Главная страница

Урока русского языка в 5 классе «Падеж имён существительных»


Скачать 104.55 Kb.
Название Урока русского языка в 5 классе «Падеж имён существительных»
Дата 06.03.2016
Размер 104.55 Kb.
Тип Урок

Конспект

урока русского языка в 5 классе

«Падеж имён существительных»

Цели:

З н а т ь – падежи имён существительных, историю происхождения

термина, секрет названия падежей, падежные вопросы

У м е т ь – определять падежи, различать именительный и винительный

падежи имён существительных

Оборудование: мультимедийная презентация; плакаты с образным

названием падежей, рожок, два кубика,

записи на доске, ОК «Как различить И.п. и В.п.»,

листы контроля, карточки для индивидуальной работы,

задания – упражнения с выборочным ответом,

словарь иностранных слов.

Ход урока.

1). Словарная работа. Слайд №

Терраса

- С каким известным вам латинским корнем связано слово?

- В каких словах ещё есть такой латинский элемент?

- Посмотрите внимательно на внешний облик слова и догадайтесь, в каком

словаре можно найти разъяснение его значения? Почему?

- Зачитывание значения слова «терраса» по «Словарю иностранных слов».

- Какая это часть речи? Докажите.

- Назовите этот предмет ласково. Запишите рядом.

- Выполните морфемный разбор обоих слов, учитывая, что современный

корень – террас- Слайд №

- А теперь – «Подскажи словечко!»

Взял художник краски, рисует на … (терраске)

2). Зрительный диктант. Слайд №

- Внимательно рассмотрите запись на доске:

Взял художник краски, рисует на терраске.

- Объясните постановку запятой и орфограммы в этом предложении.

- Запомните всё предложение и «ошибкоопасные» места в нём.

- Орфографическое проговаривание предложения.

- Письмо по памяти.

3). Самопроверка (по доске), самооценка (в лист контроля), рефлексия.

Образец листа контроля

Зр.д. / вз.к./ карт./ И.-В. / общ. оц.
4). Слово учителя.

- Итак, с каким латинским корнем связано наше новое слово? (терра)

Латиняне дали нашему языку много слов. А греки подарили нам вообще гениальное изобретение. Чтобы узнать, какое, перенесёмся мысленно на несколько мгновений в Элладу. Слайды №

Любили древние греки играть на досуге в «кости». Только их «кости» были в виде кубиков, на сторонах которых располагались «очки» – от 1 до 6. Во время игры их бросали из рожка, и они «падали». Такое выпадение по-гречески звалось «птозис». А как его перевели на русский язык, вы узнаете, если вставите (где надо!) буквы и составите из них слово. Кто быстрее? Слайд №

Шля(п,б)ка, к.сательная, точ(?)ный, хо(т,д)ьба,

решает(?)ся, соб.ру, ключ(?), варе(ж,ш)ки.

- Падеж – именно так переводится греческое слово «птозис». Так какое же отношение к языку имеет игра в «кости»?

Греческим грамматистам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, как и «косточки», выпадающие при каждом «птозисе». Потому изменяющиеся формы имён называли «птозисами». А сотни лет спустя русские грамматисты перенесли это значение в виде слова «падеж» к нам, и оно прижилось.
5). Тема урока. Постановка целей.

- Итак, тема урока – «Падеж имён существительных».

- Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно

уметь? (Ответы детей кратко записываются на доске)
6). Беседа.

- Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15, в коми языке – 16. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

- Почему их так зовут-величают? (Ответы детей учитель дополняет

сведениями из дополнительной литературы. Слайд №

«Именительный» падеж действительно служит для «именования»

существ и предметов.

«Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о

том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других

языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный,

орудийный».

«Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это,

образно говоря, самый «добрый» падеж.

А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?)

сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены

Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный

падеж тут как тут!

«Предложный» - падеж «на костылях»: никогда он не рискует

появиться без своих «костылей» - предлогов.

«Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли

«аккузативом» - «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке,

потому что перевели с древнегреческого неточно).

- Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга. Прочитайте стихи о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей
они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

Вверяют окончаниям 
Судьбу и жизнь свою! 
И про свое призвание 
На ушко им поют: 

Я Именительный падежСлайд №
И нет на мне чужих одежд. 
Меня легко все узнают 
И в подлежащие зовут. 
Предлогов с детства не люблю, 
С собою рядом не терплю. 
Мои вопросы …? и …? 
Ни с чем не спутает никто. 

А я падеж Родительный  Слайд №
Характер мой общительный. 
КОГО? ЧЕГО? И вот он я! 
Предлоги часто мне друзья. 
Похож я на винительный 
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы 
Два падежа всегда. 

Я называюсь ДательнымСлайд №
Работаю старательно. 
КОМУ отдать? К чему призвать? 
Лишь только я могу сказать. 

А я Винительный падежСлайд №
И я во всем виню невежд. 
Зато отличников люблю, 
Для них «пятерки» я ловлю. 
Кого назвать, во что играть, 
Готов ребятам подсказать. 
Не прочь с предлогами дружить, 
Но и без них могу прожить. 

А я творительный падеж  Слайд №
Исполнен всяких я надежд. 
Творите! –Чем? Творите! - С кем? 
Я подскажу вам - нет проблем! 

А я падеж предложныйСлайд №
Со мною случай сложный. 
Мне без предлогов свет не мил. 
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил? 
Ах да, нужны предлоги: 
Без них мне нет дороги. 
Тогда смогу я рассказать, 
О чем мечтать и в чем гулять.
У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

- Посмотрите на картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить? Слайд №

- Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.

- Как называются все падежи, кроме именительного?
7). Игра «Собери падежи, или Полный комплект». Слайд №

В разных местах класса на стенах прикреплены таблички со

словами: «оним»(греч.), «костыль», «орудие», «добряк», «ошибка».

- Поищите «спрятавшиеся» слова. Какое отношение имеют эти слова

к падежам? (Кстати, какие это части речи?) Почему?

- Полный ли комплект? Чего не хватает?

- Запишите падежи в столбик в нужном порядке и измените наше новое

слово. Какое? (терраса)

- Какую морфему надо обозначить? Почему?

- А теперь проверьте себя. Слайд №

В это же время один учащийся выполняет индивидуальное задание (устно): пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово в разных падежах в предложения.

Карточка-информатор

(Отрывок из книги Александры Бруштейн

«Дорога уходит вдаль»)

…Новая учительница велит мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК.

Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…

И. – Около тропинки рос подорожник. Р. – Мы увидели в траве

листья подорожника. Д. – Мы подошли к подорожнику. В. – Мы

сорвали подорожник. Т. – Мы вернулись домой с подорожником.

П. – Ведь мы знаем о подорожнике, что он целебная трава…

(Классная дама слушает меня с каменным лицом.

- А звательный падеж где?

Я на секунду задумываюсь, потом отвечаю:

- Зв. – Спасибо, подорожник, что ты лечишь людей…)
8). Проверка выполнения заданий.

- Ученик, выполнявший индивидуальное задание, называет составленные

предложения по образцу: И.- Терраса – прекрасное дополнение к дому.

И т. д. до Зв.п.
9). Повторение обращения. Слайд №

- Звательный падеж – это что за падеж такой? Откуда пришло его название?

- Почему теперь исчез? (И.= Зв.)

- Что осталось от него в русской грамматике? (Зв. интонация при обращении)

- Вспомните, что такое обращение, как оно выделяется на письме и

оформляется интонационно.

- Запишите предложение, объясните орфограммы и постановку знаков

препинания: Вы полейте, облака, все растенья сада (Овсей Дриз)

- Итак, ещё раз повторите все падежи с падежными вопросами.

- Как же определить падеж существительного?
10). Самостоятельная работа с учебником. Слайд №

- Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»

- Объяснение алгоритма определения падежа

- Хоровое проговаривание

- Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.
11). Закрепление.

- Определите падеж существительных в предложении с обращением

(рассуждения вслух по цепочке)

- Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске): Слайд №

определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)

Доброе … само себя хвалит.

От слова до … целая верста.

