Главная страница

Конспект открытого урока по теме: «Значение народной музыки в репертуаре младшего хора. Русская народная песня»


Скачать 126.78 Kb.
Название Конспект открытого урока по теме: «Значение народной музыки в репертуаре младшего хора. Русская народная песня»
Дата 22.02.2016
Размер 126.78 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Коммунаровская детская школа искусств»

Конспект открытого урока по теме: «Значение народной музыки в репертуаре младшего хора. Русская народная песня»

Преподаватель хорового отделения:

Уваренкова Н.В.

Коммунар 2012 г

Урок - практическое занятие по теме: «Значение народной музыки в репертуаре младшего хора. Русская народная песня»

(Младший хор 1-4 класс)

Цель:

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков в процессе разучивания русских народных песен; развитие интереса к исполнению русских народных песен.

Задачи:

Образовательные:

Контроль и коррекция полученных знаний и умений.

добиваться единой манеры звукообразования;

добиваться активности и естественности артикуляционного аппарата;

добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения;

добиваться устойчивого интонирования двухголосного пения;

Развивающие:

развивать интерес к изучению русских народных песен; развивать эмоциональную сферу учащихся через активные формы самовыражения.

развивать координацию певческого дыхания и звукообразования;

развивать слуховой контроль;

развивать активность и естественность артикуляционного аппарата, мимику, артистизм;

развивать внимание: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение;

развивать память, мышление;

развивать чувство ритма и творческие способности с помощью шумовых музыкальных инструментов;

Воспитательные:

Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

Воспитывать чувство любви и уважения к родине, её природе, её обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать творческую активность.

Вид урока.

Практическое занятие.

Тип урока.

Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности.

Фронтальная, групповая.

Технология занятия.

Технология проблемного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Технология формирования мотивации.

Здоровье сберегающая технология.

Методы обучения: объяснение, показ, дирижёрский жест, хоровое пение, упражнения, анализ, метод образных сравнений, творческая работа.

Оборудование:

1. инструменты – фортепиано, треугольник, ложки, бубен.

2.Хоровые партитуры.

План урока.

1.Сообщение темы и плана урока.

2.Подготовка к пению голосового аппарата.

3.Распевание.

4.Работа над вокальными произведениями.

5.Подведение итогов урока.

Ход урока.

I.Организационный момент. (1мин.)

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Сообщение темы и плана урока.

II.Подготовка к пению голосового аппарата. (4мин)

(дыхательные упражнения)

Учитель: Прошу проверить посадку: положение корпуса, плеч, головы, ног. Вспомните три основные фазы: вдох, задержка дыхания, выдох.

Куда мы направляем воздух при вдохе?» ( В живот).

Учитель: Выполняем дыхательные упражнения:

- вдох носом, закрепили дыхание, выдох на звук « С»..

-короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

Учитель: Постарайтесь повторить за мной скороговорку:

«Съел молодец тридцать три пирога , да всё с творогом!»

(В этот момент преподаватель контролирует::

-правильность осанки;

-активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

-правильное взятие дыхания и целесообразное распределение выдоха;

-общую внятность речи;

-ритмическую точность.)

Учитель: А теперь произнесите эту скороговорку, так, чтобы она прозвучала с интонацией удивления.

Учитель: Как вы считаете, у нас получилось точно передать интонацию удивления? (Ответ учащихся).

Учитель: Давайте попробуем ещё раз, только в более подвижном темпе!

Повторение скороговорки.

III. Распевание. (7мин.)

1) «У кота-воркота, колыбелька хороша». (1 мин.)

Учитель: Поём первое предложение с закрытым ртом, с движением по полутонам.

При пении, прошу почувствовать легкую вибрацию и легкое щекотание губ, ощутить работу резонаторов.

Методический комментарий. Данную попевку использую в качестве упражнения целях приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, выравнивания унисона, развитию резонаторов, облагораживания звучания.

-Пение этой песни на гласные ( о,и,а) в верхней части диапазона.

Методический комментарий. При пении на гласные звуки прошу следить за тем, чтобы гласные были в единой высокой позиции - направлены в одну точку (через верхнее нёбо, к верхним зубам),

2) Песня-дразнилка «Андрей-воробей». (1 мин.)

(Движение по полутонам вверх).

Учитель: Прошу следить за неизменным положением гортани, слушать внимательно друг друга, добиваться точного унисона, ровности звучания при активной артикуляции.

Методический комментарий. Данную песенку можно включать в занятия в целях формирования опорного дыхания, близкого звука, освобождение от горлового звучания.

3).Пение колыбельной песни «Котенька-коток». (2 мин.)

-Исполняя эту песню, следите внимательно за интонированием терции «ре-фа-диез» в восходящем, а затем, нисходящим движении.

-Обратите внимание на распев «хво-о-сток», спойте аккуратно заполнение этой терции. Постарайтесь каждый раз точно возвращаться в устойчивую ступень – ноту «ре».

4) «Сею – вею снежок». (3 мин.)

