Главная страница

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №262 Санкт-Петербурга


Скачать 475.49 Kb.
Название Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №262 Санкт-Петербурга
страница 1/3
Дата 12.02.2016
Размер 475.49 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга


  Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Информационные образовательные технологии среди множества других задач призваны решать задачу обеспечения преемственности в образовании, т.е. качественную передачу знаний последовательно от первого этапа обучения в школе к завершающему, начиная от начального образования и заканчивая полным средним. Парадигма непрерывного образования лежит в основе практически всех инновационных технологий.

Появление новых образовательных технологий напрямую связаны с научными достижениями в области педагогики и психологии, кибернетики и электроники, философии и физиологии высшей нервной деятельности , с которыми связано возникновение инновационных образовательных систем.: модульно-развивающая система обучения, программированное обучение, непрерывное обучение, гуманизация обучения.

Сегодня современный ученик живет в мире электронной культуры. Поэтому меняется и роль учителя школы: Сегодня он должен стать координатором информационного потока, направленного на ученика. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически должен быть готов использовать информационные технологии в преподавании . Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

В современной практической педагогике проблема образования и воспитания от года к году становится все более актуальной.

Достижение органической связи между овладением учащимися знаниями, умениями и навыками и формирование у них духовно-ценностных отношений к окружающему миру на основе общечеловеческих ценностей и отечественного исторического и духовного наследия, является парадигмой инновационных технологий воспитывающего обучения. Обращение к истории и культуре собственного народа не должны вызывать противоречий с общечеловеческими ценностями гуманизма. Человеколюбия и терпимости. Как определить долю практических знаний и долю духовности в учебно-воспитательном процессе, как объединить обучение и воспитание , сделав их взаимодополняющими? Вот вопросы, над которыми мы думаем.

Государственная политика в сфере образования направлена на модернизацию содержания образовательных программ, стимулирование педагогов к овладению новыми образовательными технологиями и скорейшему внедрению инноваций в повседневную жизнь. В связи с этим, изменились и требования к характеристикам профессиональной деятельности учителя.

Помимо основных компетенций, для каждого преподавателя насущным становится вопрос создания условий для обеспечения высокого качества образования. На первый план выходят по значимости следующие характеристики:

- показатели использования инновационных технологий в образовательном процессе;

-показатели инновационной деятельности педагога

В нашем педагогическом коллективе работают профессионалы, открытые ко всему новому, способные к освоению новых программ и технологий в образовательном процессе.

Участие в конкурсах инновационных продуктов, проведение открытых уроков и семинаров, педагогические чтения и круглые столы, организация внутрифирменного обучения педагогов – всё это свидетельствует о высоком мастерстве и мобильности наших учителей. Наибольшей популярностью в нашем коллективе пользуется технология критического мышления ( ТРКМ), технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ),метод проектов, технология имитации жизненных ситуаций ( ТИЖС) , проблемное и развивающее обучение, игровые технологии. Технология « дебаты», блочно-модульная технология. Коллектив приступил к изучению технологии обучения в глобальном информационном сообществе ( ТОГИС). Мы не стоим на месте. Использование современной техники в образовательном процессе становится привычным- интерактивные доски, компьютеры, мультимедийные проекторы применяются на все ступенях образования. Движение вперед как условие выживания и развития в условиях усиливающейся конкуренции понимается и принимается всеми педагогами школы. Обучение носит личностно - ориенированный характер, при этом используются индивидуальные, парные и групповые формы работы.

На сегодняшний день педагогами школы используются следующие инновационные образовательные технологии ( данные мониторинга):

- развивающее обучение – эпизодическое использование в 1-11 класса;

-проблемное обучение – эпизодическое использование в 5-11 классах;

- коллективная система обучения, системный подход и использование в сочетании с групповой и индивидуальной работой в 1-11 классах;

-исследовательские методы в обучении – опыт эпизодического введения в 8 классах, регулярное использование в 9-11 классах, контроль реализации через защиту рефератов;

- проектные методы в обучении, системный подход и широкое использование во всех сферах образовательного процесса в 4-11 классах;

-технология 2 дебаты»-эпизодически, в рамках некоторых учебных предметов в 7-11 классах;

-модульное и блочно-модульное обучение – регулярно в рамках некоторых учебных предметов в 5-11 классах;

- технология развития « критического мышления» - эпизодически в рамках отдельных учебных предметов в 8-11 классах;

- игровые методы в обучении – системный подход и широкое использование во всех сферах образовательного процесса в 1-11 классах ;

-информационно-коммуникативные технологии – эпизодическое использование в 1-4 классах, регулярное использование в 5-8 классах, системный подход в 9-11 классах;

-здоровьесберегающие технологии – эпизодическая апробация на уровне индивидуальной работы отдельных педагогов;

- система оценки « портфолио» - эпизодическое использование в 0-11 классах;

-дистанционные методы обучения – эпизодическая апробация в индивидуальной работе отдельных педагогов.

