Главная страница

Му «Управление образования администрации Лямбирского муниципального района рм»


Скачать 203.52 Kb.
Название Му «Управление образования администрации Лямбирского муниципального района рм»
Дата 06.03.2016
Размер 203.52 Kb.
Тип Документы

МУ «Управление образования администрации Лямбирского муниципального района РМ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лямбирская средняя

общеобразовательная школа №1»


Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы


из опыта работы учителя

русского языка и литературы

Фазловой Наили Исмаиловны

2014 г.


Рецензент: методист МУ «Управление образования администрации Лямбирского муниципального района РМ» Трикова Э.Р.

Руководитель: зам. директора по УР Биктякова А.Ф.

Составитель: учитель русского языка и литературы: Фазлова Наиля Исмаиловна

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее. Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя

  • интеллектуальное и нравственное развитие личности,

  • формирование критического и творческого мышления,

  • умения работать с информацией.

Цель Образовательной системы «Школа 2100» - выращивание функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.

Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Таким образом, деятельность учителя русского языка и литературы на современном этапе существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет достаточно быстро. В нашей школе созданы все условия для плодотворной работы: у каждого учителя современный кабинет с необходимым оборудованием: интерактивная доска, проектор, множительная техника, поэтому мы идем в ногу со временем. К тому же налажены тесные контакты с институтом усовершенствования и педагогическим институтом, которые позволяют осваивать современные технологии, делиться опытом и усваивать новейшие достижения науки.

В своей работе современный учитель обязательно использует современные педагогические технологии. Я очень люблю уроки литературы строить по Ильину, было время, когда я работала по опорным конспектам по Шаталову, осваивала технологию педагогических мастерских, технологию интерактивного обучения, критического мышления, проектную технологию.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания- очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Педагогические мастерские - это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие:

- ученик должен действовать автономно и рефлективно;

- использовать различные средства интерактивно;

- входить в социально- гетерогенные группы и функционировать в них.

Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Каждый этап работы, по выражению И.А.Мухиной, требует соблюдения своих принципов и законов.

Например, в мастерской «Трагедия народа в произведениях А.Солженицына» индуктором могут быть вопросы: Почему трагические моменты истории изучает литература? Зачем автор писал о страшных лагерях?

На втором этапе - создается творческий продукт: из разрозненных частей знаний об исторических событиях, произведениях Е.Замятина, А.Ахматовой, А.Платонова, А.Солженицына, В.Шаламова создать единое целое «новое» знание, представление.

С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия.

Развитию внимательности и осмысленности чтения, умения прогнозировать особо важные моменты урока помогают различные викторины, тесты, составление словарей на предложенную тему. Можно также предложить составить справочники- таблицы. Например, справочник, объединяющий информацию о произведениях с одинаковым названием: «Словарь говорящих имен и фамилий», «Географическую карту произведений» (в каком городе или населенном пункте происходят события).

Вызывает интерес составление тематических сборников: «Русские писатели и поэты XIX века о природе», «Поэт и поэзия», «Тема любви в творчестве поэтов Серебряного века».

Можно предложить и такой вид обратной связи, как проведение на уроке заочной экскурсии по грибоедовской Москве, блоковскому Петербургу, лермонтовскому Кавказу, Замоскворечью Островского с использованием слайдов, видеоматериалов.

Поэтическая разминка на уроке - лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки…», «Вспомните поэтические строчки о любви» (например, по творчеству Тютчева и Фета), «Определите по началу и продолжите произведение».

К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих.

Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы. Или составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина? Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся, проанализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения.

В программе по литературе есть серия уроков под рубрикой творческий практикум. Это уроки-мастерские, которые проводятся в системе, начиная с 5 класса.

Урок

РУССКИЕ СКАЗОЧНИКИ.

В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ

Цели урока:

1. Выявить на основе самостоятельного чтения уровень усвоения теории фольклорной сказки.

2. Закрепить теоретические знания на практике, в творческой работе.

3. Способствовать развитию творческих задатков учащихся.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Кто такие братья Гримм?

- А русских собирателей фольклора вы знаете?

(Учащиеся могут назвать А. Н. Афанасьева. Если не знают, то учитель сам говорит, что в России тоже есть известные собиратели фольклора. Александр Николаевич Афанасьев еще в середине XIX века составил сборник «Народные русские сказки». Собирали фольклорные произведения Владимир Иванович Даль, Владимир Яковлевич Пропп. Если есть сборники А. Н. Афанасьева, В. И. Даля, надо их показать.)