Концертмейстер: исполняет на инструменте мелодию песни.

Учитель: Обратите внимание, встречалась ли нам похожая интонация в предыдущих песнях? ( В песне « У кота – Воркота).

-Ответьте на вопрос: как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента? (a capella).

-Поём и показываем рукой направление движения мелодического голоса, внимательно следите за тем, куда пошла мелодия?

-Акцентирую ваше внимание на интонировании тетрахорда, его верхнего звука. а также хода VI-V-I) .

Методический комментарий. Данную песню можно использовать в занятиях с целью формирования артикуляционных навыков и навыка пения мажорного тетрахорда. Во время исполнения a capella внимание учащихся, не отвлеченное сопровождающим инструментом, полностью собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и других. Такая концентрация внимания усиливает восприятие этих ощущений при певческом голосообразовании, активизирует память, то есть помогает ученику лучше и быстрее запомнить нужное звучание.

IV.Работа над репертуаром. (27 мин.)

5) Повторение русской народной «Как вставала я ранёшенько» (4 мин.)

Учитель: Вспомните, что это за песня (Масленичная). С каким настроением мы должны её исполнять? ( С радостным, весёлым) В каком темпе? (В подвижном)

-Попробуйте точно передать настроение через интонацию, споём первый куплет.

- Для того, чтобы ярче проявился характер песни, предлагаю разделиться на две группы и исполнить её с простыми движениями. (Учитель показывает движения для каждой из групп хора).

-Исполняя песню в подвижном темпе, прошу петь без напряжения, не форсировать звучания, следить за округлением гласных.

-Обращаю ваше внимание на: 1) точное интонирование в подвижном темпе мажорного трезвучия «ре-фа диез-ля», 2) аккуратное исполнение нисходящей кварты «ми-си» в конце запева (VI ступ.))

Методический комментарий. Данную песню можно использовать в работе в целях закрепления уверенного интонирования мажорного трезвучия, для расширения диапазона детских голосов, а также развития подвижности и лёгкости голоса.

6). Переходим к исполнению игровой песни «Заинька». (3 мин.)

Учитель: Вспомните, в чём особенность этой русской народной песни? (Она имеет распевы).

-Прошу петь мягким, тёплым, протяжённым, льющимся звуком. Следить за исполнением распевов, при этом чётко и внятно произносить слова.

-Прошу постараться спеть на едином дыхании первые две фразы или использовать «цепное дыхание», «добрав» воздух на половинной ноте «до».

Методический комментарий. Песня может использоваться для формирования высокой позиции звука, расширение диапазона, более широкого опорного дыхания, развития навыка цепного дыхания, точного интонирования распевов. Как вариант для разучивания - пропевание мелодии песни на какой-либо слог (ми, ма, да, ле) – для вырабатывания тембра, точности интонации, регистровой ровности.

7).Пение игровой песни «Журавель».(4мин.)

Концертмейстер исполняет первую фразу на фортепиано.

Учитель: Узнали песню? В каких случаях её исполняли? ( Во время игры.)

Учитель: К какому виду она относится? ( Игровая песня)

а) Первый раз исполняем песню в умеренном темпе ( mp ) всем хором, следим за точным выполнением пунктирного ритма и чётким произношением текста.

б) Далее делимся на две группы - запев исполняют «сопрано» (mf), припев – «альты» (f). Темп более подвижный.

в) Поём в быстром темпе следующим образом: «сопрано» поют запев (f), «альты» припев (mf). Ускоряя темп, следим за плавностью голосоведения, добиваемся необходимой напевности.

Методический комментарий. Способствует развитию подвижности голоса, выработке чёткой дикции, позволяет тренировать навык динамической гибкости, формировать динамический и ритмический ансамбль. Для активизации ритмического чувства использую инструментальное сопровождение - деревянные ложки, треугольник, бубен.

Одновременно учащиеся выполняют следующее задание:

1 группа: прохлопывает простой ритм – только сильные доли.

2 группа - простукивает по коленям немного усложнённый ритм – доли в такте.

3 группа - прохлопывает усложнённый ритм – ритмический рисунок песни.

Методический комментарий. В этой игре группы меняются, таким образом, чтобы каждый ребёнок мог прочувствовать все из вышеуказанных ритмов. Использование данного вида работы способствует развитию ритмического ансамбля. Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и они не устают потому, что обучение проходит в форме игры. Для развития ритмического ансамбля можно включать в занятия элементы пения с движением. Возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя.

8) Пение песни-небылицы «Уж и где же это видано».(4 мин.)

Учитель: Посмотрите в партитуры. Обратите внимание на параллельное движение голосов во втором предложении.

-Поём следующим образом: первое предложение поёт партия «сопрано», второе – «альты». В это время «сопрано» мысленно поют свою партию. (Анализ исполнения, пожелания)

- Сейчас первое предложение поём всем хором, а второе предложение споёт партия «сопрано». (Комментарии, пожелания)

Методический комментарий. При изменении темпа, могут возникать следующие трудности: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык исполнения legato.. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

9) Повторение шуточной песни-прибаутки «Фома и Ерёма» (с использованием инструментов: ложки, треугольник, бубен). (4мин.)