Участие педагогов средней школы в инновационной деятельности


Педагогический коллектив школы ещё в 2008-2009 уч. году приступил к работе над методической темой: «Современные инновационные технологии в системе менеджмента качества образования». Было положено начало знакомству учителей с инновационными педагогическими технологиями. В частности, специалистами НМЦ был проведен выездной методический день, в ходе которого учителя смогли познакомиться с «Инновационными педагогическими технологиями», принять участие в мастер-классах методистов НМЦ.

В рамках педагогического совета «Внедрение современных инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, как один из критериев повышения качества образования» Петрищевой О.В. был дан открытый урок по литературе с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), который получил одобрение коллег. В рамках аттестации Шувалова О.А. дала открытый урок английского языка с использованием технологии критического мышления. В качестве итоговой работы на «Празднике букваря» Кийски Т.В., учитель начальных классов, организовала с учащимися и их родителями работу по созданию и реализации игрового проекта «Азбука». Доброчаева Е.А. в течение учебного года работала с ребятами над внешкольным проектом «Чудный город». Команда была награждена дипломом победителя в номинации «Город-герой Ленинград». Учитель математики Насырова С.П. продемонстрировала открытый урок с учащимися 9-а класса, основываясь на теоретических познаниях своей методической темы: «Использование инновационных методов обучения на уроках математики."
В том же учебном году было проведено 3педагогического совета, посвященные инновационным технологиям:

  1. «Инновационные педагогические технологии»

( проводили методисты районного НМЦ);

  1. «Инновационные формы образования» (выездной педсовет);

  2. «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, как один из критериев повышения качества образования».


В 2008-2009 учебном году в систему работы школы были внедрены следующие образовательные технологии:
Современные образовательные технологии и их результативность:

Проблемное обучение

Развитие общеучебных навыков и умений школьников.

Исследовательские методы обучения

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов на научно-практической конференции.

Проектные методы обучения

Повышение мотивации учащихся к изучаемым предметам.

Технология игрового обучения

Повышение мотивации в обучении, повышение коммуникативных компетенций учащихся.

Обучение в сотрудничестве (командная,

групповая работа)

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей.

Информационно-коммуникационные технологии

Совершенствование методов работы. Создание презентации проектов, исследовательских работ, участие в дистанционных курсах, развитие навыков работы в Интернете.



В том же учебном году была организована и проведена научно-практическая конференция «Организация деятельности учащихся по созданию и реализации проектов.», которая стала традиционной в школе. В ее проведении приняли участие учащиеся 5-11 классов. 28 проектных работ было представлено вниманию компетентного жюри. По итогам научно-практической конференции лучшими были признаны следующие проектные работы:

  1. «Музей в моей жизни» 7 в класс ;

Руководитель проекта –В.М.Повтарь.

  1. «Добро пожаловать в Санкт-Петербург» 8а класс;

Руководитель проекта- Рыбакова М.Л.

  1. «Смольный институт благородных девиц в оценках и воспоминаниях…» 9а класс;

Руководитель проекта - Вагунина С.Б.

  1. «Мир Франкофонии» уч-ся 5-10 кл.;

Руководители проекта – учителя франц.яз.

  1. «Эпоха сталинизма в карикатурах Бориса Ефимова» 11б класс; Руководитель проекта – Бойко Е.Н.

  2. «Возрождение забытых традиций. Красносельские маневры.»

11б класс; Руководители проекта – Кудряшова В.С., Вагунина С.Б., Перфильева Н.Н.

  1. «Подарок близким» уч-ся 6-ых классов;

Руководитель прикладного проекта- Мельникова И.Б.

  1. «Биологические особенности моллюсков и содержание в домашних условиях африканской улитки Ахатины» 9а класс;

Руководитель проекта –Гуреева Н.А.

  1. «Проблемы вирусного иммунодефицита у животных и человека. СПИД»- 9а класс; Руководитель проекта - Гуреева Н.А.

Учащийся 6а класса Агеев Антон был награжден грамотой в номинации «Компьютерный гений» за работу над проектом «Мыши» и «Алфавит».

Всем педагогам, принимавшим участие в научно-практической конференции была объявлена благодарность .