- А теперь мы приступаем к интереснейшему делу - вы сами (вы ведь тоже народ) будете сочинять сказки по всем правилам фольклора.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сначала все эти правила, все художественные условности фольклорной сказки повторим.

- Фольклор - это что?

- На какие классы делятся фольклорные сказки?

- Что является обязательным в любых сказках? (Сказочный художественный мир.)

- Животные встречаются во всех сказках?

- Какую роль они играют в волшебных сказках, в сказках о животных?

(Роль помощника, роль героя.)

- Какое художественное время в сказках: прошлое, настоящее или будущее?

- Чем вы можете подтвердить, доказать, что в фольклорных сказках всегда прошлое время?

(Сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошедшем времени: «жили-были», «на пиру был», «мед-пиво пил» и т. д.)

- Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке?

(Любое, в разных сказках разное.)

- Чем отличаются художественные пространства бытовой и волшебной сказок?

- Какие люди бывают в сказках? Как делятся герои?

- Что воплощают положительные герои?

- Какие качества человека народ считал идеальными?

- Где и как эти качества герои проявляют?

- Какая художественная условность волшебной сказки способствует тому, чтобы герой проявил лучшие свои качества?

(Уход из дома.)

- Кроме героев еще какие-нибудь люди могут быть в сказках?

- В каких образах еще могут быть волшебные помощники?

- Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали?

(Троекратное повторение, олицетворение, постоянные эпитеты, особое построение: зачин, концовка.)

- Что такое олицетворение? Что олицетворяется в сказках?
III. Творческая работа.

Учитель: Теперь вы будете сочинять сказки в фольклорном стиле. На первый раз можете объединиться небольшими группами (до четырех человек), можно работать вдвоем, можно сочинять одному - как вам удобнее.

Важное задание всем: в вашей сказке должны быть по возможности все художественные условности, которые мы сейчас повторили. Сочинять будете разные сказки, но по данному направлению:

I ряд - сочиняет сказку про животных. Ваши герои -волк, сова, петух. Помните, что каждое животное в сказке воплощает определенное человеческое качество.

II ряд - сочиняет волшебную сказку. Начало вашей сказки такое: жили-были Иван да Марьюшка. Жили дружно, любили друг друга. А дальше я предлагаю такой сюжетный ход: Иван за что-то обиделся на Марьюшку - придумайте, за что, - она обернулась горлицей, крикнула что-то Ивану и улетела. Дальше -ваша версия по законам волшебной сказки.

III ряд - сочиняет бытовую сказку. Персонажи: жадная старуха, хитрый и умный старик, солдат. Бытовая сказка высмеивает. Подумайте, кого будет высмеивать ваша сказка при таком наборе действующих лиц.

(Учащиеся до конца урока работают самостоятельно. Учитель подходит к группам, помогает, отвечает на вопросы, но не сковывает творческой фантазии учащихся.

Если учащиеся работают группой, один пишет в тетради для письменных работ, другие сочиняют устно. В тетрадь вкладывают листочек с фамилиями всех авторов.

Индивидуалы тоже записывают свою сказку в тетрадь.

Специально оговаривается, что за орфографические и пунктуационные ошибки оценка не снижается.

Если учащиеся не успевают сочинить совместную сказку, желательно найти дополнительное время: часть урока русского языка, после урока, но работу закончить.)

III. Домашнее задание: каждый ученик должен сочинить свою сказку. Класс сказки выбирается по желанию.
Уроки

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:

СОЧИНЯЕМ САМИ

Цели уроков:

1. Дать понятие детского фольклора в его многообразии.

2. Выявить художественные особенности жанра.

3. Развивать творческие способности детей.

Ход уроков

(Методическое предисловие: материал дан тематическим блоком из 3 уроков. Один из них - заключительный - следует отвести на практикум-угадывание по текстам жанров детского фольклора и творческую работу-сочинение, два других - на объяснение художественных особенностей. Если учебный материал затягивается, то творческое задание можно полностью перенести на дом.

Учитель сам распределяет материал в зависимости от класса.

Учитель начинает урок словами статьи учебника на с. 12 «Загадка загадки». Потом появляется Проша. Голосом Проши: «Вы что-нибудь поняли?». Далее весь абзац читается до конца на с. 13.)
I. Введение нового материала.

Учитель: О чем же наш сегодняшний урок? (О загадках.)

- Как вы думаете, загадки - это произведения?

