|
Жорняк Наталья Павловна, учитель методист высшей категории, мбоу сош №1, г. Олекминск, рс (Я). Молодежный клуб как эффективная модель формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней школы
Жорняк Наталья Павловна, учитель - методист высшей категории, МБОУ СОШ №1 , г. Олекминск, РС (Я).
Молодежный клуб как эффективная модель формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней школы
«Youth club as an effective model for the formation of social maturity of the students in the conditions of the evening school»
Zhornyak Natalia Pavlovna, teacher - methodologist of the highest category, average school №1,g.Olekminsk,RS(YAKUTIYA). Аннотация
Положение дел в вечерних школах как открытых образовательных системах и их развитие имеют особое значение в условиях современной модернизации образования. В статье анализируется систематическая работа по формированию социальной зрелости обучающихся в вечерней школе
Ключевые слова: социальная зрелость, ресоциализация ,коррекции.
Abstract
The situation in evening schools as open educational systems and their development are of particular importance in the conditions of modernization of education. The article examines the systematic work on the formation of social maturity of students in evening school
Key words : social maturity, resocialization ,correction.
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы были созданы в качестве образовательных учреждений, нацеленных на обучение работающей молодёжи без отрыва от производства. Методика обучения в вечерних школах исторически сложилась из учета специфики контингента этих образовательных учреждений – взрослых социально и профессионально определившихся людей (обычно рабочих крупных промышленных предприятий). В 1990-е гг. под влиянием глобальных социально-экономических изменений в стране контингент учащихся вечерних школ резко изменился. В новых условиях жизни основной частью контингента обучающихся стали подростки, не определившиеся ни социально, ни профессионально, с явно выраженным негативным опытом обучения, характеризующиеся общей педагогической запущенностью. Взрослую часть контингента вечерних школ составили учащиеся со значительным перерывом в учебной деятельности, характеризующиеся утратой мотивов учения и навыков учебной работы.
Контингент современных вечерних школ насчитывает более полумиллиона учеников разного возраста, большинство из которых находится в трудной жизненной ситуации. Роль вечерних школ особенно велика, учитывая обострение таких социальных проблем, как сиротство, беспризорность, подростковые правонарушения, ранняя беременность и пр. В указанных сложных социально-экономических условиях жизни важнейшей целью вечерней школы становится осуществление педагогической поддержки и подготовки учащегося к осуществлению различных социальных ролей, а также развитие у него способности к изменению себя и своего бытия. В связи с этим актуализируется необходимость воспитания ответственных, способных работать в проблемных ситуациях, социально зрелых граждан.
Необходимость формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней (сменной) школы актуализируют также региональные потребности Олекминского района Республики Саха (Якутии). Инфраструктура Олекминского района переживает бурное развитие, связанное с реализацией крупного федерального проекта – строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», позволяющей России выйти на нефтяные рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона и мега-проектом - строительства газопровода . Данные проекты нуждаются в значительном количестве новых и грамотных рабочих рук. Исходя из вышеизложенного, приоритетным направлением работы системы образования Олекминского района является обеспечение оптимальных условий для социализации молодежи. Учреждения вечернего (сменного) образования имеют свою специфику в рамках территориальных образовательных систем и выступают своеобразным показателем результативности данных систем в виду особенностей их функций. Организованные в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. данные учебные заведения предназначались для получения среднего образования рано повзрослевшими детьми войны и первоначально имели статус «школ рабочей молодежи». На современном этапе вечерние школы комплектуются, в основном, из подростков, обучающихся в дневных школах и находящихся в ситуации жизненных или учебных неудач. При этом достаточно большое количество среди обучающихся составляют совершеннолетние учащиеся, которые по разнообразным причинам допустили перерыв в образовании. Положение дел в вечерних школах как открытых образовательных системах и их развитие имеют особое значение в условиях современной модернизации образования.
Вечерняя школа – это образовательное учреждение, обеспечивающее молодежи и взрослым получение среднего образования без разрыва связи с трудовой деятельностью. Основными особенностями вечерней школы по сравнению с массовой общеобразовательной школой являются ее ресоциализирующая функция, параллелизм образования, построение индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося.
