Главная страница

Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в творческих объединениях


Скачать 114.86 Kb.
Название Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в творческих объединениях
Кулакова Наталья Николаевна
Дата 11.03.2016
Размер 114.86 Kb.
Тип Методические рекомендации


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ШАХУНСКОГО РАЙОНА

Методические рекомендации

по подготовке и проведению

открытого занятия

в творческих объединениях

дополнительного образования детей.
Работу выполнила:

Кулакова Наталья Николаевна,

методист МОУ ДОД Вахтанского Детско-юношеского центра


2010 год

Введение .
Термином «дополнительное образование детей» обычно характеризуют сферу не­формального образования, связанного с индивидуальным раз­витием ребенка в культуре, которое он выбирает самостоятельно в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями. Свобода выбора детьми образовательной области, типа, вида, и формы деятельности, образовательной программы - основная типологическая характеристика этого вида образования. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ребенку обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству

Открытое занятие представляет собой одну из старейших форм методической работы педагога.

Для нас актуальна проблема рассмотрения методики основ подготовки и проведения открытого занятия, позволяющая повысить их эффективность и вооружить педагога, готовящегося провести открытое занятие технологией саморазвития.

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования детей, методистам и руководителям структурных подразделений УДО.

Цель проведения открытого занятия

Саморазвитие педагога, стремление к собственному повышению квалификации, когда мнения коллег, замечания и предложения становятся инструментом развития ведущего открытого занятия.

Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
Задачи

1. Повышение квалификации тех, кто приходит посмотреть предлагаемое занятие.

2. Экспертиза коллегами (руководителями учреждения, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом.

3.Изучение, обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

5. Творческий отчет (аттестация, конкурс и т.д.)

Организация учебного занятия - это индивидуальное педагогическое творчество. При его проектировании педагог должен учитывать как общие требования к занятию, так и свои индивидуальные возможности и способности. К общим требованиям относятся:

  1. реализация всех дидактических задач;

  2. межпредметные связи;

  3. проблемность;

  4. развитие познавательных способностей учащихся;

  5. активизация умственной деятельности детей;

  6. дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;

  7. комплексное использование средств обучения;

  8. самостоятельная работа учащихся;

  9. разнообразная и планомерная обратная связь.


Перед началом занятия педагог сообщает присутствующим необходимую информацию о группе учащихся, дает характеристику учебной группы:

- начальный уровень развития детей данной группы.

-учитывается ли возрастные особенности детей,

-их первоначальный уровень знаний.

- учитываются ли различия детей по темпераменту.
К каждому учебному занятию предъявляются требования, которые можно сгруппировать следующим образом:


Содержание и результативность

  • высокий уровень познавательного интереса и активности детей;

  • экономное расходование времени занятия;

  • объем полученных учащимися знаний и умений;

  • положительный уровень межличностных взаимоотношений;

  • вклад в формирование личностных качеств ученика

  • практическая значимость полученных знаний и умений




Структура занятия

Особое внимание уделяется поиску оптимальных содержания и методов обучения, таким, как:

  • комплексное планирование познавательных и воспитательных задач;

  • выделение главного в занятии;

  • определение последовательности этапов и оптимальное распределение времени между ними;

  • целесообразное применение разнообразных средств и методов обучения

  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

  • создание необходимых материально-технических условий;

Активизация познавательной деятельности детей

Такая организация работы детей, при которой учебный материал становится предметом активных практических действий.

Самостоятельность и творчество

  • создание условий для самостоятельной работы;

  • обучение самостоятельному применению знаний.


Перед занятием педагог рассказывает гостям о проекте предлагаемого занятия, поясняя, где и как он учитывает те или иные особенности группы. Таким образом, педагог раскрывает актуальность своей работы, выбранного содержания и методов проведения открытого занятия именно для данной учебной группы.

Форма рассказа об открытом занятии, а также его структура и содержание определяются педагогом. Педагог говорит о месте занятия в теме, разделе, называет цель, задачи, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы и формы, информирует гостей о структуре занятия, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на свои собственные изобретения, раскрывает их сущность, рассказывает, в чем их новизна; прогнозирует возможные учебные действия, реакцию различных групп учащихся, возможные результаты и т.д.

Без данной информации гостям будет трудно понять, почему педагог действует так, а не иначе.

Педагог должен определиться с тем, что представляет собой его проект открытого занятия в соответствии с классификацией инноваций: это может быть-

а) модификация, т.е. совершенствование своего прежнего опыта;

б) заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта


Проведение открытого занятия
Педагог-мастер должен быть готов изменить свой проект в ходе самого занятия в зависимости от возникшей ситуации, например, кто-то из детей может заболеть, может произойти конфликт ребенка и учителя, дети могут поссориться перед занятиям и т.д

Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой выполнить ранее намеченный план полностью, независимо от возникших на занятии обстоятельств. Педагог должен продумать запасные методические варианты, так как необходимость в них может возникнуть. Это показатель мастерства педагога.
Анализ открытого занятия педагогом.
Форму и содержание анализа определяет педагог. Однако необходимо помнить, что выступление педагога с анализом только что проведенного открытого занятия является показателем его общей и педагогической эрудиции.

При анализе педагог говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от проекта, объективно оценивает собственные действия, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть и не понять.

Анализ открытого занятия руководителем необходим в связи с тем, что, проводя занятие, педагог находится в состоянии высокого психологического напряжения и может упустить некоторые аспекты своей деятельности. Руководитель и методист несут ответственность за открытый урок, и данный ими анализ необходим для дополнения анализа, сделанного педагогом, тем боле, что они хорошо знают суть новшества и по ходу открытого занятия имели возможность фиксировать то, что является ценным для гостей.

