Главная страница

Конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству» «Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)» Учителя немецкого языка


Скачать 131.98 Kb.
Название Конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству» «Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)» Учителя немецкого языка
Дата 22.02.2016
Размер 131.98 Kb.
Тип Конкурс

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Маянга»

Балаковского района Саратовской области

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»

«Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)»

Учителя немецкого языка

Второй квалификационной категории

Луниной Галины Анатольевны

МБОУ СОШ с. Маянга

с. Маянга

2011 уч. г.

    

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Понятие и актуальность данной темы сегодня



  1. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.Система деятельности по выявлению одарённых детей

2.Принципы организации системы работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности

3. Использование метода проектов для развития коммуникативной активности одаренных детей во внеурочной деятельности

4.Пример из собственного опыта



  1. МИНУСЫ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня понятия «детская одарённость», «одарённый ребёнок», «вундеркинд» часто звучат из уст психологов и педагогов. Хотя по поводу трактовки смысла данных понятий в современной науке нет однозначного мнения. Но работая учителем, мне так или иначе приходится сталкиваться с детьми, к которым применим термин «одарённые».

Детская одарённость( из педагогического словаря)- это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

Таким образом, одаренный ребенок, или вундеркинд(от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя)  — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Т.е. это ребёнок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Ни для кого не секрет, что сегодня задача школы определяется новой реальностью, новым социальным заказом – потребностью в высокообразованной, высококультурной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выявление и поддержка одаренных талантливых детей является одним из приоритетов государственной политики. Именно такая политика позволяет формировать интеллектуальный потенциал нашего государства и на этой основе решать экономические и социально-политические проблемы.
Наше образовательное учреждение МБОУ СОШ с.Маянга не является исключением, и вопросы организации работы с одарёнными детьми технологически прорабатываются на всех этапах обучения и воспитания. Цель данной работы заключается главным образом в создании эффективной системы деятельности по  выявлению таких детей, поддержке и  развитию их творческих способностей и талантов.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня система организации работы с одаренными детьми является очень актуальной для развития индивидуальности и незаурядности всех учащихся. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, языкам. А мне, как учителю иностранного языка, важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности. Ведь знание иностранного языка сегодня является важной составляющей коммуникативной компетенции, что указано в федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам.

1.Система деятельности по  выявлению одарённых детей
Конечно говоря о процессе выявления одарённых детей, я не имею в виду одномоментный отбор,  это длительный, постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать. Очень часто мы ориентируемся в своей работе на учащихся, которых большинство. А вот одаренные дети остаются зачастую в стороне. Такой подход грозит снижению мотивации сильных учащихся, поэтому мы, с одной стороны, должны учитывать индивидуальные особенности всех детей, но, в то же время, уделять достаточно внимания одаренным детям. Возникает вопрос: «Как можно этого достичь в рамках только учебного времени?». И тут на помощь приходит внеурочная деятельность учителя, где можно в полной мере создать условия для развития и реализации способностей учащихся, которых мы именуем «одарёнными».

Как же правильно и грамотно подойти к вопросу выявления таких детей из общего числа учащихся?

Прежде всего, источником информации об особенностях и интересах ребенка являются:

-родители,

-учителя,

-классные руководители,

-психологи,

-социальные педагоги,

-одноклассники.

На данном этапе особое внимание уделяется результатам исследований не только интеллектуальной и эмоциональной сфер, но и исследованиям мотивов изучения иностранного языка (в частности немецкого).

Следующий этап предполагает анализ результатов работы и достижений ребенка в каждой конкретной области. Лично для меня большим подспорьем являются папки учащихся, которые содержат данные по их учебным достижениям за несколько лет. Это даёт возможность отслеживать динамику достижений учащихся, вносить необходимые коррективы.

Итак, в результате тщательной поэтапной работы, в которую были вовлечены многие участники (учителя, детский психолог, родители) определяется группа учащихся, которые уже продемонстрировали достижения в одной или более областях деятельности, в моём случае, в области немецкого языка . В итоге сформировалась группа детей, которых отличает от других учащихся:

-их интеллектуальные способности

-специфические способности к обучению

-творческое или продуктивное мышление

-повышенная любознательность

-способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы

-отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении.

Ребенка отличает также способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями; большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Конечно, нельзя не отметить и их яркое воображение, высокоразвитую фантазию.

2.Принципы организации системы работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности

Итак, группа сформирована. Как уже говорилось ранее, в рамках урока, трудно уделить таким детям максимум внимания. А во внеурочной деятельности в полной мере можно создать условия для развития и реализации способностей таких учащихся.