- К чему они относятся: к фольклору или к литературе?

- Почему к фольклору?

- А вы можете сочинить загадку? (Учащиеся, конечно, говорят: «Можем».)

- Сочините загадку вот об этом листочке. (Показывает лист тетради.) Пожалуйста. Что же мало желающих?

ЗАГАДКА - это жанр фольклора. При этом загадки входят в цикл детского фольклора.

- Как вы понимаете, что такое детский фольклор?

- Да, это произведения для детей, интересные детям.

- А кроме загадок, что еще близко детям, что входит в детский фольклор, какие жанры?

(Песенки, считалки, небылички, колыбельные.) Да, детский фольклор многообразен. Он отличается простотой языка, яркостью образов, занимательностью - все это привлекает детей.

- А зачем фольклор детям? Зачем, например, детям загадки? Игровые песенки? Считалки?

(Они развивают детей.) Запишем в тетради: «Загадки».

Загадки имеют особое строение:

а) по сходству или различию. Скатерть бела весь свет одела. — Что это? Колючий, а не иголки, круглый, а не мячик. - Кто это?

б) по названию отдельных частей. Отгадкой будет целое. Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

в) в форме вопроса. Кто на себе свой домик носит?

г) указывается действие, а тот (то), кто его производит, и есть отгадка. Бежит-бежит, не выбежит, течет-течет, не вытечет.
П. Самостоятельная работа.

Учитель: Попробуйте сами сочинить загадку. Отгадка -ландыш.

I ряд - постройте загадку по сходству или различию.

II ряд - в форме вопроса.

III ряд - по названию частей.

(Учащиеся быстро работают. Желающие отвечать поднимают руку, учитель сразу спрашивает - это спонтанная, быстрая проба сил.)
III. Продолжение знакомства с новым материалом.

Учитель: Теперь познакомимся с другими жанрами детского фольклора.

(Учитель голосом Проши читает статью «Пригород считалок, или Кто съел мои вареники?» - с. 15-16.)

Учитель: (своим голосом): Так кто же такие Эники и Бэники?

- Какая главная художественная особенность считалок? (Четкий ритм, чтобы считать.)

- Значит, мы можем сделать запись. Какой новый жанр мы узнали?

(Учащиеся делают записи в тетрадях.)

- Какие еще считалки не узнал Проша?

- Теперь прочитайте статью на с. 17 «Горелки» (Ученик читает.)

- Что такое горелки? (Игра.)

- А причем тут наш урок литературы? (Играя, дети выкрикивают определенные слова.)

- Это будет следующий жанр - игровые песенки. (Записывают.) Какая их особенность?

- Найдите в учебнике небылицу и прочтите ее. (Учащиеся читают.)

- Чем отличаются небылицы - их еще называют перевертыши? (Учащиеся записывают.)

- А вот послушайте: «Васька-Васенок,

Худой поросенок,

Завяз в траву -

Кричит: «Мяу!

Никак не вылезу!». Что это?

- Еще послушайте: «Коля, Коля, Николай,

Кинул шапку на сарай. Шапка вертится, Колька сердится». Что это? Конечно, это дразнилки. Какая отличительная особенность дразнилок?

(Обращение к конкретному ребенку, шутливое подчеркивание каких-то недостатков. Но самое главное - дразнилка не должна быть злой, обидной.)

- А какую-нибудь колыбельную песенку вы знаете? Какая отличительная особенность колыбельной песенки?

(Тихая, ласковая, мягко ритмичная.)

- Еще послушайте: Ладушки, ладушки,

Где были? - У бабушки, Что ели? - Кашку, и т. д.

Такие приговорки называются пестушками, потешками, они предназначены малышу, их цель - забавлять ребенка, подбрасывая его, похлопывая или показывая какие-то движения руками.

Вместе со взрослыми дети активно использовали заклинки. Послушайте:

Солнышко-ведрышко, Радуга-дуга,

Выгляни в окошечко: Не давай дождя,

Твои детки плачут, Давай солнышко,

Пить-есть хотят. Колоколнышко.

- Какие особенности вы видите в этих песенках? (Обращение к явлениям природы, как к живым, какая-то

просьба к ним.)

Очень любят дети многочисленные прибаутки - веселые стихи про животных, про самих детей. Главное в них - веселить детвору.

Я умница-разумница, Ежик по дорожке

Про то знает вся улица: Бежал на слабых ножках,

Петух да кошка, А киска Лариска бежала

Поп Ермошка, навстречу,

Да я немножко. Ежа увидела -

грибы потеряла.

