|
Кадры решают все
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Я почти одиннадцать лет работаю в лицее № 1 им. Н. К. Крупской. Шесть лет назад стала заместителем директора и в этом качестве прошла свой путь от заместителя по учебно-воспитательной работе до заместителя по научно-методической.
Для меня как молодого руководителя одни вещи были откровением, другие – вызывали удивление, кое с чем я не соглашалась, а что-то я не приняла до сих пор. Это нормально, потому что вся наша жизнь – бесконечное познание, а предела совершенству вообще не бывает.
За годы работы я научилась пропускать главное, отметать второстепенное, в чем-то помогать, а что-то, быть может, делать самой для профессионального становления педагогов.
Промежуточным пунктом на моем пути стало обобщение опыта работы по теме «Управление развитием компетенций учителя».
Сегодня в мастер-классе я представлю свои подходы к воодушевляющей работе с кадрами.
Говорят, что лучший способ борьбы с депрессией, вызванной холодом – это воспоминания о лете. Присоединяйтесь к моим воспоминаниям.
Этим летом я два месяца была в отпуске. За это время:
- 7 раз упаковывала чемодан,
- была в 6 городах,
- 5 раз летала на самолете,
- прочитала 4 книги,
- была на 3 морях,
- 2 раза ездила на поезде,
- и все это время думала об 1 мастер-классе, в котором предлагаю вам сейчас поучаствовать.
Прошу желающих занять места. В год учителя поговорим о кадрах.
Школа, которая не развивается, не может быть успешной. Эта аксиома, вызывавшая множество вопросов энное количество лет тому назад, ныне принята практически всеми образовательными учреждениями. Однако осознав этот факт, пришлось столкнуться с другими трудностями. А именно: как понять, в каком направлении надо развиваться; как подготовить коллектив к переменам; насколько способны коллеги к восприятию новых идей и выработке собственной позиции по отношению к инновациям… Какие условия нужно создать, чтобы воспитать «удобного» для школы учителя? Об этом в моем мастер-классе.
Уважаемые коллеги, я предлагаю каждому из вас вытянуть из мешочка предметы.
В темном мешочке: шоколад, ручка, скрепка, жвачка, кукла Барби, Лего, телефон.
Когда первый участник опускает руку в мешочек, спросить:
Что вы чувствуете, опуская руку в мешок?
Когда достает предмет
А сейчас, что чувствуете?
Пока все остальные вытягивают предметы
Больше всего человека пугает неизвестность. Как только неизвестность, даже враждебная, идентифицирована, он чувствует облегчение. Незнание включает процесс воображения. Именно в тот момент, когда человек сталкивается с неизвестным, его сознание работает наиболее эффективно. Он внимателен. Он начеку. Всеми чувствами он пытается понять неизвестность, чтобы устранить страх, он обнаруживает в себе таланты, о которых и не подозревал.
Согласитесь, ооочень похоже на то, как мы начинаем внедрять педагогические новшества
Уважаемые коллеги! Объясните, как между собой связаны эти предметы.
Варианты участников.
Пока обсуждают
Есть вещи, которые кажутся нам вечными, незыблемыми, само собой разумеющимися. Мы скорее поверим в то, что солнце восходит на западе, чем в то, что еще недавно этих очевидных вещей не было в помине и никому в голову не приходило, что без них жить неудобно.
Все эти знакомые и простые вещи – инновации, без которых мы уже не представляем свою жизнь.
Шоколад – самая ВКУСНАЯ инновация (изобретен около 3000 лет назад)
Шариковая авторучка – самая ПИШУЩАЯ инновация (придумана в 1938 году)
Скрепка – самая МАЛЕНЬКАЯ инновация (придумана в 1887 году)
Жвачка – самая ТЯГУЧАЯ инновация (запатентована в 1869 году)
Кукла Барби – самая ЖЕНСТВЕННАЯ инновация (день рождения 9 марта 1952 года)
Телефон - самая РАЗГОВОРЧИВАЯ инновация (запатентован 14 февраля 1876 года – символично – ведь телефон оказался лучшим другом влюбленных во всем мире)
Лего - самая ИГРУШЕЧНАЯ инновация (в 1947 году фабрика по производству повседневных товаров из дерева приобрела права на выпуск конструкций из кубиков для развития сообразительности детей)
А что такое инновации в школе?
