Главная страница

Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III


Скачать 1.29 Mb.
Название Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III
страница 6/8
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Курсовая
1   2   3   4   5   6   7   8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи в настоящее время недостаточно.

Ценность данной работы в том, что мы составили методику исследования именно глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня.

Проанализировав литературу мы пришли к следующим выводам:

1. Необходимо исследовать сам глагольный словарь, но не столько его количественный уровень сколько его понимание и умение им пользоваться, владеет ли ребенок близкими по смыслу глаголами, выполняет ли задания на подбор антонимов и синонимов.

2. Исследовать уровень сформированности грамматических форм глаголов, то есть словоизменение и словообразование, а именно: согласование глагола с другими частями речи, префиксальное образование глаголов, различение вида, соблюдение формальных условий при образовании нового слова, образование глаголов от других частей речи (т.к. здесь наблюдаются наиболее частые ошибки у детей с ОНР III уровня).

Проведя констатирующий эксперимент, мы выявили уровень сформированности глагольной лексики у 5 детей с ОНР III уровня.

Отмечается бедность активного глагольного словаря и средний и ниже среднего уровни активного владения глагольной лексикой. Уровень же владения пассивной глагольной лексикой выше среднего и близок, а иногда и соответствует условной норме. Возможности словообразования глаголов у детей с общим недоразвитием речи отстают от условной нормы. Недостаточность в овладении семантическим аспектом, который вносится при употреблении префикса или постфикса при словообразовании глаголов носит стойкий характер. То есть дошкольники с ОНР не чувствуют того тонкого различия, которое вносится различными по значению приставками, суффиксами, что существенно влияет на развитие речи в целом. Подтверждением этому служат замещения в употреблении продуктивных словообразовательных моделей менее продуктивными, замена менее частотных аффиксов на более частотные, употребление несоответствующего глагола, или повторение производящего глагола без изменения.

Ошибки на словоизменение глаголов выявлялись в основном у детей с ОНР III уровня на фоне билингвизма.

В ходе логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня необходимо с помощью упражнений в игровой форме расширять объём словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнять значения глаголов; формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов; организовывать семантические поля, лексические системы вокруг глаголов; активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска глагола, перевода его из пассивного в активный словарь; овладевать формами словоизменения и способами словообразования, навыками анализа морфологического состава слова.


Список литературы

  1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.

  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. (Ст. I разновозрастная группа). Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1987. –206с.

  4. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореферат дис. к.п.н. С. - П.,2002.

  5. Дефектология №5, 2004, с.50, 51 С.Н. Коновалова.

  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985

  7. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961. с. 103-111.

  8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.

  9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990.- 239с.

  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. «Логопедия» Екатеринбкрг.2004

  11. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.,1992. –220с.

  12. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987.

  13. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - С. 26-34.

  14. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи у детей. М, 2004.

  15. Лалаева Р.И. О психолингвистическом анализе речевой готовности к овладению грамотой и орфографией у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием // Матер. науч. –теор. межвуз. конф. – СПб.,2001

  16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

  18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965. 245с.

  19. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с.

  20. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: изд. «союз» 2005. – 192 с. Логопедия. Методическое пособие. Кн.5, Р.Е. Левина. – М.: 2004.

  21. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.

  22. Межиковская М.Б. , Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах: Пособие для групп с общим недоразвитием речи.- Ташкент, 1989.-136с.

  23. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

  24. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. -М.,1991.-204с.

  25. Нарушение речи у дошкольников / сост. Р.Л. Белова-давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 215с.

  26. Никашина Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей // Дефектология 1969. №4; с.21-36.

  27. Основы теории и практики логопедии/ под ред.Р.Е. Левиной. –1968. – с.31-54.

  28. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов на Дону. ФЕНИКС,2002.

  29. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Учеб. пособие. Л. 1985. –971с.

  30. Смирнова Т.Н. Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. http://www.docme.ru/doc/18822/smirnova-t.n.-formirovanie-glagol._nogo-slovarya-u-detej-...

