Главная страница

Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте Цели


Скачать 77.35 Kb.
Название Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте Цели
Дата 07.03.2016
Размер 77.35 Kb.
Тип Методическая разработка

Звуки [П], [Пь], буква П
Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

Цели:

  1. Образовательные:

  • уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];

  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

  • учить определять позицию звука в словах;

  • познакомить детей с графическим образом буквы П;

  • учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

  1. Коррекционные:

  • развивать слуховую память, внимание и восприятие;

  • развивать умение концентрировать внимание;

  • развивать умение контролировать импульсивные действия;

  • учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

  1. Воспитательные:

  • воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование:

Предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе заня­тия); конверты с заданиями; индивидуальные зеркала; буквы; зву­ковые домики; синие и зеленые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напря­жение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг па друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково. (После этого дети садятся.)

  1. Сообщение темы занятия.

(Выставляется картина с изображением почтальона, демонст­рируются конверты.)

  • Посмотрите, кто это? (Это почтальон.)

  • Что он нам принес? (Письма.)

  • Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.)

- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].)

  • Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О зву­ках [П], [Пь].)

  1. Характеристика звуков [ П |. [Пь|.

  • Возьмите зеркала. Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Ту­бы сжимаются и разжимаются.)

  • Попробуйте прочесть звук [П].

  • Получается? (Нет.)

  • Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

  • В какой домик мы его поселим? (В синий.) (Демонстрируется синий домик.)

  • Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.)

  • Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.)

  • Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|.)

  • А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)

  • Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо.)

  • Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеле­ным кружочком и поселим в зеленом домике.

  • А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глу­хой.)

  • Теперь поиграем. (Развитие слухового восприятия.) Я буду на­зывать звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

  1. Тренировочные упражнения, направленные на форми­рование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

  • Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим.) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спин­ка, а сзади щетинка. (Поросенок.)

(Выставляется картинка.)

  • Какой звук первый в этом слове? ([П].)

  • Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха.) Это не про­стые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги:

ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО

-А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)

  • Посмотрите, что прислал нам поросенок. (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия.)

Первое письмо.

  1. Развитие фонематического синтеза.

  • Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из зву­ков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о ... л П ... и ... л ... а П ... а ... у ... к П ... о ... т

  • С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь].)

  • Какое слово начинается с [Пь]? (Пила.)

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

  • Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)

Сова, усы, пушка (слово «суп»).

Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);

Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «папа»);

Панама, антенна, роза (слово «пар»).

  • Какой общий звук во всех словах? ([П] ).

  • Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.)

  • Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.)

  • Где звук [П| в середине? (Лапа.)

(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах.)

  1. Игра: «Говори». Развитие умении контролировать им­пульсивные действия.

  • Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам про­стые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я ска­жу: «Говори!».

- Какой сегодня день педели? Пауза. Говори! (Пятница.)

4.Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Игра «Ловим комаров» - снятие мышеч­ного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много кома­ров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения обе­их рук.) По команде «Стоп!» вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой.) Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь снова за работу.

  1. Знакомство с графическим образом буквы П.

  • Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. По что­бы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. По­смотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на во­рота.)

  • Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.

А внизу через проход Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1.Восстановление графического образа буквы П.

  • Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются лис­точки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы.)

  1. Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

  • Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на ли­стках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П

  1. Игра «Маленькие привидения». Выплескивание нако­пившегося напряжения (гнева).

  • Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движе­ние: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.

Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

  1. Развитие слухового восприятия.

Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

  • Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я провери­ла, кто быстрее и правильнее их скажет.

Петя пилил пилой пень.

От топота копыт, пыль по полю летит.

  1. Итог занятия.

Оценка работы детей.