Главная страница

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки 1 класс. Тема урока: «Широкая Масленица в звуках и красках» Урок разработали: Учитель изобразительного искусства


Скачать 85.59 Kb.
Название Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки 1 класс. Тема урока: «Широкая Масленица в звуках и красках» Урок разработали: Учитель изобразительного искусства
Дата 04.03.2016
Размер 85.59 Kb.
Тип Конспект

ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ г. МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №992

Конспект интегрированного урока

изобразительного искусства и музыки – 1 класс.

Тема урока:

«Широкая Масленица в звуках и красках»

Урок разработали:

Учитель изобразительного искусства

Кутилина Л.В.

Учитель музыки Приставко Н.Г.


г. Москва

2011г.

Конспект современного интегрированного урока

изобразительного искусства и музыки в 1 классе
Тема урока: « Широкая Масленица в звуках и красках»
Тип урока: Интегрированный
Цели урока: Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике.
Задачи урока:

1)Образовательные: знакомство с традициями праздника Масленицы и отражение его в творчестве художника Б.М. Кустодиева «Масленица» и в музыкальном произведении Н.А. Римского-Корсакова - фрагменте из оперы «Снегурочка».
2)Воспитательные: прививать интерес к произведениям музыкального и живописного искусства и воспитание любви к народным традициям.
3)Развивающие: развитие внимания, памяти, творческого воображения, музыкального восприятия, умения и навыков в рисовании разными средствами и методами. Развитие вокально-хоровых навыков.
Оборудование урока: экран, проектор, телевизор, музыкальный центр, компьютер (презентация), шумовые музыкальные инструменты, раздаточный материал, кисти, краски, фломастеры, восковые мелки, наглядный материал.
Ход урока:

I. Организационный момент.
-Звучит русская народная мелодия.

- Дети входят в класс.

-Приветствие:

  • Учитель музыки: (поет) Здравствуйте, ребята!

  • Дети: (поют) Здравствуйте, учитель!

  • Учитель музыки: (поет) Добрый день!

  • Дети: (поют) Добрый день!

- Проверка к готовности урока.
II. Введение в тему урока.
-Вступительная беседа.

-Название темы урока.


  • Учитель музыки: Как вам кажется, музыка, под которую вы вошли в класс предназначена для слушания каждый день или она должна звучать в какой-то особенный, запоминающийся день?

  • Отвечают дети:

  • Учитель музыки: А какой же праздник мы с вами празднуем целую неделю?

  • Учитель ИЗО: Если вы отгадаете загадку, тогда узнаете, как он называется: «Едят до икоты, кричат до перхоты, поют до надсаду, танцуют до упаду».

  • Отвечают дети: МАСЛЕНИЦА


III. Объяснение и закрепление нового материала.


  1. Работа с 1-9 слайдами презентации:

(Беседа как называются дни, когда празднуется масленица).

- открывается 1-ый слайд презентации:

  • Учитель ИЗО: Да, ребята, это Масленица. Очень любили ее и величали различными ласковыми словами. Как вы думаете, какими?


- открывается 2-ой слайд:

  • Отвечают дети:

  • Учитель ИЗО: - А почему мы так любим масленицу?

- Что еще вы знаете о праздновании Масленицы?

- Сколько дней она празднуется?

  • Отвечают дети:

  • Учитель музыки: - Да, действительно, Масленица длится 7 дней

и каждый день имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.
- открывается 3-ий слайд:

  • Учитель музыки:

- Понедельник:– «Встреча», в этот день встречают Масленицу:

строят горки, делают соломенную куклу-Масленицу, устраивают качели. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.
- открывается 4-ый слайд:

- Вторник: - «Заигрыши», с утра наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, играют и танцуют.

- открывается 5-ый слайд:

- Среда: - «Лакомка», теща приглашает зятьев на блины, а зятья приносят подарки и расписные пряники.
- открывается 6-ой слайд:

- Четверг: - «Широкий разгул»

  • Учитель музыки: как вы думаете, глядя на слайд, что делали в четверг?

  • Отвечают дети:

  • Учитель музыки: Вы правы. В этот день катались на санях, устраивали театральные представления, проходили кулачные бои, ходили по домам с бубнами, балалайками и начинали петь колядки. Давайте и мы с вами станем участниками Масленичного гуляния и заведем хоровод.


2) Динамическая пауза: (пластическое интонирование)

- Дети водят хоровод под песню «Мы давно блинов не ели».
- открывается 7-ой слайд:

- Пятница: - «Тещины вечеринки». В этот день зятья угощают своих тещ блинами. Зять обязан лично пригласить тещу.
- открывается 8-ой слайд:

- Суббота: - «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка. Она должна преподнести золовкам подарки.
- открывается 9-ый слайд:

  • Учитель ИЗО:

- Воскресенье: - «Прощеное воскресенье». В этот день торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью. В этот день все друг у друга просят прощение и прощают все обиды. И вы не забудьте в этот день попросить прощения у своих родных и близких.


