний и решающий, каждой команде будет зачитана ситуация, которую нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация для первой команды.

Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении  за пределами школы.

Вопросы:

1.Личное ли это дело каждого? Почему?

2.Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

3.Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?
Ситуация для второй команды.

Двое учеников вовремя перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1.Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2.Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности чужой собственности).

3.Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?
5.Подведение итогов. Слово жюри.

Педагог: Если человек не собирается всю жизнь прожить на необитаемом острове, то он должен освоить нормы поведения, принятые обществом, в том числе и правовые.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления гражданского общества и правового государства. В связи с этим все большее значение приобретает уровень правовой культуры. Без правовой культуры невозможным становится существование государства, коллектива, отдельной общности.
________________________________________________________

Список литературы:

1.Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф.  Обществознание.7 кл. Издательство  М. «Просвещение», 2010 г.

2.Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание, рабочая тетрадь.7 кл. М. «Просвещение», 2010 г.

3.Тимченко А.А. Учебный год без забот. М. «Глобус», 2008 г.

4.Умрихина М.Е. Профилактика безнадзорности, правонарушений  и наркомании среди обучающихся и воспитанников ОУ г. Москвы. М. центр «Школьная книга» , 2009 г.

5. Конвенция о правах ребенка