|
Конспект урока для 7 класса Вид занятий Рисование по представлению Тема урока «Северные фантазии» Тип урока Комбинированный Цель урока
План – конспект урока
для 7 класса
Вид занятий
|
Рисование по представлению
|
Тема урока
|
«Северные фантазии»
|
Тип урока
|
Комбинированный
|
Цель урока
|
Выполнить декоративный натюрморт в технике оверлеппинг.
|
Задачи:
|
|
а) обучающие
|
- Научить детей правилам, принципам и средствам композиции. Дать понятия равновесия, оверлеппинга. Научить находить композиционный центр.
|
б) развивающие
|
- Развить художественный вкус, способности к рисованию
|
в) воспитательные
|
- Воспитывать аккуратность, усидчивость
|
Оборудование урока
а) для учителя
б) для учащихся
|
- педагогический рисунок;
- образцы рисунков учащихся;
- альбом, глеевая ручка, карандаш.
|
Оформление классной доски
|
1.________2.__________________________
1. Дата
2. Тема урока.
3. Пед. рисунок, образцы работ.
4. Новые термины (оверлеппинг)
|
Ход урока
|
Организационная часть(2мин.)
|
До начала урока подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала.
- Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта- оверлеппингом. Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами два натюрморта и оба написаны в разных техниках – реалестичной и декоративной.
|
Сообщение новых знаний
( 25-20 мин.)
|
Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности. Условностью так же является плановость изображения.В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как составляющей части декоративного натюрморта.
Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения.
Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
- Давайте вспомним, какие правила композиции мы уже знаем?
Предметы не должны быть большими или маленькими. Композиция должна быть уравновешенной.
– Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. А теперь посмотрите на эту схему (таблица «Равновесие»). О чем мы сейчас будем говорить?
О равновесии.
– Кто скажет, уравновешена ли композиция представленная на верху?
– Нет.
– А как мы можем ее уравновесить? Две нижние картинки вам подскажут.
– Можем добавить к маленькому предмету еще один предмет. Можем сдвинуть большой предмет к центру.
– Правильно. Равновесие мы чувствием. Чтобы наша композиция была уравновешенной, необходимо чтобы предметы вписывались в правильную геометрическую форму, как представлено на рисунке. (Таблица № 2). Какие это формы на работах?
– Квадрат, треугольник.
– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача -уравновесить свет и тень, как на этом рисунке.(Рисунок с членением плоскости). А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?
– Предметы объединены
– А как?
– Один предмет перекрывает другой.
– Совершенно верно. Это называется прием оверлеппинга (словарное слово на доске) – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Посмотрите на таблицу № 3. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. В декоративной композиции существует такой прием. Так же, предметы могут быть объединены каким либо дополнительными линиями фона, тенями и т.д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.
– Теперь давайте подумаем , что такое композиционный центр?
– Центральная точка – главная в композиции.
– А как можно найти композиционный центр? Посмотрите на таблицу
– Сгущение элементов в одном месте.
– Выделяется центр тоном.
– Показывается контрастной формой предмета.
– Размеры доминанты увеличиваются.
– Приемом композиционной паузы выделяем центр.
– Правильно. А теперь посмотрите на эту схему (рисунок пейзажа с указанием планов). Вы пользовались ей при рисовании пейзажа. Что показывает эта схема?
– Планы картины. Передний, средний и дальний план.
- А теперь посмотрите на представленные декоративные композиции, что вы можете сказать о плановости?
– Ее нет. Все предметы находятся на втором плане.
– Совершенно верно. В декоративной композиции все предметы находятся в одной плоскости. Кто скажет, чем мы занимаемся сегодня на уроке?
.– Мы будем составлять декоративный натюрморт с элементами регионального компонента.
|
Практическая работа
|
- Реальные ли предметы мы используем в декоративном рисунке?
– Стилизованные.
– А как мы будем оценивать нашу композицию, по каким критериям?
– Равновесие.
– Неделимость композиции.
– Ритм.
– Композиционный центр.
– Расположение предметов в одной плоскости
Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.
Приступаем к работе.
|
Подведение итогов. Закрепление полученного материала
|
Где был рожден жанр “натюрморт”?
Что входит в понятие натюрморт?
В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
-
Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
|
Завершение урока, задание на дом
|
-Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наш урок заканчивается. На следующий урок принесите, пожалуйста, гуашь, кисти, альбом.
-До встречи на следующем занятии.
|
|
|
|