Состав учебного контингента вечерней школы разнообразен и включает категории граждан, начиная от социально нормативных молодых людей, не имевших возможности закончить свое образование по ряду уважительных причин, заканчивая социально неблагополучными подростками с отклоняющимся поведением. При этом в вечерней школе одновременно обучаются как учащиеся с высоким уровнем мотивации учения, так и абсолютно немотивированные ученики. В связи с этим необходимо отметить, что ведущей целью для вечерней школы выступает осуществление социальной реабилитации личности посредством образования. Поэтому в процессе выполнения данной цели вечерняя школа осуществляет взаимодействия с рядом учреждений и специалистов, среди которых: социальные педагоги, социальные психологи, работники правоохранительных органов и миграционных служб. Иначе говоря, вечерняя школа вместе с иными социальными организациями выполняет функцию ресоциализации незащищенных групп населения.
Изучив основные пути формирования контингента учащихся вечерних школ, можно отметить, что учащиеся вечерней школы составляют собой четыре основных группы: педагогически запущенные «трудные» подростки; учащиеся, прервавшие свое образование по уважительным причинам (семейные обстоятельства, материальная необходимость и пр.); «неудобные» массовой общеобразовательной школе подростки (неординарные, стремящиеся к самостоятельности и пр.) и мигранты. В связи с разнообразием контингента коллектив вечерней школы должен учитывать психолого-педагогическую характеристику каждой из указанных групп, поскольку именно учет индивидуальных особенностей учащихся позволит составить индивидуальный маршрут обучения. В связи с этим актуализируется разработка и апробация модели формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней школы.
Опытно-экспериментальное исследование эффективности модели формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней школы проходило на базе Муниципального образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Олекминского района Республики Саха (Якутия). Модель формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней школы, апробированная в рамках опытно-экспериментальной работы, содержала цель, условия, принципы, результат, критерии эффективности. Компонентами модели формирования социальной зрелости учащихся в условиях вечерней (сменной) школы Олекминского района стали: социально-правовая служба «Я – гражданин», социально-психологическая служба «Контакт», молодежный клуб «NEXTUS», центр профориентации «Вектор». Социально-психологическая служба «Контакт»
Основная цель: обеспечивать психолого-педагогическую помощь учащимся, способствовать коррекции дезадаптации и постепенной социализации.
Задачи:
1. Диагностика группы риска по различным комплексным методикам и направлениям.
2. Снятие психоэмоционального напряжения, агрессии, тревожности, враждебности, чувства вины и отторжения.
3. Прогнозирование негативного поведения, корректировка прогнозов, помощь бывшим заключенным, построение индивидуальных социально-психологических маршрутов по социализации личности.
4. Тренинги и деловые игры по сглаживанию конфликтных ситуаций, умению строить отношения социуме.
Реализуются программы: «Подросток», «Психология здоровья».
Молодежный клуб «NEXTUS»
Основная цель: формировать социально-нормативный стиль жизни учащихся с доминированием здорового образа жизни.
Молодежный клуб «NEXTUS» призван решать одну из серьезнейших проблем современной молодежи – неприкаянность и ненужность обществу. Холодные теоретические разработанные стандарты не способствуют социализации. Рынок труда диктует свои условия, и существует гигантский разрыв между защищенной и педагогически оправданной жизнью детей в школе и их полной брошенностью после нее. Расслоение населения порождает нервозность, злобу, зависть. Для подростков, оказавшихся в вечерней школе, важно научиться двигаться к поставленной цели, они заинтересованы получить параллельно с учебой одну или несколько рыночно значимых профессий и возможность заработать какие-либо деньги, поскольку большинство из них находятся в крайне бедственном материальном положении.
Молодежный клуб «NEXTUS» создан, исходя из пожеланий самих учащихся, в нем ребята собираются, общаются, обсуждают и решают общие проблемы. Одно из направлений клуба – адаптация к взрослой самостоятельной жизни. Для этого проводятся встречи со специалистами социальных служб, врачами, юристами, поварами и прочими профессионалами, которые информируют о том, как быстро и качественно приготовить обед, как уберечься от мошенников и шарлатанов, как выбрать в магазине качественную одежду, как создать собственный имидж и т.п.
Социально-правовая служба «Я – гражданин»
Основная цель: формировать у учащихся основы правовых знаний, а также установки на активную гражданскую позицию. Социально-правовая служба «Я – гражданин» осуществляет помощь в оформлении пенсии несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляет любые юридические консультации учащимся, осуществляет контроль над предоставлением льгот детям-инвалидам, обеспечивает профилактику правонарушений, преступности, безнадзорности и аддиктивного поведения, обеспечивает социальное партнерство, участвует в судебных процессах, оказывает помощь в юридическом оформлении трудовых взаимоотношений, проводит встречи с юристами, врачами и опекунским отделом по правовым вопросам.