  31. Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореф.дис. …докт. пед. наук. М., 1984.-449с.

  32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 198. – 124 с.

  33. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001.-107 с.

  34. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. –СПб., 1994.

  35. Туманова Т.В. Нарушения словообразования в устной и письменной речи. М.-2005

  36. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней речи. М.,1979.-248с.

  37. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Дети с проблемами в развитии НОУ «СОЮЗ».№1.-2004.-с.5-7.

  38. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.,1999.

  39. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.

  40. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с

  41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду// Дефектология. – 1985. -№6. –с.55-62.

  42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

  43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. /№ 3, 1986, №№ 1, 4, 1987.

  44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.-М.,2004.

  45. Цейтлин С.Н. Детская речь: -инновация формообразования и словообразования: (На материале современного русского языка). Автореф. дис. …докт. пед.наук. Л., 1986.-32с.

  46. ЧистяковаИ.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005.- 96с.

  47. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией //Патология речи. Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Т.406.- М.1971. С. 83-110.

  48. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи.-М.,1990.

  49. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

  50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. -Л. 1974-428с.

  51. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях недостатками речи. М., 1997.

Приложение 1

Протокол исследования глагольной лексики.
Гаус Лидия 6,1 лет


№ пробы

№ приема

Обозначение приема

Вопросы и указания обследования

Перечень предъявленного материала

Результаты выполнения задания

Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)



1

Называние действий

Скажи, кто что делает?

Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.

3






1

Называние действий

Скажи, кто как подает голос?

Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.

2






1

Называние действий

Скажи, что делают ...? (пилой …)

Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.

3






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).

Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).

Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.

3






2

Подбор к названиям действий предметов, лиц

Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).

Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).

Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.


4






3

Нахождение общих названий, действий.

Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»

Пары слов:

фрукты - овощи (что делают?)

кошка - собака (что делают?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

растет – зеленеет (что?)


3






7

Подбор дополнения к глаголу

Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь

глаголы:

стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;

картинки (на случай, если ребенок затрудняется).


2






8

Объяснение значения слова

Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову

10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).


2






1

Называние действий

Скажи, что ты видишь на картинке?

Сюжетные картинки:

Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.


2






5

Нахождение антонимов

Скажи "наоборот": пришел — ушел; …

картинки с изображением противоположных действий:

пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочилвыскочил, сел —встал, поднялопустил, прибилоторвал, испачкалвычистил, оделсяразделся, завязалразвязал.


3






1

называние действий

Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.


Двустишие;

местоимения: мы, ты, он, она, вы.

4






2

Подбор к названиям действий картинок

Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?

комплекты парных картинок:

мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.

4






10

Составление предложений

На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.

Картинки:

орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители

4




16.

1

Называние действий

Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.

Парные сюжетные картинки с изображением действий:

Этот пишет, а этот уже ...

Этот снимает, а этот уже ...

Этот вешает, а этот уже ...

Этот стирает, а этот уже ...

Этот режет, а этот уже ...

Этот пилит, а этот уже ...

Этот льет, а этот уже ...

Этот ест, а этот уже ...

Этот умывается, а этот уже ...

Этот моет, а этот уже ...


2

Не пишет

17.1

1

называние действий

На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)


Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)

4




17.2

2

Подбор к названиям действий предметов.

Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»


4




18.

11

Исправление ошибок

Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».


словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:

подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.

2




19.1

1

называние действий

Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …


Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:

приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.


3




19.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

4




20.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.

В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.


парные картинки действия; глаголы:

подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Предложения:

Самолет к башне … от башни…

Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …

Лодка к берегу … от берега …

Машина к дому … от дома…

Мальчик к дереву … от дерева …


2

Подъехала-уехала


20.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»


4




21.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.


картинки и слова:

лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.

Предложения:

Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

3




21.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».

4




22.

1

называние действий

Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.

Слова:

свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.

3




23.

1

называние действий

Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.

Слова:

ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.

Предложения:

Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …


4




24.1

1

называние действий

К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

Слова:

друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.


3




24.2

1

называние действий

К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.


Слова:

красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.


3



1   2   3   4   5   6   7   8