Главная страница

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью наглядно-игровых приемов. Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед мдоу «Детский сад «Березка»


Скачать 73.98 Kb.
Название Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью наглядно-игровых приемов. Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед мдоу «Детский сад «Березка»
Дата 23.03.2016
Размер 73.98 Kb.
Тип Документы


Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью наглядно-игровых приемов.
Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Березка» с.Апача Усть-Большерецкий район Камчатский край.
Нарушения устной речи могут послужить причиной неуспеваемости детей в школе, так как они затрудняют овладение чтением и письмом. Достаточно часто речевые дефекты наблюдаются в звукопроизно­шении.

Важное место при формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

При подготовке и проведении индивидуальных занятий логопед должен соблюдать следующие требования:

- сформулировать тему и цель занятия;

- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

- учитывать зону ближайшего развития ребенка;

- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

- кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

-использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Цели индивидуального логопедического занятия:

- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

- развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

- совершенствование лексико-грамматических конструкций;

- развитие неречевых психических процессов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Очень длительный и трудоемкий этап в формировании звукопроизношения – этап автоматизации звука. С точки зрения высшей нервной дея­тельности — это введение вновь созданной и закрепленной связи речевого звука в более сложные структуры — слова и фразы.

На этом этапе всю работу следует рассматривать как заторма­живание старых, неправильных стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует большой осторожности и постепенности, кото­рые выражаются в переходе от изолированного звука к раз­личным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различ­ным видам развернутой речи.

Поэтому на индивидуальных логопедических за­нятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, логопеду большое внимание необходимо уде­лять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамма­тического строя речи.

Необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи - активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недоста­точная координация пальцев рук, неточность дви­жений. Целенаправленная работа по развитию мелкой мото­рики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее ис­править дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед дол­жен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой - будут способ­ствовать более эффективной автоматизации звука при сочета­нии их с речевой работой.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребен­ка должен быть стойкий положительный эмоциональный на­строй, который выражается в желании заниматься. Это достига­ется использованием сюрпризных моментов, игровых фрагмен­тов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интерес­ную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается за­пись во время занятия отдельных упражнений на магнито­фон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со сторо­ны услышать и оценить свою речь.

Автоматизация звука – достаточно длительный и трудоемкий этап. Его трудно спрогнозировать по срокам, так как он зависит от уровня развития фонематических процессов ребенка, от уровня развития речеслуховой памяти, самоконтроля и других факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых приемов, с помощью которых можно добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.

На занятиях можно использовать следующие игровые приемы: «К нам пришел гость», « Мы идем в гости», «Подарки друзьям», « Посылка», « Письмо», « Поле чудес»,

« Лесная школа», «Занятиесказка» и другие.

В предложенном конспекте занятия по автоматизации поставленного звука применяются разнообразные методические приемы: договаривание слов, замена первого звука в слове на автоматизируемый звук, добавление недостающего слова в рифмованном тексте. Эти увлекательные упражнения превратили занятие в игру.
Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах».

Цель:

1. Закрепить произношение звука [ш] в словах в разной позиции.

2. Формировать умение самостоятельно подбирать слова на звук [ш].

3. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

4.Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование:

1. Предметные картинки: карандаш, машина, книжка, шляпа, дедушка, подушка, мишка, шорты, лягушка; хлеб, орехи, муравьи, воробей, корова, горох, рыба, петух, мальчик, девочка, камни, мама; подушка, кукушка, кошка, пушка, ромашка, вишня, неваляшка.

2. Шапочка-маска медведя.
Ход занятия.

I. Организационный момент.

Отгадывание загадок.

- С дерева свалился Мишка.

Что на лбу у Мишки? (шишка).
- Лучший хоккеист Илюшка!

Чем забил все шайбы? (клюшкой).
- Чтоб нарисовать шалаш,

Мне нужен острый... (карандаш).
II. Основная часть.

1. Сообщение темы.

Логопед: «Вспомни и назови слова - отгадки. Какой звук встречается во всех словах - отгадках?».

Ребенок: «Звук [ш]».

Логопед: « Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] в словах».
2. Упражнение «Запомни, повтори и найди соответствующую картинку».

Логопед называет слово, ребенок повторяет за логопедом слово и находит соответствующую картинку.

Слова: «Хлебушек, орешки, муравьишка, воробышек, коровушка, горошек, рыбешка, петушок, мальчишка, девчушка, камешки, матушка».
3. Упражнение «Назови картинку».

Логопед показывает картинку, а ребенок называет ее, выделяя артикуляцией звук [ш].

Логопед:

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Ребенок:

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шортики, лягушка.
4. Упражнение «Добавь последний слог».

Логопед произносит начало слова, а ребенок договаривает его, добавляя слог –ши:.

шала - ... (ши)

малы - ... (ши)

камы - ... (ши)

голы - ... (ши)

ланды - ... (ши)
5. Физминутка.

Координация речи с движением.

Ребенок совместно с логопедом произносит текст физминутки и выполняет соответствующие движения в шапочке-маске медведя.

«Мишка и шишка».

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.
6. Упражнение «Добавь недостающее слово».

Логопед произносит фразу, а ребенок договаривает ее, выделяя утрированно звук [ш].

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши... (каша).
Клеить детские игрушки

Поручается... (Андрюшке).

Со своим большим мешком

Еле - еле шел... (пешком).
Говорит мартышка мышке:

- Я была в гостях у... (мишки).
7. Упражнение «Назови ласково».

Логопед произносит слово, а ребенок произносит новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделяя голосом звук [ш].

солнце - ... (солнышко)

зима-...(зимушка)

дед - ... (дедушка)

изба - ... (избушка)

камень - ... (камешек)

штаны - ... (штанишки)

шапка-...(шапочка)
8. Упражнение «Замени первый звук».

Логопед произносит слово, ребенок заменяет первый звук в данном слове на звук [ш]».

тапка - ... (шапка)

порох - ... (шорох)

майка - ... (шайка)

мишка - ... (шишка)

мыло - ... (шило)

мина - ... (шина)
9. Упражнение «Подбери картинку».

Логопед произносит короткую рифмовку, а ребенок подбирает картинку и называет ее.

Ашка, ашка, ашка — назову ... (ромашка).

Яшка, яшка, яшка — назову ... (неваляшка).

Ишня, ишня, ишня — назову ... (вишня).

Ошка, ошка, ошка — назову ... (кошка).

Ошка, ошка, ошка — назову ... (гармошка).

Ушка, ушка, ушка — назову ... (пушка).

Ушка, ушка, ушка — назову ... (подушка).

Ушка, ушка, ушка — назову ... (кукушка).
III. Итог занятия.

Логопед: «Какой звук мы учились правильно произносить?

Ребенок: «Звук [ш].

Логопед: «Ты очень хорошо отвечал на вопросы, старался правильно произносить звук [ш]. За это я даю тебе шарик».