Главная страница

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству


Скачать 108.38 Kb.
Название Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству
Дата 14.03.2016
Размер 108.38 Kb.
Тип Методическая разработка

Республиканский заочный конкурс на лучшую природоохранную работу с обучающимися по охране первоцветов «Ты мне нужен …»
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству:

«Рисование подснежника»
Номинация педагогическая «Островок природы» - литературный конкурс.
Гончарова Галина Витальевна

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №33»


город Майкоп, 2015 год
Пояснительная записка.

В данной методической разработке учащиеся знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальцами. Основной  материал – гуашь, а основным инструментом  в рисовании пальцами является рука, вернее пальцы, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пальцами превращает занятие в увлекательное занятие и позволяет в силу своей специфичности больше внимания уделять тренировке силы пальцев, развитию мелкой моторики рук. Рука становится более послушной, более подготовленной  для успешного занятия письмом.  

На занятиях рисования пальцами решаются практические, воспитательно-образовательные  задачи, развивается личность ребенка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки и умения, познают мир, расширяют свои возможности.  Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно при работе с детьми.

  Рисование пальцами является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета будущей картины  и выполнения практической части  занятия ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности  детей стимулирует их речевую активность.

    В процессе работы на занятиях   рисования пальцами решаются задачи:

1. Развитие мелкой моторики и координация движения рук;

2. Стимулирование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, связной речи, расширение словарного запаса;

3. Разработка мелких мышц рук и координация пальцев.

    Занятия с использованием нетрадиционных методов обучения увлекательны, но требуют сосредоточенности и определенного напряжения, поэтому  в структуру занятий всегда включены физминутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика. В результате чего дети  активны, любознательны, общительны, уверены в себе. В зависимости от сложности сюжета одну работу дети могу исполнить как за одно занятие, так и в течении нескольких последовательных занятий .                                                         В данной технике  можно создавать цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки  сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

   Рисование пальцами - замечательный по своим возможностям метод в изобразительной деятельности. Он позволяет детям сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой.  


Цели занятия: формировать навыки рисования с использованием нетрадиционной техники «рисование пальцами», эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, представления об изменениях в природе, происходящих весной; закреплять знания о приметах весны, воспитывать чувство прекрасного в природе через живопись, музыку, поэзию; развивать воображение, фантазию, чувство композиции, творческую активность, художественно-креативные способности, мелкую моторику и координацию движений рук, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование для детей: гуашь, кисти №1, плотный лист бумаги формата

А-4, баночки для воды, палитра, салфетки.

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер, декорации на доску, раздаточный материал.
I.Организационный момент.

Прошла перемена.

Раздался звонок.

Пора поскорее

Начать наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- А задания интересные вы готовы выполнять?

II. Определение темы и целей занятия.

На фоне музыки учитель читает загадку:

СЛАЙД №1

Я распускаю почки

В зеленые листочки.

Деревья поливаю,

Движения полна,

А зовут меня … /Весна/

- Весна – удивительное время года.

- Какие приметы весны вы заметили в природе? СЛАЙД №2,№3

- Весной и день прибавился, и время несется скорым поездом. Едва пригрело солнышко, как на земле появились черные прорехи (как вы понимаете смысл этого слова?) проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы. После прилета грачей весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту этого времени года воспевают в своих произведениях поэты, музыканты и художники.

В такой чудесный день хочется побыстрее отправиться в лес, полюбоваться пробуждением природы. Давайте прямо сейчас совершим виртуальную экскурсию на одну замечательную полянку. Но для того, чтобы отправиться на экскурсию, нам нужно узнать ее тему. Перед вами ребус. СЛАЙД №4

- Еще не успел стаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. После длительной зимы созерцание (как вы понимаете смысл этого слова?) первоцветов в природе вызывает положительные эмоции у людей, а это благоприятно сказывается на их здоровье, работе.

Итак, наша экскурсия будет посвящена встрече с первоцветами. На Руси считали, что первоцветы вырастают там, где ударит первая молния. В скандинавских преданиях первоцвет – это не что иное, как ключик богини весны ФРЕИ, которым она отпирает двери теплу после долгой зимы.

- Какой же первоцвет нас первым встретит на лесной проталинке, вы узнаете, разгадав кроссворд. СЛАЙД №5

(Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание. Под музыку П.И Чайковского «Времена года» учащиеся разгадывают кроссворд)

- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Подснежник). СЛАЙД №6

Пробивается росток –

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает.

- Почему подснежник так назвали? СЛАЙД №7,8

По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. На земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды. СЛАЙД №9

- Закройте глаза (под музыку П.И.Чайковского), представьте себе весенний солнечный день. В лесу во всю бурлит жизнь: поют птицы, журчат ручьи, понюхаете запах весны (можно развеять освежитель воздуха с нежным ароматом) … Вот мы и очутились на лесной полянке. (Дети открывают глаза. На открытой доске они видят такой пейзаж: голые деревья, проталины, сквозь которые видны оборванные стебельки подснежников. На дереве сидит синичка с письмом в клювике.)

- Ребята, нас встречает синичка Зинька. А письмо наверное для нас.