Был проведен районный семинар для учителей французского языка «Повышение мотивации к изучению французского языка через проектную деятельность на уроках и во внеклассной работе». МО учителей французского языка под руководством зам. директора по УР Шетлер Н.А. представило результаты работы над общешкольным проектом «Мир Франкофонии».
В 2009-2010 учебном году для нашей школы главным являлось преодоление отставания педагогического коллектива в деле освоения компьютерной грамотности. Отрадно отметить повышение интереса учителей к информационным технологиям. Тогда была предоставлена возможность всем желающим учителям пройти обучение на курсах при школе. Этой возможностью воспользовались более 14 человек, прошедших курс обучения по теме: «Работа с интерактивной доской.» Думается, что такие мини-курсы (практикумы, тренинги) удобны и полезны, так как их можно будет адаптировать под насущные потребности учителей и классных руководителей и избежать потерь времени на дорогу в обучающие центры, а также избыточной повторной информации, так как уровень компьютерной грамотности в настоящее время разный. Стало меняться профессиональное сознание наших учителей — все чаще они стали выражать недовольство отсутствием доступа в Internet, отсутствием интерактивных досок и мультимедийных комплексов. Это означало, что наш коллектив созрел для внедрения новых ТСО в практику своей повседневной работы. Не остались без внимания и предметные курсы: повысили свою квалификацию на курсах при АППО СПб - 4 ч-ка (Александрова Т.А., Иванцова Л.Ю., Копчук Ю.П., Захарычева В.П. ; при НОУ «Смена» – все учителя, работающие в гимназических классах (34 человека), при УМЦ «ИНФОБ» - ***, при Российском центре музейной педагогики и детского творчества - ***, при районном НМЦ - 3 ч-ка (Барсукова Е.В., Ковалькова Т.О., Кудряшова В.С)

Показателем роста педагогического мастерства является аттестация учителей и администрации. Из числа заявителей подтвердили свою квалификацию — 7 человек, повысили категорию с первой на высшую — 3 педагога, со второй категории на первую -4 педагога, не имели категорийности, но получили ее в этом учебном году- 5 педагогов. В настоящее время 95 % педагогических работников школы имеют категорийность.

В школе существует методический совет. Сложность в организации полноценной работы этого органа связана с тем, что членами этого совета являются только завучи и он, по сути дела, по своему составу стал дублером административного совета. Чтобы методический совет стал действительно органом, способным приблизить педагогическую науку к педагогической практике, необходимо расширить его состав. Целесообразно было бы ввести в состав совета председателей ШМО и проводить заседания один раз в месяц под руководством директора или одного из завучей для более успешной координации работы внутри школы, быстрого обмена информацией, формирования межпредметных творческих групп. Одной из проблем, тормозящей развитие коллектива являлось отсутствие налаженной системы по обмену опытом. Педагогические находки становилисья достоянием узкого круга лиц — членов отдельного ШМО, участников открытого мероприятия. Не использовалась возможность публикации методических разработок в различных изданиях, не всегда наработки наших учителей известны в профессиональном сообществе

Многое изменилось затри года.

Коллектив школы в 2011-2012 году принял участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». Учителя- предметники применяют в работе современные информационные технологии: эффективно используют цифровые предметно- методические материалы, предоставленные в рамках Общероссийского проекта. Каждый учитель получил сертификат, удостоверяющий его участие в проекте.

С целью выявления способности педагогов к саморазвитию нами была проведена диагностика применения современных педагогических технологий. В результате обработки выявились педагоги, которые в большей степени владеют следующими современными технологиями образования:

- по организационным технологиям: классно-урочные, индивидуальные, групповые, дифференцированного обучения, коллективного способа обучения;

- по типу управления познавательной деятельности: обучение по книге, система малых групп, обучение с помощью ТСО, ИКТ и др.;

- по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративные, развивающего обучения, диалогические, информационные, игровые.

Осуществление целей образовательных программ основной и средней школы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

- информационные технологии: классно-урочная система, технологии мультимедиа, индивидуальные консультации, тьюторские группы, лекционно-семинарская система (10-11 кл.);

- технологии на основе рефлексивной деятельности учащихся: педагогические мастерские;

- диалоговые технологии: диспут, дискуссия и дебаты (10-11 кл.);

- игровое моделирование: дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава, технология программированного обучения, проектной деятельности, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, модульного обучения (10-11 кл.);

- технологии компетентностно-ориентированного образования: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Перечень публикаций учителей

МО учителей истории, обществознания, краеведения.

  1. Бриченко Л.В. Использование рейтинговой накопительной системы с целью активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Рейтинговая накопительная система оценки образовательных результатов: проблемы и перспективы развития (материалы 1-ой городской научно-практической конференции). – СПб., 2011, с.116-118.

  2. Бриченко Л.В., Вагунина С.Б., Шетлер Н.А., Маркушева С.П. Модель организации совместной проектной деятельности педагогов и школьников в профильной школе // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности (материалы международной научно-практической конференции, СПб., 2011) с. 370-377.