Ответы участников.
Слово «инновация» также как «модернизация» вызывают порой раздражение. Темп, в котором мы сегодня живем, вызывает только одно желание - стабильности, уверенности в том, что есть нечто постоянное, а не постоянно меняющееся. Парадокс в том, что мы живем в меняющемся мире, должны постоянно приспосабливаться, меняться вместе с ним. А в школе – раньше него.
От чего зависит успех внедрения инноваций?
Ответы участников.
От кадров
Инновационная деятельность - это постоянный педагогический поиск.
Учитель – это мотор инноваций.
Значит, управление инновационными процессами – это не что иное, как управление персоналом.
Нужно ли учителя готовить к инновационной деятельности? Каждый ли учитель может заниматься инновационной деятельностью? Существуют ли инновационные барьеры?
Позвольте сделать небольшое отступление.
В зоологии есть такое понятие как самоограничение особи. На примере это понятие можно представить так.
В бокале находятся особи. Край бокала как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть его. Бокал накрывают стеклом, сначала все прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинить себе боли, они начинают прыгать так, чтобы не ударяться о крышку. Через час нет ни одной особи, которая бьется о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка. Если убрать стекло, все будут продолжать прыгать так, как если бы бокал был закрыт.
Какой вывод можно из этого сделать?
Ответы участников.
Некоторые опыты прошлого мешают видеть вещи такими, какие они есть.
Они больше не хотят рисковать, боясь удариться о потолок. Есть страх менять привычки. Не хотят
искать новых сведений. Затвердили навсегда то, что уже узнали.
Как сделать так, чтобы все прыгали выше, чем привыкли? Ответы участников.
Обучая их, чтобы они чувствовали себя свободными и доверяли своим чувствам. Попробовать все, испытать все, собрать сведения, не пользоваться прошлым опытом или опытом других и доверять
только себе. Им стоит лишь попробовать, чтобы понять, что удача снова на их стороне.
В менеджменте используются
два принципа:
Людьми нельзя управлять.
Никакую проблему нельзя решить на том же уровне, на котором она возникла (А. Эйнштейн).
один Закон:
В любой организации действует Закон Питера, который гласит: если кто-то хорошо выполняет свою работу, ему поручают более сложную задачу. Если он с ней хорошо справляется, то получает повышение по службе. И так далее, пока не получит место, превосходящее его возможности. Там он будет оставаться бесконечно.
Все так сложно в управлении людьми
Все проблемы, потому что есть отношения. Нет людей – нет проблем!
Но люди есть, а значит, мы с вами каждый день заняты попытками управлять другими, что практически невозможно, согласно оговоренными нами выше принципам, а значит это - ……………………. мартышкин труд.
Не очень благозвучное название, предлагаю заменить его на другой вариант «monkey business».
Как человек попадает в организацию?
Принимают на работу.
Принимая на работу………заключают договор, изучают инструкцию, знакомят с функциональными обязанностями.
РАССТАВЛЯЮ ОБЕЗЬЯНОК
Тут и появляются у каждого свои обезьянки (подразумеваемые инструкциями, делегируемые, те которые возникают)
Чтобы обязанности выполнять надо обезьянок …. кормить.
КОРМИМ БАНАНАМИ.
Кормление обезьянок определяет движение к результату.
У обезьянок наблюдается тенденция: карабкаться вверх, к тому, кто может лучше накормить (помните Закон Питера), то есть к ……… директору.
В этом смысле у обезьянок должно быть две характеристики:
Должен быть билет в обратный конец! Должен быть получен отчет о том, что было сделано.
Страховка – она будет накормлена! То, что поручено, должно быть выполнено.
Но это с точки зрения менеджера. А с точки зрения работника?
Если ты мне что-то поручил…. забудь об этом.
Есть несколько способов сделать это.
Откладывание в долгий ящик.
Например: 1 учитель опоздал. С ним не поговорили. Опоздал 2 учитель, 3, потом стали опаздывать студенты на практику.
Значит, обезьянка умерла, а запах распространился и чуют его все.
Устранение обезьянки.
Можно отказаться от дела. НО! Устранить может только тот, кто имеет на это право.