Я строю свою работу на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». При организации системы работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности я учитывала следующее:
1.Так как обучение немецкому языку как средству общения предполагает овладение всеми видами речевой деятельности (говорение, восприятие иноязычной речи на слух, чтение и письмо), то проанализировав результаты учебных достижений данных учащихся по немецкому языку, я определила, что одни- успешнее формируют знания, умения, навыки по грамматике, другие – по чтению, аудированию и так далее. В этой связи я посчитала целесообразным построить процесс обучения во внеурочной деятельности таким образом, чтобы учащиеся имели возможность улучшить свои результаты там, где это необходимо, и тем самым могли гармонично развиваться дальше.
2.В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, такие как:

-личностно-ориентированные

-информационные

-технологию обучения как учебного исследования

-технологию учебного проектирования

-и пр.

Это, как мне кажется, способствует более высокой мотивации и качеству знаний учащихся по немецкому языку.
3.Отбор лексико-грамматического материала мною осуществляется на основе анализа коммуникативных потребностей учащихся. А что касается текстов, то их должно отличать разнообразие и оригинальность изложения материала. Вопросы и задания к текстам должны быть проблемного (творческого) характера, не просто активизирующие умственные и эмоциональные усилия учащихся, но и стимулирующие свободное употребление языка.
4.Форма работы различная: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
5.Во внеурочной деятельности важно как можно чаще использовать дополнительную художественную, научную литературу, материалы из газет, журналов, радио и телевидения, Интернет. Ведь на уроке таких возможностей гораздо меньше, и не один учебник не отражает в полной мере быстро меняющуюся действительность.
Опираясь на эти принципы, план работы с одарёнными детьми выстроился мною следующим образом:

1.Создание эмоционально- благоприятной атмосферы в работе с одарёнными детьми.

2. Ориентированность учебно-воспитательного процесса на развитие одарённого ребёнка, его творческой активности, индивидуальности, интересов, способностей.

3. Постоянное развитие творческого потенциала одарённых детей.

4.Улучшение индивидуальной работы с одарёнными детьми.

5. Вовлечение одарённых детей  в научно- исследовательскую и опытно- экспериментальную работу.

6. Вовлечение одарённых детей в участие в олимпиадах и конкурсах.

7. Работа над повышением учебной мотивации.

3. Использование метода проектов для развития коммуникативной активности одаренных детей во внеурочной деятельности

Немного подробнее хотелось бы остановиться на проектном обучении, которое активно применяется мною в работе с одарёнными детьми. Метод проектов позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам. Дети становятся активными участниками учебного процесса. Метод проектов позволяет  органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Данная технология позволяет превратить внеурочную работу в дискуссию, исследование, решить интересные и доступные учащимся проблемы. У ребят формируется самостоятельность, активность, изобретательность, а роль учителя состоит в том, чтобы умело направлять деятельность учеников.

Если на обычном уроке организация работы над проектом требует деления на группы, в которых сильные учащиеся, как правило, занимают лидирующую позицию и становятся опорой при презентации своего задания; то во внеурочной деятельности одаренные дети помогают учителю воплотить основную идею проекта. Они  получают возможность продемонстрировать свои умения и навыки на более высоком (по сравнении с уроком) уровне. Они уверенно излагают факты, высказывают и аргументируют свою точку зрения, делают обоснования и выводы. При этом мы имеем хорошую возможность развивать коммуникативную компетенцию ученика. Одаренные дети быстрее учатся селективному поиску иноязычной информации, представляют эту информацию на иностранном языке, и сами выступают на высоком уровне, демонстрируя свои языковые и коммуникативные способности. Это стимулирует их к дальнейшему совершенствованию, повышению качества владения ими иностранным языком.

4.Пример из собственного опыта

Приведу пример из личного опыта. Исследовательский проект «Лютеранство» был ориентирован на учащихся 9-11 классов. Приступая к работе, был собран и изучен материал по данной теме. Кроме того, для снятия языковых трудностей, была изучена необходимая лексика. Затем мы вместе с учащимися наметили основные проблемы, которые следовало разработать. В результате были сформированы две группы. Была отобрана нужная информация и группы приступили к планированию проекта. Каждый член группы вносил свои предложения. Учащиеся выполняли задания в основном самостоятельно дома, а в классе обсуждали возникшие, в процессе работы проблемы, обращаясь за помощью к учителю. Результаты работы над общим проектом были представлены на обобщающем уроке по всей теме.

