Главная страница

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе грелки -игрушки на чайник». Цели: Обучающая


Скачать 64.44 Kb.
Название Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе грелки -игрушки на чайник». Цели: Обучающая
Дата 11.02.2016
Размер 64.44 Kb.
Тип Конспект

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса

 

Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе грелки –игрушки на чайник».

Цели: 

 Обучающая:

  • Ознакомить учащихся с понятием «проект»,

  • методами поиска новых решений,

  • формирование умений находить способы решения проблемы,

  • определиться с обоснованием и выбором темы проекта.

Воспитывающая:

  • воспитание настойчивости,

  • наблюдательности. 

Развивающая

  • развитие мышления учащихся,

  • познавательных способностей,

  • информационной и коммуникативной  компетентности.

Оборудование: образцы пояснительных записок, образцы творческих проектов, выполненные учащимися школы, таблица по этапам выполнения проекта

Программа «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко. Тема подраздела программы «Проектирование  и изготовление изделий из ткани».

Учебник: В.Н..Правдюк. и др. Технология. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Методы: объяснительно-наглядный, частично-поисковый, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод мозговой атаки

 

Ход урока

 

1. Актуализация знаний и умений. Развитие регулятивных УУД (самооценки)

На уроках вы приобретали технологические знания и технологические умения.

-Что вы научились делать? (научились готовить, шить фартук и т.д.)  

Было изготовлено изделие из ткани – фартук, при производстве которого был пройден путь  от замысла модели до её реального осуществления. Мы учились действовать по инструкционной карте и следовать указаниям учителя. Попробуем дать самооценку своим умениям. Если вы считаете, что вы полностью овладели умением, то ставим за показатель 2 балла, если овладели частично, то – 1 балл. Если затрудняетесь в оценке, то 0 баллов.

Учитель зачитывает показатели критерия «технологические умения», учащиеся оценивают:

1.    умения осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани

2.   умения выполнять ручные стежки и строчки, вышивку,

3. выполнять влажно – тепловые работы

4. выполнять машинные работы,

5. конструировать и моделировать швейное изделие,

6. проектировать и изготавливать швейное изделие,

7. проводить первичную и тепловую обработку продуктов, приготавливать блюда по рецептам

8. разрабатывать и оформлять интерьер. 

Максимальное количество баллов – 16. При сумме 10-16 баллов, вы многому научились.

2.    Целеполагание. Введение понятия « учебный проект». Формирование личностных УУД (действие смыслообразования).

-  Как вы считаете, смогли бы вы изготовить какое-либо небольшое изделие из ткани своими руками?

- Подумаем, какие и для чего могут быть эти изделия? (прихватки, игольницы, подушки, салфетки, грелки-игрушки на чайник, для подарка, для украшения дома и т.п.)

-Хотелось бы вам попробовать самим сделать такое изделие?

- Для этого мы будем заниматься с вами учебным проектированием.

-Где вам встречается слово «проект»? Что же такое проект?

Слово «проект» - (от лат, projection - брошенный вперед) - это замысел, план, совокупность документов для создания какого-либо объекта; прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.

У нас проекты учебные, т.е. мы еще будем при этом учиться чему-то новому.

Проект – самостоятельная, творчески завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.

- Скажите – фартуки, которые вы шили, чем отличались друг от друга? Каждый сам придумывал себе модель, выбирал ткань? Таким образом, фартук – это тоже проект.  Итак, работает наш «Дом моделей».Учащиеся демонстрируют свои модели фартуков, называя модель и делая небольшое описание отделки и формы фартуков.

 

 Определим, какие этапы выполнения проекта вы осуществляли при изготовлении фартука. Составляется последовательность изготовления фартука из карточек, расположенных на доске :

1. Изучение исторических сведений о фартуках.

2.Конструирование.

3.Определение назначения фартука, его отделки, формы деталей.

4.Моделирование.

5. Выбор ткани. Определение себестоимости.

6. Раскрой деталей.

7.Обработка деталей.

8.Соединение деталей.

9. Окончательная обработка фартука.

10. Контроль и самооценка.

3.  Обоснование выбора темы проекта. Работа в группах. Используется метод «мозговой атаки». Формирование познавательных УУД (общеучебных).

Работа над проектом начинается с определения потребности в каком-либо изделии или услуге. Запишем на доске все возможные области применения наших сил, возможные предметы быта, какие могут быть изготовлены. Работа идет по группам. На обсуждение дается 5 минут. Каждая группа записывает  самые невозможные и возможные предложения на доске. Проводится «мозговая атака». Рассматриваются все предложения от всех учащихся. Они являются «генераторами идей».

После записи всех предложений надо отобрать возможные, для этого все мы – «эксперты». Производится обсуждение возможности выполнения такого проекта.  После обсуждения для проектирования отобраны несколько тем: изготовление прихваток, мягких игрушек, грелок – игрушек на чайник. Каковы варианты решения каждой темы. Этим занимаются конструкторы и дизайнеры. Заслушаем сообщения об этих профессиях.

4.  Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Формирование познавательных УУД (логических).

Для разработки моделей наших проектов мы используем методы решения конструкторско-технологической задачи: метод морфологического анализа. Разберем сущность метода морфологического анализа. Выбирается группа основных признаков и для каждого из них подбираются возможные варианты решения. Варианты решения удобно представить в виде таблицы. Составим пример таблицы для изготовления грелки - игрушки (учащиеся заполняют таблицу):

  

Признаки

Возможные варианты

1

2

3

4

1.Материал грелки - игрушки

Шелк

Шерсть

Ситец

Драп

2.Отделка

Вышивка

Аппликация

Тесьма

Объёмная форма

3.Форма грелки - подушки

Круг

Квадрат

полуовал

Треугольник

4.Технология

Из лоскутов ткани

Комбинирование ткани

Из одного материала

Из частей (из двух разных )

5.Отделка края

Кружево

Тесьма и кисти

Обвязка

Помпоны

 

Таким образом можно определить, какую грелку – игрушку мы выберем для изготовления проекта.  Составьте свой вариант с описанием.  Этот анализ называется дизайн – анализ объекта. 

5. Закрепление. Практическая работа:  Группам учащихся составить таблицу для прихватки.

В центре находится название объекта,  по сторонам элементы исследования, которые должен продумать ученик:

материал, технология изготовления, отделка, цвет, форма, размер.

Вопросы по окончании работы:                                                     

 С каким методом проектирования познакомились на этом уроке?

  • Какую роль играет метод морфологического анализа в создании проекта?