Internet-публикации

  1. Шевцова С.А., Презентация «Петр Первый», 2012, web-адрес: http://nsportal.ru/node/233904

  2. Шевцова С.А., Методическая разработка «Итоги царствования Ивана Грозного», 2012, web-адрес: http://nsportal.ru/node/251303

  3. Шевцова С.А., Учебно-методический материал «Основы православной культуры», 2011, web-адрес: http://nsportal.ru/node/70263

  4. Бойко Е.Н. Методическая разработка «Олимпийские игры в Древней Греции» 2012 г, web-адрес:

http://nsportal.ru/user

  1. Кудряшова В.С. Учебно-методический материал «Проектная деятельность на уроках истории» 2011 г.

Web-адрес: http://nsportal.ru/node/ 84263


МО учителей русского языка и литературы.

  1. СМИ «Завуч.инфо» Урок «Типы речи» Исакова И.О.

  2. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции. Статья «Модель организации совместной проектной деятельности учащихся и педагогов в профильной школе» СПб.: Экспресс, 2011.-432 с. Вагунина С.Б.

  3. СМИ «Завуч.инфо» Интегрированный урок русского языка и геометрии «Без слов и грамматики не учат математике» Вагунина С.Б.

  4. Социальная сеть работников образования Web- адрес публикации: http: //nsportal.ru/node/294308 «Урок- игра по русскому языку» (презентация) Вагунина С.Б.

  5. СМИ «НУМИ» «Поэтические этюды о каменном городе» (презентация) Клюшкина М.П.

  6. Социальная сеть работников образования.Web-адрес публикации: htt://nsportal.ru/node/230478 «Формирование УУД учащихся начальных классов - требование времени» Курушкина Л.А.


МО учителей иностранного языка
1. Шетлер Н. А. «Модель организации совместной проектной деятельности учащихся и педагогов в профильной школе», сборник «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности». РГПУ им А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2011 год.

2. Шетлер Н. А. Рабочая программа. Проект по французскому языку «Франция - Россия в годы второй мировой войны». Публикация в электронном СМИ. web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/158960

МО учителей математики
- Короткова С. М. Книга «Инновационные процессы в школьном образовании», работа «Арифметическая и геометрическая прогрессия. Решение задач с экономическими понятиями» ( Авторский коллектив при унив. Им. Герцена; Издат. РГПУ им. Герцена); разработка урока на сайте педагогического сообщества Е. Пашковой педсовет.ру . Урок геометрии: «Четырехугольники 8 класс»

- Антонова Л. А. Статья в сборнике «Стратегии и практики духовно нравственного воспитания» статья: «Проблемы духовного и нравственного воспитания» (по итогам городской конференции)

- Левчук И. В. Методическое пособие «Когнитивная технология обучения учащихся, проявляющих слабый интерес к изучению предмета» на страницах СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО»,методическая разработка урока на тему «Числовые выражения» nsportal.ru/node/218716,статья «Внеклассная работа как средство повышения интереса к предмету» nsportal.ru/node/225582,презентация «Решение задач с помощью уравнений» nsportal.ru/node/147983, презентация «Информационно- коммуникативная компетентность учителя» nsportal.ru/node/224223

МО учителей естественнонаучного цикла

  • Гуреева Н.А. на сайте 1 сентября: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» опубликовано внеклассное мероприятие «Домашние питомцы на пьедестале» от 21.05.2012 г.

  • Захарычева В.П. опубликовала разработку урока «Восточная Африка» на сайте завуч.инфо

  • Захарычева В.П. опубликовала разработку урока «Страны Апеннинского полуострова» на сайте завуч.инфо

  • Захарычева В.П. опубликовала электронное портфолио в социальной сети nsportal.ru

  • Захарычева В.П. создала в социальной сети nsportal.ru свой сайт.

  • Захарычева В.П. создала свою личную страничку на сайте narod.ru

  • Потехина С.В. создала в социальной сети nsportal.ru свой сайт: http://nsportal.ru/potehina

  • Потехина С.В. разместила в социальной сети nsportal.ru свое электронное портфолио, Web-адрес потрфолио: http://nsportal.ru/potehina

  • Потехина С.В. опубликовала в социальной сети nsportal.ru учебно-методический материал «Плотность вещества», Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/71283

  • Потехина С.В. опубликовала в социальной сети nsportal.ru творческую работу учащегося 11а класса Григорьева Н. «Происхождение Вселенной», Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/71262

  • Потехина С.В. опубликовала в социальной сети nsportal.ru творческую работу учащихся 8а класса Берловой В., Солохиной Е., Тереховой М. «Кристаллы. Все о них», Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/163583

МО учителей начальных классов

Чувакорзина В.А. сборник «Инновационная деятельность начальных классов Красносельского р-на в рамках подготовки к введению ФГОС» С-Пб. 2012 Тема «Успешная деятельность – это путь собственных открытий»

Цветкова Г.А. ресурсный центр гимназия №2. Тема «Электронные материалы, направленные на включение элементов интерактивности на уроках литературного чтения»
  1   2   3