В итоге проект получился очень интересным и необычным. На защите проекта присутствовали учителя школы и одноклассники. Ребята узнали, кто такие «лютеране», откуда пошло это название, кто такой Мартин Лютер, какое значение имел выполненный им перевод Библии на немецкий язык. Были представлены презентации по данным темам. После просмотра которых, первой группой было получено следующее задание: прочитать предложения и отметить, верны  ли они или неверны соответственно изученной информации. Вторая группа должна была ответить на вопросы, которые были представлены в форме тестирования с тремя вариантами ответов каждый. Кроме того, всем учащимся было дано задание, соединить части предложения, чтобы получился верный вариант, согласно полученной информации.

Но самым интересным оказалось, как мы его назвали, «маленькое расследование», в результате которого было собрано и проработано много сопутствующей информации. Данной работе предшествовал следующий рассказ:

Одна из учениц 9 класса, ездила летом со своей мамой в г.Санкт-Петербург. И там они решили посетить могилу Ксении Блаженной, которая, как им сказали, находится на Смоленском кладбище. Но они немного заблудились и вместо входа на православное кладбище, оказались перед входом на лютеранское кладбище. Один «добрый прохожий» сказал, что если его пересечь, то можно выйти к православному, и соответственно к могиле Ксении Блаженной. Что они и попытались сделать. Но пройдя по всему периметру кладбища, они поняли, что ещё больше заблудились. А как вы понимаете, попросить помощи здесь было не у кого. Выход они искали долго, а так как с собой у них был фотоаппарат, то наша ученица сделала много снимков, которые она и показала нам по приезду. У ребят было много вопросов: Почему кладбище называется лютеранским? Кто такие «лютеране»? и т.д. На эти вопросы они смогли ответить самостоятельно на том самом обобщающем уроке. Но нашу героиню заинтересовал ещё один вопрос: Что за человек с именем Фридрих Теодор Шуберт, похоронен там? Она сделала фото его могилы, надпись на которой, мы перевели на русский язык в классе. И после этого, Настя (так звали нашу героиню) собрала информацию об этом человеке, и на обобщающем уроке, в качестве лирического отступления, преподнесла её всем учащимся.

Все ребята внимательно слушали и задавали вопросы, анализировали и высказывали свои предположения. В конце были подведены итоги работы. Большинству ребят понравилось самостоятельно находить информацию и получать продукт своих исследований. Но нельзя не учитывать тот факт, что работа была сделана в более короткие сроки (если сравнивать её с проектами, над которыми мы работаем во время уроков, и где участие принимают все ученики), а сами дети продемонстрировали великолепное владение языковым материалом и получили от этого удовольствие и чувство самореализации.

МИНУСЫ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Но нельзя не сказать о минусах в работе с одарёнными детьми. Об одарённости много положительного было сказано в 1 главе. Выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и пр.- всё это, конечно, характеризует таких детей с положительной стороны. Но зачастую наши «любимчики» в повседневной жизни сталкиваются с рядом проблем, которые, мы , как учителя, должны помочь им решить.


  1. Неприязнь к школе.

Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённых детей. И в этом случае, внеурочная деятельность для таких ребят- просто спасение!


  1. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Одарённые дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами в классе. Вне урока они чувствуют себя « в своей тарелке». Ведь здесь они общаются с похожими на них детьми.


  1. Потребность во внимании взрослых.

В силу стремления к познанию одарённые дети монополизируют внимание учителей. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Во внеурочной деятельности учитель уделяет таким детям максимум своего внимания, и, конечно, это положительно влияет на них.
4. Нетерпимость в отношении сверстников.

Одарённые дети могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.
Конечно, все эти проблемы решаемы, и внеурочное время здесь как нельзя кстати. Мы, учителя, должны поддерживать таких детей, помогать им, справляться с возникшими трудностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальные     социально-экономические     преобразования  выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать   поставленные   задачи   и, на основе критического анализа ситуации, формулировать новые перспективные задачи. Поэтому проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный,  и экономический потенциал села, города, области и государства в целом.

Система работы с одаренными   детьми  ставит  своей целью создание необходимых   условий   для   развития  интеллектуальных, творческих  и физических   способностей      детей  и  подростков  в  условиях  общеобразовательной школы. А внеурочная деятельность призвана помочь таким детям лучше себя понять и, в полной мере, проявить эти способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомаз С.А. Психологическая безопасность и искажение реальности в контексте проблем личностного развития // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов/ под ред. И.С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

3. Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М. Педагогика, 1987.

4. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ, 2007. – Вып. 7

5. “Одаренные дети ” – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д. Бурменской и В.М. Слуцкого – М., Прогресс, 1991.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. № 2, № 3.

7. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009.

8. Рабочая концепция одаренности. – М., 1998.

9. Селевко Г.К. Новые педагогические технологии.