Главная страница

Методическая разработка представлена в рамках номинации «Методика организации и проведения «Уроков Мужества»


Скачать 72.96 Kb.
Название Методическая разработка представлена в рамках номинации «Методика организации и проведения «Уроков Мужества»
Дата 04.03.2016
Размер 72.96 Kb.
Тип Методическая разработка

Предложенная методическая разработка представлена в рамках номинации «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям российской истории».
«Победами славится Россия…» - так звучит данная работа, материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия или классных часов для старших подростков 8-10 классов.
На всех исторических этапах развития российского образования проблеме патриотического воспитания придавалось большое значение. Личное достоинство, счастье, благополучие человека связывалось российскими мыслителями с благом и славой Отечества. В то же время национальный нигилизм всегда беспокоил выдающихся русских мыслителей. Замечательный деятель просвещения, писатель-педагог конца XIX века А.А.Мусин-Пушкин с горечью писал: «Наше русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах,…в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие – образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями».
Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах нашей великой страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Родине в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое своей страны. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, воспитание гражданина связано с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но, и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриота и гражданина нашей великой Родины.
Патриотическое воспитание – это также систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. И школа в этом отношении призвана сегодня выполнять ответственные задачи по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Возродить и усилить патриотическое воспитание молодого поколения – первостепенная задача педагогов.
Форм и приемов гражданско-патриотического воспитания немало, но применяя любое из них, всегда нужно помнить, что успех в воспитании возможнее лишь тогда, когда педагогическое воздействие совпадает с желанием школьника.
Одной из форм патриотического воспитания может служить внеклассное мероприятие или классный час. Вот один из возможных вариантов проведения внеклассного мероприятия по теме «Победами славится Россия…»
Цели:

  • воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

  • формирование патриотических чувств и сознания подростков на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  • формирование организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания;


Данная методическая разработка призвана познакомить юных граждан с военной историей России, ее духовным наследием, приобщить их к боевым традициям российской и советской армий, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
Целесообразно использовать этот материал для проведения мероприятий, связанных с празднованием Дня защитника Отечества.
Структура мероприятия следующая:

1. Подготовительная часть. На этой стадии участники готовят рисунки, вырезки, фотографии для выставки «Из истории российской армии».

2. Вводная часть. «Победами славится Россия» - путешествие в прошлое российской армии. Игра-викторина по памятным событиям отечественной истории.

3. Лекторий «Дни воинской славы России».

4. Диспут «Служу Отечеству!»(можно привлечь представителей от воинских частей).

5. Подведение итогов.
Главный вопрос, обсуждаемый в ходе мероприятия – что значит «Служить Отечеству» - это долг или повинность граждан? Ребята в итоге должны сформулировать верный ответ, понять, что на протяжении многих столетий российская армии не раз прославилась своими доблестными победами. И сегодня долг каждого – чтить память наших предков, собственным примером доказывать, что носить звание «гражданина России» - это великая честь и ответственность.

Внеклассное мероприятие «Победами славится Россия…»

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться…
Цели: расширение знания об истории российской армии, популяризация военной

службы, воспитание патриотизма и гражданственности.
Ход мероприятия:
На подготовительной стадии учащиеся 8-10 классов должны оформить выставку «Из истории российской армии», где могут быть представлены рисунки, фотографии, публицистические заметки, вырезки из газет и журналов, демонстрирующие боевую славу нашей армии. Количество выставок в зависимости от количества классов, т.е. каждый класс оформляет свою выставку-коллаж и защищает ее.
1. Вводная часть.

На этом этапе ребята защищают свой коллаж, демонстрируя знания по отечественной истории. Выставка должна отразить основные вехи биографии Вооруженных Сил России: Куликовская битва, стояние на угре, изгнание из Москвы польских захватчиков в 1612 г., Северная война, победы в Семилетней войне и др. Княжеские дружины, гвардейские полки Петра I и Екатерины II, герои Отечественной войны 1812 г., советские дивизии в снегах Москвы 1941 г. – таковы герои выставки.

Под руководством учителя проанализировать роль армии в истории Российского государства. Уместно вспомнить о том, как комплектовалась армия: о рекрутских наборах, об обязательной воинской повинности, о добровольческой службе и народном ополчении.

После презентации выставок следует провести викторину между командами на знание отечественной истории (вопросы учитель готовит заранее, учитывая материал, который дети представят в своих выставках-коллажах).
2. Лекторий «Дни воинской славы».

Лекторий проводят ученики-помощники (можно сопровождать компьютерной презентацией). Важно на этом этапе провести рефлексию: почему из множества побед российской армии именно эти считаются днями воинской славы? После обсуждения ребята должны сделать вывод, что именно эти победы принесли либо международную славу нашей стране, либо коренным образом повлияли на дальнейший ход истории.


3. Диспут «Служу Отечеству!»

Участникам раздаются анкеты для заполнения (заполняются они анонимно).
1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С какими из нений вы согласны?

а) Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело.

б) Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей.

в) Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.

г) Родина - это главное, что есть у каждого народа и человека.

д) Такая проблема меня не интересует.

2. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?

а) Да.

б) В целом - да.

в) Зависит от обстоятельств.

г) Нет.

д) Трудно сказать.

3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Оте­чественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны?

а)Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищаю­щего свою независимость.

б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии.

в) Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржу­азной французской империи.

г)Французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые дости­жения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира.

д) Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая ис­тория пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.

4. Уже более ста восьмидесяти лет обсуждается вопрос: надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?

а) Да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России не было.

б) Следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без со­противления.

в) Необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородина.

5. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставриро­вать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы под­держиваете подобные предложения?

а) Да, полностью.

б) В принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег.

в) Нет, сейчас не время этим заниматься.

г) Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населе­ния.

д) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.

Полученные и обработанные учителем результаты анкетирования подскажут, на какие вопросы следует обратить большее внимание.

После того, как дети заполнят анкеты, учитель выдает каждому участнику две цветовых карточки (красную и зеленую) и просит опустить в «урну» нужную. Красная карточка означает, что ее владелец не желает или не желал бы служить в армии в современных условиях, зеленая – он будет и желает служить, несмотря на все трудности армейской службы. Затем подводится подсчет и на доске записываются итоги.

Участники распределяются на две команды: «За» и «Против» армейской службы. Диспут начинает учитель с проблем современной армии. Если на мероприятие приглашены представители от воинских частей, то слово предоставляется им. После этого команды начинают диспут, поочередно выступая и мотивируя свои доводы.
4. Подведение итогов.

На этом этапе детям предлагается следующее задание: составить синквейн с любым из слов (служба в армии, Отечество, Родина, российская армия). На выступление отводится 10 минут. Затем учитель подводит итоги и предлагает ребятам, если они изменили свое мнение, «доложить» свою цветовую карточку в урну.

В заключение звучит Гимн Российской Федерации.