Главная страница

«Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Скачать 21.38 Kb.
Название «Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Дата 16.02.2016
Размер 21.38 Kb.
Тип Урок

Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Цели:

  1. Выяснить, какова роль пейзажа в романе «Война и мир»;

  2. Развивать умения анализировать текст, прививать внимательное отношение к слову;

  3. Развивать креативное мышление, воспитывать любовь к природе.


Оборудование: выполненные учащимися иллюстрации «Ночь в Отрадном», «Встреча с дубом», «Под небом Аустерлица», аудио Бетховен «Лунная соната».



  1. Сообщение темы, цели (выяснить роль пейзажа в романе)

  2. Мотивация

- Зачем нам это нужно?

(Чтобы лучше понять идейный замысел писателя)

Толстой страстно любил природу и умел показать в своих произведениях ее красоту. Обратите внимание на чувство меры и художественный такт писателя в творческом применении пейзажа. Он не злоупотребляет картинами природы и умеет находить им место в повествовании.

  1. Постановка проблемы.

- Мы должны будем ответить на вопрос, для чего автор вводит картины природы в эпизоды, которые будут вами представлены.

  1. Сообщения учащихся по группам.

  1. Зачитывание отрывка;

  2. Анализ эпизода;

  3. Вывод по проблеме (Записывается в тетрадях)

Анализируются эпизоды:

  1. Образ (мотив) неба в романе. Вывод: природа помогает героям найти свое место в жизни, открыть ее смысл.

  2. Ночь в Отрадном (отрывок читается наизусть на фоне «Лунной сонаты» Бетховена). Вывод: только положительные герои умеют ценить красоту природы, пейзаж помогает понять их внутренний мир.

  3. Первая встреча с дубом (Андрей Болконский): а) Чтение отрывка наизусть; б) реализация индивидуального задания (лингвистический анализ текста); в) Вывод: пейзаж оттеняет психологическое состояние героев, сходство жизни природы с жизнью человека.

  4. Вторая встреча с дубом: а) Художественный пересказ; б) Лингвистический анализ текста; в) Вывод: Толстой показывает сходство жизни природы с судьбой человека.

  5. Охота в Отрадном. Вывод: природа возбуждает силы в человеке, ей созвучно настроение людей.

  6. Зимняя лунная ночь. Вывод: пейзаж отражает настроение героев, гармонирует с ним.

  7. Бородинское поле. Вывод: картины природы противопоставлены картине поля битвы. Ярче показан ужас войны, отношение автора к ней.

  8. Партизаны в лесу. Вывод: природа созвучна деятельности героев.


Дополнительные вопросы:

- укажите ключевые слова.

- какие слова несут эмоциональную нагрузку?

  1. Вывод по проблеме урока: пейзаж помогает понять события и эпизоды, поступки и переживания героев. Он играет важную роль в раскрытии авторского замысла.

  2. Итог урока.

  1. Рефлексия.

  2. Выставление мотивированных оценок.

  3. Домашнее задание. Любимые страницы романа (у каждого они свои) проанализировать по плану анализа эпизода. Сделать иллюстрацию (по желанию).