Возврат владельцу
Никогда Ваша проблема не будет моей проблемой, потому что тогда у Вас не
будет проблемы, а я люблю помогать людям, у которых есть проблемы.
Подбиратели обезьянок.
Это очень многим знакомо. Идешь по школе и собираешь чужих обезьянок. ПОДБИРАЮ ОБЕЗЬЯН.
СЦЕНКА «Муж и жена».
1 часть. Жена – учитель, заместитель, руководитель, обвешенная обезьянками приходит домой. А дома муж. Что она делает? Перекладывает обезьянок. Она на него, он на нее.
Подбиратель обезьян становится бутылочным горлышком, перегорают, ограничивают других.
2 часть. Муж играет на гитаре, жена тоже. Каждый раз, когда она хочет играть, он забирает гитару и играет сам. Через некоторое время она даже не берется играть.
Цель заместителя руководителя создать условия, чтобы подчиненные росли от маленькой обезьянки к большой.
Здесь необходимо учитывать типы работников:
№ 1 – докладывают что делают.
№ 2 – спрашивают, что делать. Делают это. Потом докладывают, что сделали.
№ 3 – Ждут, когда им скажут, что надо делать. Сделают. Может быть скажут, что сделали.
№ 4 - Нужно найти, чтобы сказать, что делать. А потом найти, чтобы узнать, сделали или нет.
У меня всегда находятся помощники, наши талантливые молодые учителя. Потенциал многообразия заключается в том, что каждая личность уникальна, и вследствие этого может предложить что-то оригинальное для лицея. Моя глобальная задача в управлении многообразием – создать условия, которые позволят каждому внести свой неповторимый вклад в школу и развиться самому как личности.
В своей воодушевляющей работе со всем многообразием педагогов я придерживаюсь нескольких принципов:
Собирать новации как бабочек и взращивать новое.
Моя задача как заместителя директора по методической работе – быть аккумулятором идей. Но невозможно постоянно придумывать какие-то новые идеи самому. Необходимо отслеживать такие в своем коллективе и пытаться прорастить их.
Создавать сообщество разных.
В школе должны быть разные учителя. Наличие в педагогическом коллективе разумного консерватизма, молодого фанатизма, юношеского максимализма способствует его развитию.
Не отставать от детей.
У детей, особенно старшеклассников, всегда много идей, они с энтузиазмом берутся за понравившееся им дело. Дети учат не фальшивить в отношениях, быть искренними, раскованными.
Не лениться!
При внимательном рассмотрении последствий этой «болезни» в управленческих структурах легко заметить, что она тормозит то, что принято определять как «прогресс».
Ощущать вкус жизни
Мне неинтересен учитель, если он только учитель, мне скучно с учеником, если он только ученик. И, в конце концов, мне не интересна я сама, если я только заместитель директора. Человек должен интересоваться тем, что происходит вокруг. Наблюдать, размышлять, радоваться, огорчаться…
Для эффективной реализации воодушевляющего опыта работы необходимо помнить:
- невозможно требовать от всех полной отдачи и горения на работе;
- нельзя работать со всеми одинаково;
- люди вместе могут совершить то, что не в силах человеку сделать в одиночку;
- ищите учителей-сподвижников: они начнут и поведут за собой остальных;
- учитель успешен, если он видит признание со стороны коллег, администрации, родителей и т.д.
Если следовать этим принципам можно добиться результата – награды……..БОЛЬШОЙ ОБЕЗЬЯНКИ!
Любое управление начинается с людей. В этом смысле одна их главных обязанностей руководителя школы состоит в том, чтобы правильно подобрать сотрудника на соответствующую должность.
Потому что добиться результатов помогают только
ПРАВИЛЬНЫЕ ЛЮДИ НА НУЖНЫХ МЕСТАХ.
Список использованной литературы:
Лесков С. Л. Живая инновация. Мышление XXI века: пособие для старшеклассников/ С. Л. Лесков. – М., Просвещение, 2010.
Вербер Б. Мы, боги! Волшебный остров. М., Гелеос РиполКлассик, 2009.
Столярчук Л. В., директор Международной школы завтрашнего дня, материалы мастер-класса Всероссийского педагогического марафона, апрель 2010.
|
|
|