«Дорогие ребята! Мы так ждали встречи с вами, но пришли недобрые люди с корзинками и безжалостно оборвали весеннее украшение нашей полянки – подснежники. А мы так хотели, чтобы вы полюбовались этой красотой вместе с нами. Теперь наша полянка безжизненна. Что нам делать? Помогите!
Жители полянки Подснежников.»

- Ребята, а зачем людям понадобилось такое большое количество подснежников? Как вы оцениваете их поступок? СЛАЙД №10

- Запомните правило: Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

- Мое предложение, а давайте оживим подснежники с помощью красок. Как нам это сделать, ведь мы с вами

Захватили с собой гуашевые краски, голубые листы бумаги, баночки для воды и кисточки №1. Чего не хватает? (Кисточек №5). Значит научимся рисовать подснежники с помощью указательного пальца.

- Сколько событий нам пришлось пережить! Давайте отдохнем!

III. Физминутка. «Зарядка цветов».
Говорит цветку цветок: / Дети поднимают и

«Подними-ка свой листок. опускают руки./

Выйди на дорожку, / Дети шагают на месте,

Да притопни ножкой. высоко поднимая колени./

Да головкой покачай – / Вращение головой./

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка – / Наклоны./

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся, / Встряхивание кистями рук./

Отряхни и успокойся.

Наконец готовы все / Дети садятся./

День встречать во всей красе.

IV. Творческая практическая деятельность.

  1. Первый этап. СЛАЙД №11

Положите перед собой вертикально плотный лист голубого цвета. Подумайте, сколько подснежников вы нарисуете. Желательно нечетное количество. Вспомните, куда направлены лепестки подснежника и сколько их у одного цветка. Указательный пальчик смачиваем в воде, макаем его в белила, делаем отпечаток и сразу же протягиваем вверх. Итак три лепестка, которые соединяются вверху. Первый цветок готов. Я нарисую пять подснежников.

  1. Второй этап. СЛАЙД №12

Таким же способом рисуем листики. Найдите зеленый цвет гуаши, можно добавить немного желтого цвета, потому что первая зелень светло-зеленая. Макаем указательный пальчик в полученную смесь. Внизу листики чуть пошире, чем вверху, поэтому начинаем рисовать снизу, делаем отпечаток и протягиваем повыше, можно наклонить влево или вправо.

  1. Третий этап. СЛАЙД №13

С помощью тонкой кисточки №1 сверху вниз рисуем стебельки, подрисовываем острые кончики листиков. «Тычком» соединяем цветок и стебелек.

  1. Четвертый этап. СЛАЙД №14

Проталину рисуем коричневым цветом. Макаем указательный пальчик и близко друг к другу делаем отпечатки внизу рисунка. Получилось рельефное изображение проталины.

- Подснежники готовы!

Динь! Дон! Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок – подснежник

Улыбается сквозь сон.

Ю. Мориц

(Под песню «Шел по лесу музыкант» учащиеся готовые работы вывешивают на доску)

- Вот и ожила лесная полянка!

V. Итог занятия.

1. - Посмотрите, у нас получилась полянка полная подснежников! Красота!

- Вам понравилось рисовать подснежники пальчиком?

- Какое у вас настроение? Интересная работа и хороший результат всегда повышают настроение.

- Составьте синквейн к слову ПОДСНЕЖНИК (дети делятся на группы по 4 человека)


подснежник

нежный редкий

пробивается белеет благоухает

Подснежник – первый вестник весны!

первоцвет

подснежник

трепетный беззащитный

растет наклоняется радует

подснежник, ты нам нужен!

цветок



- Прекрасные представители флоры (растительный мир) к сожалению, на земле убывают, и от нас с вами зависит не дать исчезнуть им навсегда. А сохраняя растения, мы сохранимся и сами. СЛАЙД №15

Вот букет!

Он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки.

Это мы срываем без разбора

Нежные, тугие стебельки,

Зачем мы рвали их, не знаю.

Быстро вянет первоцвет,

Вестников весны там больше нет.

Ведь не могут же подснежники сказать:

«ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ПРОСИМ: НАС НЕ РВАТЬ!»
Должны мы над цветами наклоняться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И наши добрые им лица показать!

2. Рефлексия. Игра «Ручеек»

- Снег растаял и по склонам, где расцвели подснежники, побежал весенний ручеек. Он спешит к своей маме – большой реке. (Дети становятся друг за другом, берутся за руки) Учитель ведет детей за собой, приговаривая: «Бежит ручей, журчит ручей, поет ручей, все быстрей, быстрей, быстрей …» по сигналу «СТОП!» дети останавливаются.

- Понравилась вам экскурсия?

- С каким настроением вы вернулись? Покажите с помощью смайликов.

3. Уборка рабочих мест.

«Цветочный кроссворд»




П


































М


































О











































Л








































Х





























По горизонтали:

  1. Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?

  2. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»? Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

  3. А я цветочек желтенький
    С зеленым стебельком
    Раскроюсь утром ранним
    Закроюсь вечерком.

  4. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

  5. Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

708a19df3d6eed773f3b68f9fe659008

По вертикали:

  1. Первый вылез из землицы.

На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.