Главная страница

Конспект внеклассного занятия Тема: Растения леса. Цель: выявить уровень знаний учащихся о растениях


Скачать 58.46 Kb.
Название Конспект внеклассного занятия Тема: Растения леса. Цель: выявить уровень знаний учащихся о растениях
Дата 24.02.2016
Размер 58.46 Kb.
Тип Конспект

Конспект внеклассного занятия

Тема: Растения леса.

Цель: выявить уровень знаний учащихся о растениях.

Задачи: расширить знания о растениях леса; способствовать развитию интереса

к природе, растениям, бережного отношения к ним.

Оборудование: иллюстрации растений, жетоны, сигнальные квадраты.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте хорошего дня.

  1. Сообщение темы занятия.

- Наше занятие посвящено растениям леса. Вы расскажите мне, что знаете о растениях леса, а я поделюсь с вами своими знаниями. Все это будет в игровой форме.

  1. Основная часть.

- Для того, чтобы начать наше занятие вам надо поделиться на две команды. Выберите жетон. Те, у кого на жетоне треугольники – это одна команда, а у кого квадраты – другая. У кого на жетоне стоит звездочка – это капитаны команд.

- На команды поделились, теперь придумайте название своей команде.

- Почему вы выбрали такое название?

- Итак, первая игра «Устами младенца»

Я читаю объяснение, чья команда догадается, поднимает сигнальный квадрат и отвечает. Если называете растение в начале объяснения, то получаете 5 баллов, если в конце – балла.

Первое объяснение: «Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение.

(5 баллов)» Не догадались, тогда я продолжаю: «Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику натершему ногу, поранившему руку

(4 балла)» (подорожник) (показать иллюстрацию)

- Что вы можете рассказать о подорожнике? (ответы детей)

- Подорожник – многолетнее травянистое растение с коротким корнем. В центре цветовая стрелка, плод – многочисленные коробочки с семенами. Широко используется в медицине: при болезнях желудка, в качестве ранозаживляющего средства. Листья собирают летом, аккуратно срезают.

Второе объяснение: «С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению» (5 баллов)

«Листья этого растения часто кладут в чай. А еще чаще вы встречаетесь с запахом этого растения, когда жуете жвачку» (4 балла) (мята) (показать иллюстрацию)

- Что вы знаете еще о мяте?

- Мяту используют не только в кондитерских целях, но и в медицине. Полезные свойства мяты, обусловлены особым химическим составом растения. В них в больших количествах содержаться минералы, витамины, эфирные масла, и многое другое. Это настоящая кладовая здоровья в природной аптечке. Она обладает успокаивающим, обезболивающим действием, входит в состав многих медицинских препаратов, например, мятных капель от тошноты, капель и мазей от насморка, карандашей от головных болей и других лекарственных препаратов.

- Молодцы. А мы продолжаем, и вторая игра называется «Счастливый случай»

Сначала я читаю вопросы одной команде. Команда соперников не имеет права ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы первой команде:

  1. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, она цветет летом)

  2. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)

  3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (сфагнум и торфяной мох)

  4. Какая ягода заменяет лимон? (клюква. Она содержит лимонную кислоту)

  5. Где растет клюква? (на болоте)

- Что вы можете рассказать о клюкве, кроме того, что я вам уже сказала?

- Клюква – вечнозеленый кустарник. Это растение сравнительно маленькое, но тем не менее не травянистое. Листья длиннее ногтя. Ее листья зимуют под снегом зелеными. Очень изящные цветки, на месте которых виднеются зеленые незрелые ягоды. Зрелыми, красными они становятся только перед самой зимой. Ягоды клюквы богаты витаминами и прекрасно хранятся.

Вопросы для второй команды:

  1. Какое дерево цветет самым первым? (ольха)

  2. Название какого ядовитого растения леса, связано с названием серого зверя? (волчье лыко)

  3. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (черная смородина, шиповник)

  4. Что появляется раньше на дереве цветы или листья? (весной на деревьях сначала появляются цветы, а затем распускаются листья)

  5. Назовите любой цветок первоцвет, т.е. который зацветает первым.

- Продолжаем. Наша следующая игра «Брейн-ринг»

Я читаю вопросы, знаете ответ, поднимаете сигнальный квадрат. Чья команда поднимет сигнальный квадрат первой, та и отвечает.

  1. Почему мать – и – мачеха носит такое название? (если взять в руки (но не рвать) листочек этого растения, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, теплый, а сверху твердый и холодный)

  2. Когда появляются листья у мать – и – мачехи? (ранней весной из зелени и корневища вырастает только стебелек с ярко желтым цветком, а листочки появляются не скоро, когда цветок отцветает, то из корневища вырастают похожие на маленькие лопухи листочки)

  3. Зачем на стебельке у растений «пушок»? (этот пушок помогает растению спастись от слишком яркого для нежного цветка весеннего солнца – не перегреться и не замерзнуть, когда ударит заморозок)

  4. Почему мать – и – мачеху называют цветок – часы? (по цветкам можно определить время суток. Вечером кажется, что цветок завял, закрывается корзиночка цветка, поникает головка. На самом деле цветок «заснул». Утром же он «просыпается»

  5. Какими лечебными свойствами она обладает? (отвар из сухих листьев и цветков – хорошее средство от кашля)

- Поднимите руку, кто знает игру «Поле чудес»? И наша следующая игра так и называется. Каждой команде будет загадано слово. Если сразу после задания вы не сможете отгадать, то разрешаю открывать буквы. Чем больше букв вы откроете, тем меньше заработаете баллов.

1. это растение не любит солнца, растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие (отсюда и название растения) (кислица) (показать иллюстрацию)

- Кислица – маленькое хрупкое растение. Листья состоят из трех отдельных частей и немного похожи на клевер. Кислый вкус листьев из-за того, что они содержат щавелевую кислоту. Также они богаты витамином С, съедобны в сыром виде. Из них готовя супы и салаты. цветет кислица в конце весны. плод маленький зеленый шарик. Если созревший плод затронуть руками, то он «выстрелит» и из него высыпятся семена.

2. На кругленьких листочках сверкают капельки росы. Захочет муха напиться, сядет на листочек – и пропала: съест муху растение. (росянка) (показать иллюстрацию)

- Липкие округлые листья красноватой окраски. Как известно, росянка – растение насекомоядное. Добыча ее мелкие насекомые. Ловушками служат листья. Лист росянки со множеством мелких капелек, кажется покрыт росой. Сядет муха на лист и приклеится. После этого края листа медленно заворачиваются, обволакивая пленницу. Лист выделяет особую жидкость, и насекомое постепенно переваривается в кашицу. От него остаются лишь крылья и хитиновый панцирь.

- И последняя игра «Звездный час»

Перед вами на столе лежат иллюстрации растений. Найдите лишнее растение и объясните почему?

Иллюстрации: рябина, береза, сосна, клен, дуб. (лишнее сосна. т.к это хвойное дерево, а остальные лиственные. )

  1. Итог занятия.

- Итак, посчитаем сколько очков набрала каждая команда. (награждение)

- Сегодня на занятии мы поговорили о некоторых растениях. Мне очень париятно, что вы так много о них знаете. Всем спасибо за занятие.

Использованная литература:

  1. Корабельников В.А. - Краски природы. Книга для учащихся начальных классов – Просвещение, 1989 г.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов - Издательство: Академия Развития, 2003 г.