Главная страница

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина


Скачать 96.76 Kb.
Название Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина
Дата 23.03.2016
Размер 96.76 Kb.
Тип Конспект

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада.

Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина

120 лет со дня рождения поэта.

(3 октября 1895).

Составила:

Воспитатель Фадеева

Татьяна Михайловна

2014 год

Цель:  знакомить детей с творчеством  С. А.Есенина.

Задачи:

Образовательные


1.       Закреплять знания детей о прочитанных ранее стихах о природе.

2.      Способствовать образному восприятию стихотворения.

3.      Раскрыть авторское отношение к природе.

4. Расширять знания детей о природе и поэзии.

Развивающие

5.      Развивать память и умение внимательно слушать говорящего

(ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца.

6.      Активизировать чувственное восприятие художественного слова.

Воспитательные

7.      Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

8.      Вызвать у детей интерес к выразительному чтению

отрывков из стихотворений.

Материалы:  фонограммы песен «Во поле берёза стояла»,

Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина,

Г. Струве «Пастух», ноутбук, большой экран, проектор, презентация,

большой фланелеграф , большая разрезная картина дома для фланелеграфа.
Предварительная работа: знакомить с творчеством Есенина,

разучивание хоровода "Во поле береза стояла", заучивание стихотворения

«Край любимый!..», «От луны свет большой…», «И вдали за рекой…».
Ход занятия.


Ребята давайте сегодня представим, что мы находимся в красивом старинном русском селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле где много берёзовых рощ. (Изображение села и берёзовой рощи на большом экране). ( Слайд №1).

Воспитатель читает стихотворение.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим соном уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный дом. (Изображение дома на большом экране). (Слайд №2).

Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин». А сейчас давайте соберём точно такой же домик и представим, что мы в гостях у семьи Есениных. ( Дети вместе собирают разрезную картинку дома на большом фланелеграфе и сравнивают его с изображением настоящего дома который выведен на экран).

120 лет назад, 3 октября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший удивительную страну, где льётся по равнинам берёзовое молоко, где ягнёнок – кудрявый месяц, гуляет в голубой траве, где душа дышит запахами мёда и роз. Ребята, а вы хотите побывать в этой загадочной стране? (Ответы детей)

( Изображение поэта и его семьи на большом экране). (Слайд№3).

Ребята, а хотелось бы вам побывать на той улице где Серёжа Есенин играл со своими сверстниками (Ответы детей). Давайте закроем глаза и на минуту представим что мы в этом селе. (Звучит запись деревни и выводится её изображение на большой экран). ( Слайд №4).(Аудиозапись).

Ребята, посмотрите мы с вами очутились на сельской улице, вот перед вами ворота, дом с голубыми ставнями. А на зорьке запел петух, проснулись белые берёзки. Какое доброе утро.

Воспитатель читает стихотворение.

Стихотворение «С добрым утром»

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива.
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. Некоторые из них мы сейчас услышим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате». (Изображение хаты на большом экране). (Слайд №5).

Воспитатель читает стихотворение.

В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит. Дети садятся на коврик для прослушивания песни. (Изображение на большом экране пастух в поле и стадо коров). (Слайд №6).

Звучит песня Г. Струве «Пастух». (Аудиозапись).

А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить, звали её Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам, а часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало соберёт их около печи и начнёт рассказывать. ( Портрет бабушки на большом экране). (Слайд№7).

Воспитатель читает стихотворение.

Стихотворение «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари? "

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.

Больше всего любил Есенин русские песни. Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла».

Словесно-речевая игра «Плетём венок».

-        Ребята, сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетём венок из слов. Встаём по одному, называя слова, подходящие к слову «берёза», и образуем хоровод.

-        Берёза какая? (Дети водят хоровод, нараспев называя слова: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная.)

(Дети исполняют хоровод, на экране изображение берёзы). (Слайд №8). (Аудиозапись).

Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех. ( Изображение из сельской жизни на большом экране). (Слайд №9).

Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).

Край любимый! Сердцу снятся.

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы.

В его стихотворениях отразились все времена года.

Вот мы видим зимний пейзаж. ( Изображение зимней берёзовой рощи). ( Слайд №10).

Воспитатель читает стихотворение.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

А сейчас мы попадем с вами в весну. ( Изображение весенний черёмухи). (Слайд №11).

Воспитатель читает стихотворение.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

( Изображение осенней рощи.) (Слайд №12). Дети сидя на коврике слушают песню.

Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая. » на стихи С. Есенина . (Аудиозапись).

Беседа с детьми о произведениях С.А. Есенина.

- Ребята вам понравились стихи Сергея Александровича Есенина? (Ответы детей).

- Какие чувства вас охватывают когда вы слушаете произведения Есенина? ( Восторг, радость, восхищение и т.д.)

- Какое стихотворение (песня) вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

- Как выдумаете, любит ли поэт родную природу? (Ответы детей).

- Как вы догадались что очень любит? (Ответы детей).

- Чем вам запомнилось эти произведения? (Ответы детей).

- О чём стихи Есенина? (Ответы детей).

- О чём больше всего он любил писать? (Ответы детей).

- Как видел поэт свою Родину? (Ответы детей).

- Как описывал природу родного края? (Ответы детей).

- Попробуйте рассказать это строчками из его стихов.( Край любимый! Сердцу снятся ), (Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!), (Белая береза. Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром)… - Ребята, а как вы думаете когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован или хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)

Воспитатель: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.