Ответы педагога на вопросы после проведенного занятия должны быть краткими и точными. При этом значение имеет не только суть ответа, но и форма его подачи.

Возможна общая дискуссия, которая предполагает аналитические, оценочные выступления гостей открытого занятия, можно говорить о сильных и слабых сторонах занятия.

Педагог должен завершить дискуссию, так как он специально готовился к мероприятию и был учителем не только детей, но и своих коллег, пришедших на занятие. В заключительном слове педагог благодарит присутствующих на занятии, специалистов, помогавших ему подготовить занятие.

Информационный блок

по проектированию педагогом открытого занятия


  1. Структура проекта открытого занятия.


Занятие должно быть построено согласно следующим требованиям:

1. Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится данное учебное занятие.

2. Психолого-педагогическая характеристика группы детей, с которыми педагог планирует проводить данное учебное занятие.

3. Характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

4. Тема учебного занятия в учебной программе.

5. Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе.

6. Сложность занятия вообще и конкретно для данной группы.

7. Тип учебного занятия.

Различают следующие типы учебных занятий:

  • изучение, усвоение нового материала;

  • закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;

  • самостоятельное применение знаний, умений, навыков.

8. Цель.

9. Методы обучения

10. Форма организации учебного занятия.

  1. Хронометраж учебного занятия

12. Содержание учебного занятия

Ход занятия

Обоснование

деятельности педагога

Прогнозирование

деятельности учащихся










  1. Результаты учебного занятия

14.Направления самоанализа учебного занятия

  1. Перспективы развития темы

  2. Методическое обеспечение занятия (задания, карточки, вопросы)




  1. Основные этапы проектирования открытого занятия.


Учебное занятие - промежуток учебного времени, в течение которого учащиеся целенаправленно занимаются выбранным направлением деятельности, под руководством педагога. Ведущей целью современного учебного занятия является не столько сообщение знаний, сколько выявление и развитие опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Для того, чтобы учебное занятия стало обучающим и развивающим его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Проектирование учебного занятия складывается из:

  • целевого планирования, которое включает:

а) деятельность педагога и деятельность учащихся на занятии б) формы организации работы;

в) методы стимулирования интереса к изучению материала, активности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков .

г) способы организации познавательной деятельности;

д) методы контроля.

  • прогнозирование результатов;

  • определение перспектив дальнейшей работы


Учебное занятие традиционно включает в себя несколько структурных элементов:

а) предварительная организация группы;

б) повторение материала, изученного ранее;

в) изучение нового материала;

г) закрепление пройденного материала в практической деятельности;

д) контроль и «оценка» знаний, умений и навыков учащихся

е) творческие самостоятельные задания

ж) обобщение и систематизация знаний.


Поэтапные цели учебного занятия


Возможные действия

педагога и учащихся

Организационное начало учебного занятия

Цели:

  • психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

  • обеспечение нормальной обстановки на занятии

  • взаимное приветствие педагога и учащихся;

  • проверка отсутствующих;

  • проверка внешнего состояния помещения;

  • проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся;

  • организация внимания

Повторение материала, изученного ранее

Цели:

  • повторение знаний, умений и навыков, изученных на предыдущих занятиях и необходимых для понимания материала данного занятия;

  • определение возможных затруднений учащихся;

  • корректирование материала с учетом реальных знаний, умений и навыков учащихся

Изучение нового материала

Цели:

  • усвоение фактов и основных идей;

  • усвоение метода исследования изучаемого материала;

  • овладение методикой воспроизведения изучаемого материала

  • педагогические задачи отработки нового материала;

  • объяснение материала педагогом;

  • самостоятельное изучение материала учащимися;

Закрепление пройденного материала в практической деятельности

Цель:

  • прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях;




  • повторение знаний, полученных на занятии;

  • апробация изученного материала в ходе упражнений;

  • реализация полученных знаний в процессе практики




Контроль и «оценка» знаний

Цели:

  • осуществление по ходу объяснения новой темы;

  • итоговая проверка после изучения новой темы;

Творческая самостоятельная работа

Цели:

  • развитие самостоятельности и творческого мышления;

  • совершенствование методов самостоятельной работы

  • разъяснение творческого самостоятельного задания;

  • индивидуализация задания;

  • проверка и оценка результатов работы

Обобщение и систематизация знаний

Цель:

  • выработка системы знаний, умений, способностей.




  • повторительно-обобщающие учебные занятия;

  • итоговые повторения;

  • реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях



Каждый из элементов учебного занятия имеет конкретные целевые установки, отвечающие общей триединой цели: образовательной, воспитательной, развивающей.

Учебное занятие должно рассматриваться педагогом как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:

  1. целенаправленность учебного занятия;

  2. организационное и материальное обеспечение;

  3. оптимальный психологический режим;

  4. оптимальный темп и ритм работы на занятии;

  5. последовательность, преемственность и завершенность учебных действий;

  6. экономия времени на занятии;

  7. непрерывный контроль и самоконтроль;

  8. восстановление делового равновесия при его нарушении;

  9. совершенствование учебного процесса.



Ожидаемый результат.

В ходе проведения занятия, главным для педагога является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогом, друг с другом, включение их в активный поиск необходимых для них знаний и умений, и в итоге, как результат, формирование творческой самореализации обучающихся.

Ожидаемый результат для педагога, проводившего занятие, и гостей:

- Повышение квалификации тех, кто приходит посмотреть предлагаемое занятие.

- Экспертиза коллегами (руководителями учреждения, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом.

-Изучение, обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

- Творческий отчет .