  1. Работа с 10- 12 слайдами презентации:

(Беседа о художнике, изображавшем масленицу).

  • Учитель ИЗО: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.


- открывается 10-ый слайд:

- Одним из таких художников был Б.М.Кустодиев. Сейчас вы видите его автопортрет.

  • Ребята, что такое автопортрет?

  • Отвечают дети.


- открывается 11-ый слайд:

- Посмотрите на картину Б.М.Кустодиева «Масленица».

  • Какими художественными приемами смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.

  • Отвечают дети.

  • Учитель ИЗО: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают. Сани мчатся, везут их лошади в узорных уздечках.

А вон ребята катаются на салазках, в снежки играют.

- открывается 12-ый слайд:

  • Учитель ИЗО: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».

  • Какие приметы Масленицы вы здесь видите?

  • Отвечают дети.


- открывается 13-ый слайд:
4) Работа с 13-14 слайдами.

(Беседа о композиторе, написавшем оперу «Снегурочка»)

  • Учитель музыки: Ребята, Масленица нашла свое отражение в творчестве не только художников, но и русских композиторов. Одним из них был удивительный неповторимый композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков. Однажды, прочитав сказку русского писателя А.Н.Островского «Снегурочка», композитор решил озвучить ее и получилось большое музыкальное произведение – опера «Снегурочка».

  • А кто из вас знает, что такое опера?

  • Отвечают дети:

  • Учитель музыки: В этой опере есть эпизод, который посвящен Масленице, а вот какому ее дню – угадаете сами.

- Дети слушают сцену из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица».
- открывается 14-ый слайд:

  • Учитель музыки: Так какому дню посвящена эта сцена?

  • Отвечают дети:

  • Учитель музыки: Молодцы.

-открывается 15-ый слайд:
5) Работа с 15 слайдом.

(Объяснение учителем приемов и методов украшения блинов).

  • Учитель ИЗО: Ребята, а мы ведь с вами забыли про вкусное-вкусное угощение, которым лакомились на Масленицу.

-Какое ?

  • Отвечают дети: БЛИНЫ.

  • Учитель ИЗО: А знаете, ведь блин – это символ солнца. И сегодня мы с вами будем украшать блины, которые вы видите перед собой.

- Ребята, а как вы думаете, чем украшали блины?

  • Отвечают дети:




  • Учитель ИЗО:


- Как же мы можем украсить наши блины, и какие способы и методы при этом мы будем использовать?

- Как композиционно правильно расположить узор на блинах?

  • Объяснение учителем о разных приемах и методах украшения блинов:

  1. Можно украсить в виде декоративной композиции, используя методы травного, цветочного, геометрического орнамента, используя при этом чувство ритма и цветовое восприятие, правильно заполняя пространство круга (центр и края).

  2. Так же можно придумать свой образ. При этом используя творческую фантазию (в виде разных животных или сказочных героев).

- Не забываем, что для украшения мы можем использовать разные знакомые методы и приемы рисования (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), не забываем, что декоративный рисунок в круге – это равномерное чередование каких-либо элементов.

-Скажите ребята, а как надо держать кисточку при использовании метода примакивания, тычка?

  • Отвечают дети:

  • Учитель ИЗО: Не забудьте, что цветовая гамма должна быть яркой, насыщенной и контрастной.



-открывается 16-ый слайд:

IV. Творческая работа детей:

Дети под музыку П.И.Чайковского начинают рисовать узоры на блинах.

-открывается 17-ый слайд

  • Учитель музыки: Знакомит детей с пословицами и поговорками, связанными с Масленицей.



V. Подведение итогов:

  • Учитель ИЗО:

-На каком празднике мы с вами сегодня побывали?

-Какое блюдо обязательно готовят на масленицу?

-Посмотрите, какие красивые блины вы сегодня приготовили.

Символом чего является блин?

  • Отвечают дети:

  • Учитель музыки:

-Какой композитор и художник помогли нам услышать и увидеть Масленицу?

-Что нового сегодня вы узнали про Масленицу?

  • Отвечают дети:

  • Учитель ИЗО: В какой день Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?


- открывается 20 слайд:

VI. Оценка деятельности учащихся.

Анализ работы класса на уроке.

Спасибо большое вам ребята. Вы сегодня замечательно работали и успешно справились со всеми заданиями.

ЛИТЕРАТУРА:

Интернет – ссылки

1. Н.А.Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» М., Государственное музыкальное издательство, 1982.

2. Соловцов А. «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества»

М., Музыка, 1984 («Классики мировой музыкальной культуры»)

3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». – М., 1989.

4. Шпикалова Т.Я.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» - М., 1979.

5. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М., 1981.

6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в на чальной школе» - М., 2006.

7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник.- М., 1998.

8. История празднования Масленицы. http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/maslenichnaya/

9. Масленица в песнях и загадках. http://maslenica.my1.ru/index/0-11