И побежали дальше

Бродить по дорожкам

На маленьких ножках.

- И последний жанр детского фольклора - скороговорки.

Я думаю, не надо объяснять, что это такое. Какие скороговорки вы знаете?

(Учащиеся приводят примеры скороговорок.)

- Их главная особенность?

(Трудное сочетание звуков надо правильно и быстро произнести. Эффект в том, что сразу это не получается и слова звучат смешно.)

- Сколько, вместе с загадками, получилось у нас жанров детского фольклора?

(Десять. 1 - считалочки, 2 - игровые песни, 3 - дразнилки, 4 - колыбельные, 5 - пестушки, 6 - заклички, 7 - прибаутки, 8 -небылицы, 9 - скороговорки, 10 - загадки. Все эти жанры под номерами записаны на доске.)

IV. Тренировочный тест.

Учитель: Теперь потренируемся. Я читаю песенку, а вы записываете ее под номером и определяете жанр. Можете делать, как тест, то есть - номер песенки и рядом номер жанра.

- Попробуем первую песенку:

1. Золотой шар по голубому платку катится, людям улыбается. Что это?

(Это загадка, значит, записываем: 1-10.)

2. Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать.

3. Кукушка кукушонку Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон -Как в капюшоне он смешон!

4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли-люли, стояла, Люли-люли, стояла. Некому березку заломати, Некому кудряву заломати, Люли-люли, заломати, Люли-люли, заломати.

Я ж пойду-пойду погуляю, Белую березу заломаю, и т. д. 5. Ленка-пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик.

6. Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто соску сосет, Молочка кто не пьет, Того бу, бу, забодаю, На рога посажу.

7. Ух ты, котенька-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать.

8. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть В мячики, скакалки, жмурки, догонялки.

Раз, два, три четыре, пять, в прятки будем мы играть.

9. Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Буль-буль-бульон, выходи из круга вон.

10. Зайчик волка испугался, удирает от него.

Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему. Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут.

11. Из-за леса, из-за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки,

А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.

12. Под кроватью я лежал, а потом залез в диван. Я в диване полежал, а потом подумал: Может, в стуле хорошо? И залез туда.

Нет уж, в стуле плохо, лучше на кровати.

13. Спи, мой мишутка, усни, скоро погаснут огни, Много увидишь ты снов, добрых и злых колдунов.

14. Вовка, Вовка-карапуз, съел у бабушки арбуз. Бабка его бьет, а Вовец орет:

«Я, бабуля, не хотел, мой живот арбуз твой съел!»

КОД: 1-10, 2-1, 3-9, 4-2, 5-3, 6-5, 7-4, 8-1, 9-1, 10-7, 11-8, 12-7, 13-4, 14-3.

(Тест сразу проверяется, и ответы называются.)
V. Общие выводы.

- Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фольклора?

(Учащиеся коллективно обсуждают и выводят общее.)

1. Четкий ритм.

2. Небольшой объем.

3. Смысл песенки - не самое главное, главное - звучание.

4. Но воспитательный, поучительный смысл тоже обязателен.

5. Песенки, как правило, смешные, комичные.

6. В песенках заложено действие: покачивание, приплясывание, хоровод.

7. Каждый жанр имеет свои отличия.

Вы все правильно отгадали и, наверное, уже поняли, что я использовала на уроке песенки, сочиненные моими прежними учениками?
VI. Творческий практикум.

Учитель: Сейчас вы тоже будете сочинять детские стишки разных жанров. Особенности каждого жанра вы знаете и должны обязательно им следовать. В этом и смысл творческой работы - сочинять грамотно.

Можете сесть группами, как хотите, вместе легче сочинять. Но тот, кто хочет работать один, пожалуйста. Если я замечу, что вы не работаете, а отвлекаетесь, то каждый из этой группы сядет на свое место и будет работать один - значит, вместе работать вы не умеете.

(Учащиеся пересаживаются.)

Задание: каждая группа должна сочинить 5 разных жанров детских песенок. Все записывают сочиненное в своих творческих тетрадях.

VII. Домашнее задание: индивидуально попробовать сочинить разные песенки.

Большое внимание уделяю в своей работе исследовательской деятельности обучащихся. Достоинством исследовательского метода организации учебной деятельности является привитие обучащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, обучащиеся имитируют работу ученых, - они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследовательский метод следует использовать как можно чаще.

Наши результаты