Реализуемая социально-правовой службой «Я – гражданин» программа деятельности актуальна, так как на этапе формирования и развития подростка как личности, осознанная зависимость от социума прочно соединяется с понятиями «права», «ответственность», «закон».
Центр профориентации «Вектор»
Основная цель: обеспечивать учащихся необходимой профориентологической информацией.
Специалисты Центра разрабатывают программы отбора в группы трудового обучения, занимаются индивидуальной и групповой профконсультацией учащихся, предоставляют психологическую поддержку населения. В рамках работы центра профориентации «Вектор» читаются лекции для учащихся по всем аспектам профориентации. Проводятся групповые занятия, тренинги и профориентационные игры для подростков и взрослых.Одним из направлений деятельности Центра является помощь в трудоустройстве молодежи, не имеющей трудовых навыков и профессионального опыта, так как практический опыт самостоятельного трудоустройства помогает молодым людям в дальнейшем успешно конкурировать на рынке труда. Программа временной занятости позволяет школьникам заработать собственные средства и успешно решает такие воспитательные задачи, как развитие самостоятельности, ответственности за результаты своего труда, умение работать в коллективе Под воздействием проведенной формирующей работы у учащихся повысился уровень коммуникативных и организаторских склонностей, снизился уровень социально-коммуникативной неуклюжести, нетерпимости к неопределенности, повышенного стремления к статусному росту, ориентации на избегание неудач, фрустрационной нетолерантности, повысить значимость профессиональных, социальных, общественных, духовных, интеллектуальных ценностей, индекс эмпатийности, уровень лидерских качеств, уровень социальной зрелости . В то же время нужно отметить, что количество курящих учащихся снизилось на мизерное количество, сила пагубной привычки оказалась выше здравого смысла.
Проведенное исследование убедительно доказало выдвинутую в начале исследования гипотезу: Формирование социальной зрелости учащихся вечерней школы, на самом деле, проходит более эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение психолого-педагогической помощи учащимся, коррекции дезадаптации и постепенной социализации.
2. Формирование социально-нормативного стиля жизни учащихся с доминированием здорового образа жизни.
3. Формирование у учащихся основ правовых знаний, а также установки на активную гражданскую позицию.
4. Обеспечение учащихся необходимой профориентологической информацией.
Основным фактором социализации подростков является школа. Роль
школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности учащегося в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность ,командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу, усредняют индивидуальность. В вечерней школе сама атмосфера качественно другая: каждого подростка здесь ждут и радуются ему, никто не принуждает к обучению, не командует, инициатива приветствуется. Нет мероприятий, на которые нужно идти, а есть клуб, где собираются твои сверстники , не ради пустого времяпровождения, а потому что интересно. Недостаток жизненного опыта вынуждает подростков совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, т.е они оказываются в наихудшем положении на рынке труда. Обучающие же вечерней школы знают, что в нам работу ВСТО и газопровод принимают рабочих со средним образованием, это обязательное условие. Перспектива зарабатывать небольшие деньги их не привлекает, поэтому заставлять учиться не приходится. Учащимся вечерней школы зачастую приходится рассчитывать только на себя самого, поскольку почти все из социально-неблагополучных семей. У них уже сформировалась самостоятельность при решении вопроса о дальнейшем получении образования или трудоустройства .Клуб вечерней школы- это своего рода молодежная среда, в которой они советуются, подражают, идентифицируют себя с другими сверстниками. Фактор социализации становится важным на интегративной стадии
социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть
принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни. Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Клуб представляет из себя свой собственный микромир, выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых других институтах социализации .Здесь важно только правильно направлять их, чтобы не было принятия рискованных решений.
Представленная модель формирования социальной зрелости позволила повысить с уровень коммуникативных и организаторских склонностей, снизить уровень социально-коммуникативной неуклюжести, нетерпимости к неопределенности, повышенного стремления к статусному росту, ориентации на избегание неудач, фрустрационной нетолерантности, повысить значимость профессиональных, социальных, общественных, духовных, интеллектуальных ценностей, индекс эмпатийности, уровень лидерских качеств, уровень социальной зрелости.
Формирование социальной зрелости учащихся вечерней школы, на самом деле, проходит более эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение психолого-педагогической помощи учащимся, коррекции дезадаптации и постепенной социализации.
2. Формирование социально-нормативного стиля жизни учащихся с доминированием здорового образа жизни.
3. Формирование у учащихся основ правовых знаний, а также установки на активную гражданскую позицию.
4. Обеспечение учащихся необходимой профориентологической информацией.
.
|
|
|