Главная страница

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»


Скачать 31.32 Kb.
Название Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
Дата 06.03.2016
Размер 31.32 Kb.
Тип Документы



Консультация

для педагогов

«Роль детского экспериментирования

в художественно-эстетическом и творческом

развитии дошкольников»


Воспитатель: Растеряева Е.Д.

г. Зверево

2010 год

Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.

Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно- образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на наглядных и практических методах.

Основным видом детской поисковой деятельности признанно экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные академиком Н. Н. Поддъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:


  • Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

  • В нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

  • В процессе экспериментирования достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

  • Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

  • В ходе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развитие речи при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

  • Детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.


Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте.

Процесс экспериментирования состоит из нескольких этапов: обычное простое любопытство самого раннего возраста при правильных воспитательных подходах переходит в период любознательности старшего детского возраста (после 5 лет), когда экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты и становится самостоятельным видом деятельности.

В процессе экспериментирования ребёнок приобретает следующие навыки: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. И здесь очень важна систематическая, целенаправленная работа педагогов.

Развитие креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования будет эффективным при создании следующих педагогических условий:


  • Проявление позитивного отношения к инициативе и творческим проявлениям детей со стороны взрослых;

  • Осуществления гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и стимулирования креативного потенциала детей дошкольного возраста ( сотрудничество, диалог, вовлечение детей в различные способы целостной художественно-эстетической деятельности, предоставление возможного выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку и т. д.)

  • Организации и проведения системы занятий, содержательной основой которой являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения.