|
Сущность гуманистической парадигмы
Сущность гуманистической парадигмы.
Гуманистическая парадигма в сравнении с традиционной методологией образования.
Критерии сравнения
|
Традиционная
парадигма
|
Гуманистическая
парадигма
|
Взгляд на сущность образования
|
Образование-процесс и результат овладения человеком ЗУНами, способами мышления, необходимыми для его включения в социальную и культурную жизнь общества.
|
Образование-это становление человека, обретения им себя , своего образа.
|
Ценности
|
Ценность человека определяется его познавательными возмож - ностями. Человек ценен не сам по себе,а лишь как носитель определённого стандартизиро-ванного знания и поведения
|
Ценностное отношение к ребёнку как к субъекту жизни, свободной личности , имеющей потребность в саморазвитии.
|
Цели
|
Сохранение и передача наиболее существенных элементов культурного наследия цивилизации – знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как сохранению социального порядка, нормативного поведения, так и индивидуальному развитию
|
Созданиеие условий для развития личности ребёнка, его индивидуальности, помощь и поддержка каждому ребёнку в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении.
|
Содержание
|
Содержание программ основывается на базовых, определённых стандартом знаний, умений и навыков.обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида.
|
Содержание образования включает ценностный (аксиологический ), познавательный (когнитивны ) , креативный, личностный компоненты. Наполненность содержания обучения жизненно важными проблемами учащихся.
|
Технологии
|
Ориентированы на передачу и усвоение ребёнком «точного» научного познания\, необходимого для совершенствования практики.
|
Ориентированы на развитие внутреннего мира, на межличностные отношения, на формирование компетенций, на интеллектуальное, творческое развитие.
|
Отношение между педагогами и учащимися
|
отношение субъект-объективные. Педагог управляет процессом, учащиеся выполняют указания. Осуществляется обмен знаниями.
|
Отношения субъет-субъективные. Выстраиваются на принципах диалога, сотворчества, сотрудничества, взаимной ответственности за свободный ыбор своей позиции. Осуществляется обмен личностными смыслами, духовными ценностями.
|
Оценка результатов
|
Отметка
|
Позитивное оценивание; бальное, сертифицированное, вербальное, материальное. Развитие способностей у детей к оценочной деятельности.
|
Таким образом, гуманизация образования – это :
1) взгляд на образование как на самопроектирование и обретение человеком своего « Я » ( главная миссия школы –создание максимально благоприятных условий для само -образования ) ;
2)личностно – ориентированное обучение ( акцент на развитие личностно – смысловой сферы учащихся, их рефлексивной культуры, на вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания обучения );
3) признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории (признание ценности совместного опыта ,роли учителя как организатора образовательной среды,в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и испльзуя соответствующую технологию обучения).
|
|
|