Кончил … - гуляй смело.

Велик телом, да мал … .

Конец – всему … венец.

И умён, и пригож, и в … гож.

- Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно

проговаривая алгоритм (один человек – на доске, остальные – в тетради)

- Объясните (выборочно!) значение пословиц.
12). Индивидуальная самостоятельная работа. Слайд №

- Вам даны карточки (1-2 варианты). Необходимо прямо в карточке вставить

пропущенную букву в словах и надписать падеж существительного одной

заглавной буквой.

Образцы карточек:

1 в. 2 в.

Дар з.мли, радоваться д.ждю, Улыбка в.сны, дов.рять людям,

повт.рил ошибку, встр.чаться под.рил фиалку, пахнет гр.бами,

с другом, спрятался в тр.ве. зацвёл в с.ду.

- Взаимопроверка работы по «ключу» (запись на доске: И.Р.Д.В.Т.П.)

- Взаимооценка, рефлексия. Клик

- «Полётное повторение»: над какой орфограммой работали? Подберите

проверочные слова к проверяемым гласным корня.

13). Различение И.п. и В.п.

- Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)

- Составление и запись опорного конспекта

И. В.

? ?

- Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись

помогла различить И.п. и В. п.? (вопросы)

- Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».

Добрую сказку Слайд №

Помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушал и ты,

Чтоб сказка подкралась

К самому сердцу

И заронила

Зерно доброты.

- Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)

- Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить

падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это сущ. женского рода, в В.п.

у него меняется окончание)

- Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при

различении И.- В.п. Допишите его в опорный конспект: Слайд №

ОК

И. В.

Кто? Что? Кого? Что?

Сказка!

14). Тренировочные упражнения. Слайд №

- В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.

Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше

упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный

мастер ёжик зонтик мастерит.

- В каких предложениях есть олицетворение? метафора?

- Запишите только ту часть каждого предложения, которая соответствует

схеме: «подл. – сказ. – доп. в В.п.»

- Как же различить И. – В. п.?

15). Контроль усвоения.

- Это упражнение с выборочным ответом (1-2 варианты). Листы

с 6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:

И. п. - ……

В.п. - …….

Задание: в соответствующую строку вписать только номера

предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.

Образцы упражнений:

1 в. В каком падеже стоит выделенное слово?

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

2. ОСЕНЬ рощи подожгла.

3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.

4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.

5. МЯТА луговая уронила цвет.

6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.

2 в. В каком падеже стоит выделенное слово?

1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.

2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.

3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.

4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.

5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.

6. Метнула туча огненные КОРНИ.
16). Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия. Слайд №

«Ключ»: 1в. 2в.

И. – 2, 3, 5 И. – 1, 3, 4

В. - 1, 4, 6 В. - 2, 5, 6
17). Обобщение.

- Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?

- Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название

падежей, но и падежные вопросы.

Викторина о падежах.

  1. Назовите «добрый» падеж.

  2. Какой падеж всегда употребляется без предлогов?

  3. Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке – «орудийным»?

4. Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно

называют?

  1. У какого падежа «ошибочное» название?

  2. Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?

- Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.

- Что мы должны уметь? (определять и различать падежи)

- Как правильно определить падеж имени существительного?

- Что поможет различить именительный и винительный падежи?
18). Подача домашнего задания. Слайд №

- Домашнее задание нужно отгадать:

Предсказать ( приставка )

Положил ( корень)

Объединение ( суффикс )

Лекция ( окончание )

6

- Придумать самим или выписать из художественных текстов

6 предложений с существительными, стоящими в различных падежах,

указать падеж существительных. Кому это задание показалось трудным,

можно выполнить упражнение из учебника (списать и определить падеж

существительных).

19). Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист

контроля. Слайд №
Рефлексия.
1. Я знаю падежи (+ ? -)

2. Я знаю алгоритм определения падежей (+ ? -)

имён существительных

  1. Я умею выполнять тест на компьютере (+ ? -)

  2. Я умею определять падежи существительных (+ ? -)


-Что у вас сегодня хорошо получалось?

- Над чем нужно больше поработать?