Главная страница

Методические рекомендации для воспитателей доу «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


Скачать 73.54 Kb.
Название Методические рекомендации для воспитателей доу «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Дата 27.02.2016
Размер 73.54 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по формированию ритмико-слоговой структуры слова.

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речевой деятельности, необходимо учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

При этом важно в работе по коррекции дефектного произношения и формированию фонематической стороны речи использовать все сохранные анализаторы. Для того, чтобы ребенок мог достичь полного восприятия нужного звука, внимание его прежде всего фиксируется на правильном звучании этого звука при отчетливом произнесении его педагогом.

Благодаря сохранному слуховому анализатору ребенок учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков.

Посредством зрительного анализатора ребенок воспринимает некоторые движения речевых органов (губ, языка, нижней че­люсти) педагога и, контролируя с помощью зеркала собствен­ную артикуляцию, воспроизводит необходимое положение рече­вых органов для произнесения нужного звука.

Важна также роль тактильно-вибрационных ощущений в более полном восприятии ребенком правильного произ­ношения звуков. Это связано с тем, что посредством кожно-вибрационного анализатора ре­бенок может дополнительно воспринимать характер выдоха, ра­боту голосовых связок в момент произнесения данного звука педагогом и контролировать собственное произношение. Осо­бое значение для усвоения правильной артикуляции и контроля над ней имеют собственные двигательно-кинестетические ощу­щения ребенка, образующиеся в результате повторных движе­ний речевых органов в момент воспроизведения нужного звука. С помощью соответствующих кинестетических ощущений в дальнейшем ребенок контролирует собственное произношение.

Подробнее остановимся на особенностях коррекционной работы по развитию слухового восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, развитию артикуляционной моторики.

Логопедическая работа по формированию фонематических процессов и ритмико-слоговой структуры слов осуществляется сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Развитие фонематического восприятия осуществляется в игровой форме, так как ведущей деятельностью старшего до­школьника является игра.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов разви­тия фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка) и т.д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из соседнего помещения и т.д.

Далее широко используется такой дидактический материал, как различные крупы (гречка, пшено и др.), а также горох, фасоль, разложенные в пустые пузырьки и коробочки из-под лекарств, конфет и др., разного размера колокольчики, погремушки, емкости с водой. При встряхивании, переливании будут возникать различные звуки: стук, громыхание, шуршание, бульканье и т.д.

Возможные вопросы и задания:

  • Что находится в коробочке (емкости)?

  • Как звучит гречка (фасоль, горох и т.д.), если емкость с ней встряхнуть?

  • Закройте глаза. Какой звук вы услышали сейчас? С помощью какого предмета возник этот звук? (Шуршание – гречка в спичечной коробке).

  • Как вы могли бы изобразить звон колокольчика (шуршание, громыхание фасоли, пшена) голосом, если бы у нас сейчас их не было? («дзынь», «грым», «ш»).

  • Как «разговаривают» звери и птицы? Как издаваемые ими звуки можно изобразить голосом человека? (собака – «гав!», «р-р-р», «у-у»; кошка – «мяу», «мур»; лошадь – «иго-го», «фр-р» и т.д.).

  • Какие звуки мы слушали и слышали?

  • Как называются эти звуки? (Лай, мяуканье, блеяние, мычание и т.д.).

Проводятся также игры: «Колокольчик», «Наседка и цыплята», «Отгадай, что звучит?» и т.д.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Сначала дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр: «Эхо», «Котенок», «Три медведя» и др.

Затем дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Речевые игры в этот период должны проводиться в определенной последовательности, с обязательным использованием вспомогательных карточек-опор.

Развитие восприятия речи проводится также с использованием заданий на имитацию слогов. На этом этапе сначала предлагаются слоги без стечений согласных с артикуляторно простыми звуками, затем – слоги со стечением согласных.

В дальнейшем переходят к развитию элементарных форм фонематического анализа. На предварительном этапе развивают у детей умение узнавать звук на фоне слова, определять первый и последний звук. Работа проводится над выделением звуков, правильно произносимых детьми, после уточнения их артикуляции и слухового образа.

Преодоление нарушений слоговой структуры слов на невербальном материале осуществляется после проведения с детьми работы по развитию слухового внимания и восприятия на невербальном материале.

1. Работа над ритмом. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (.. .. … … … …). Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками: ..__, …__, __..__, __…, __…__, ..__.. . Детям предлагают различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладони, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладони, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

  • Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

  • Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

  • Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

  • Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ «-») и коротких (барабан, бубен – символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: - - + +, + + - + - - и т.д.

2. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировки, легкий бег, ходьба.

3. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак - ребро, кулак – ребро - ладонь.

4. Упражнения на развитие рециопрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).

5. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0 – 0 – 0 … , + = + = … .

Преодоление нарушений слоговой структуры на вербальном материале. Используются игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как «начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после»; «первый», «последний». Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом используется создание дидактических игровых ситуаций с помощью, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э.В.Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый - последний, начало – середина - конец, между – за – перед - после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Развитие артикуляционной моторики. При проведении артикуляционной гимнастики используются игровые приемы: «Сказка о Веселом Язычке», «Театр пальчиков и языка» и др.

Обязательно учитываются требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, следует переходить к отработке движений, обязательных для других звуков.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего от далеких артикуляторно и акустически:

  • поднять флажки, если в слове слышится звук [ш];

  • отобрать картинки, в названии которых имеется [ш] (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.);

  • определить место [ш] (начало, середина, конец) в словах: шарф, кошка, карандаш.

С учетом уровня овладения фонематической стороной речи проводится работа и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук [ш] в словах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука [ш]. При этом следует отметить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.