Главная страница

Конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору». Цели урока углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка


Название Конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору». Цели урока углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка
Дата 12.02.2016
Размер 68 Kb.
Тип Конспект

План-конспект урока-практикума

( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока

- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;

- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения);

- развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству.
Слово учителя.

Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. И начну я его с древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... И хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.

Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал, написал, сочинил, нарисовал.

Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот придуманный поэтами, музыкантами, художниками мир? Может быть, этот мир очаровывает нас так же, как пение Орфея потрясло людей и природу? И пусть на пути к этому светлому миру поэзии нас ожидают «камни и сумерки». «Душа обязана трудиться». Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование. Это метафоры, яркие образные сравнения.

Опора на воссоздающее воображение учащихся. Введение понятия. Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые полупрозрачные лепестки, словно крылья трепетной бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает

нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве? Полуденный ли зной отнимал у него последнюю влагу? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и... родились стихи.

Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Цветок».

- Почему этот засохший цветок так интересен поэту. (Он напоминает о людях).

- Почему так много психологических эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин домыслил, «сочинил» судьбу цветка.)

- А как бы вы определили здесь значение слова «мечта»?

- Душа поэта, исполненная «мечтою странной», отозвалась на чью-то чуткую жизнь. Образ цветка в пушкинском стихотворении - метафора, позволяющая читателю увидеть и цветок, и невидимую невнимательному взгляду человеческую жизнь.

Обращение к жизненному опыту.

Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему мы придумали названия, имена. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие - это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный.

У нас было домашнее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнение: (ребята зачитывают свои сравнения).

Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант. Такое произошло с поэтом Сергеем Орловым ещё в школе. Как-

то раз мальчик увидел в огороде на грядках овощи: тыкву, репу, брюкву. И появились стихи:

- Ученик читает наизусть.

- Почему юный поэт придумал такое яркое сравнение тыквы - с чушкой? (По форме тыква и чушка - большие, гладкие, обе любят погреться на солнце, у обеих хвостик завитком.)

- Какие глаголы создают динамичную, образную картину? (Растенья никнут, бегут в тень, тыква хрюкнет, махнет хвостиком). .

- Поэт не употребляет сравнительных союзов как чушка, словно чушка. Почему он скрывает свое сравнение? (Чтобы образ получился более достоверным).

- Почему поэт использует просторечное слово чушка (а не свинья)? (Это -взгляд ребёнка, он восхищается, любит этот веселый образ чушки-тыквы).
Введение определения метафоры.

«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.

Сравнение - это один из приёмов художественной речи, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, будто, точно.

- Негромко, хором прочитаем отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер».

После небольшой паузы спрашиваю:

- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).

- Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым).

- Скрытое сравнение в поэзии помогает создать художественный образ.

Метафора - это и есть скрытое сравнение. Чтобы увидеть метафору, разгадать скрытое в ней сравнение, надо быть чутким и внимательным к слову.

- Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина (гл. 7, 1 строфа): «Гонимы вешними лучами...»

- Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке? (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).

- Почему поэт называет весну «утром года» (с весны возрождение природы, как с утра - новый день).

- Понятна ли вам эта метафора?

- Трудно ли было её разгадать? (Метафора несложная, ведь поэт употребил много «весенних» слов).

- Есть ли в этом отрывке ещё метафоры? Раскройте их смысл.

- Полевая дань - нектар, мёд, собираемый с полевых цветов - всё это дано пчеле самой природой.

- Восковые кельи - «комнатки», соты, где живут пчёлы.

В маленьком отрывке - три чудесные метафоры! Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют. (Предстаёт образ ранней весны, ещё нет листвы, сквозь голые ветви просвечивает небо - поэтому и леса прозрачные)

- Как вы думаете, поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются -получается «пух»).

Виды метафор.

- Непонятные, сложные метафоры, некоторые из них можно объяснить только приблизительно.

Настоящим мастером сложных метафор можно назвать Сергея Есенина

- «сына страны берёзового ситца».

- Попробуем объяснить метафору «сын страны берёзового ситца».

- Ситец - дешёвая ткань, которую предпочитали простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду. Есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, некрасивая, талантливая, любимая поэтом.

Сравнение и метафоры - родственные явления. В поэзии и в прозе они выполняют сходную по цели работу.

А сейчас послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт». Постарайтесь вместе с поэтом в движении белых хлопьев увидеть подвижные картины.

(Стихотворение - по строфам - читают несколько человек).

- Какие слова здесь повторяются чаще всего? (снег идёт...).

- Но ведь мы часто говорим: снег идёт, дождь прошёл, солнце село, шепчутся листья. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные -они давно вошли в язык, стали общим достоянием.

В этом стихотворении перед нами олицетворение - особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ.

- Что же движется в этом стихотворении? (Пешеход, танцуют звёздочки, цветы тянутся, словно хотят потанцевать, ступени стремятся к полёту). Движется то, что не может двигаться.

- Зачем понадобилось поэтам одушевлять природу, придавать ей черты живого существа, заставлять её радоваться, грустить, плакать? На этот вопрос смогут ответить только сами поэты и их стихи.

- Исполняется небольшая композиция «Природы дивное дыханье», составленная из «осенних» стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаевой, которая исполняется на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь».
- Вывод: поэты размышляют об одном - о грустной поре увядания. Но -по-разному!

Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание.

- Представьте, что все вы художники. В руках у вас - волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты её, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:
Октябрь уже наступил, уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча, ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы

, И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Это будет вашим домашним заданием.