Учитель: внимательно посмотрите в партитуры. Это двухголосное произведение. Ответьте мне на вопрос: Равнозначны ли голоса или один из голосов является солирующим? (Верхний голос - солирующая партия)

-Какой голос выполняет роль сопровождения? (роль сопровождения выполняет нижний голос)

Постарайтесь, как можно более точно исполнить свою партию с первого раза. Поём только первый куплет.

а) Исполнение первого куплета.

Учитель: как прозвучал первый куплет? Что у нас получилось и, что не удалось исполнить качественно?

-Спойте, пожалуйста с остановкой (ферматой) первый интервал «ми –си». Кто определил, что за интервал звучит? (Малая септима).

-Сейчас попрошу партию сопрано спеть чуть тише – mp, а «альтов» более сочным, густым звуком – mf, очень настойчиво.

б) Исполнение всем хором.

Учитель: Теперь попрошу только «сопрано» спеть свою партию лёгким, блестящим звуком. Внимательно следите за тем, как исполняете первую гласную «А» в начале каждой музыкальной фразы. Постарайтесь не «выталкивать» звук, а «брать» ноту сверху мягкой атакой, округляя звучание.

в) Исполнение партией «сопрано». (Анализ исполнения: замечания, пожелания).

Учитель: Теперь исполним песню с сопровождением народных инструментов.

Попрошу: ложками дублировать весь ритмический рисунок песни; треугольник и бубен отмечают только первые доли в тактах.

г) Исполнение песни всем хором с использованием народных инструментов.

Методический комментарий. Следует обращать внимание учащихся на особенности каждого из голосов: сопрано исполняет основную мелодию, альты - поют на одном звуке (Vст.), заканчивая каждую фразу на тонике.

10) Повторение русской народной песни «Ай, ду-ду!» ( Канон) (4мин.)

Концертмейстер исполняет первый мотив песни. Учитель просит ребят определить, какая песня звучит. ( ответ – «Ай, ду-ду»)

Учитель: Правильно. Каким приёмом мы исполняем эту песню? (каноном)

- Прошу спеть сначала всем хором.

Исполнение песни всем составом. (Анализ исполнения, рекомендации.).

Методический комментарий. Разучивая эту песню, можно внести элемент игры. Например: предложить ребятам соревнование. Одна партия поёт куплет, другая – сопровождает исполнение игрой на народных инструментах. Во втором куплете меняются заданием. Затем ребята оценивают качество исполнения каждой из партий.

Учитель: Теперь споём каноном.

-Обращаю ваше внимание, что не следует форсировать звук, пойте легче, без нажима. Не «дробите» мелодию на слогах, добивайтесь плавного движения голоса, единой линии. Верхнюю нотку обязательно постарайтесь спеть светлее, на улыбке.

-Попрошу партию «сопрано» чуть «уступить», петь тише в момент вступления «альтов». Пытайтесь слушать не только свою партию, но и второй голос.

б) исполнение каноном.

Методический комментарий. При пении канона a capella активно развиваются все компоненты слуховых представлений о певческом звуке: тембровые, динамические и звуковысотные, поэтому пение без сопровождения оказывается необходимым способом развития внутреннего слуха. Рассматриваемый вид исполнения усиливает сознательный фактор при певческом голосообразовании, способствует развитию самоконтроля, налаживает чёткую координацию между слухом и голосовым аппаратом, формирует и совершенствует вокальные навыки.

Внимание исполнителя, не отвлеченное сопровождающим инструментом полностью собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и других. Такая концентрация внимания усиливает восприятие этих ощущений при певческом голосообразовании, активизирует память, то есть помогает певцу лучше и быстрее запомнить как нужное звучание, так и все движения, связанные с ним. Это не только стимулирует развитие вокального слуха, налаживает четкую координацию между слухом и голосовым аппаратом, но и формирует и совершенствует вокальные навыки.

11). Исполнение всем хором обработки русской народной песни «Не летай, соловей!» (Л.Жукова). (4мин.)

Данное произведение может быть использовано в работе для освоения учащимися приёмов цепного пения, достижения мягкого, плавного, протяжного звучания; в работе над тембром, выравниванием звучания голоса, сглаживания регистровых порогов.

V. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся на уроке. (5мин.)

Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Назовите жанры русских народных песен, которые мы повторяли и над которыми работали сегодня на уроке? (Колыбельные, игровые, календарные - масленичные, шуточные, потешки, плясовые).

-В чем особенность русской народной песни? (Она имеет распевы, бывает разной по характеру и.т.д.)

Домашнее задание:

1)прохлопывать ритмические рисунки выученных на уроке песен,

2) повторять партии.

Список литературы.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. Детство-Пресс, 2008.

3.Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988

4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

5.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.

6.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.

7.Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.