Главная страница

Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательном процессе


Скачать 82.26 Kb.
Название Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательном процессе
Дата 11.03.2016
Размер 82.26 Kb.
Тип Задача

Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательном процессе
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Это не только новые технические средства, но и инновационные формы и методы преподавания, современный подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Современные дети проводят большое количество времени, играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии во многом облегчают работу учителя в подготовке и поиске материала к уроку.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Интернет-ресурсы, являясь основным источником информации для современного ученика, являются огромным фондом для учителя

Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе являются:

повышение мотивации к изучению языка;

развитие речевой компетенции;

увеличение объема лингвистических знаний;

развитие способности и готовности к самостоятельному изучению языка.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания.

Какова же здесь роль учителя иностранного языка?

– Он должен способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.

– Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.

– Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.

– Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов).

Наиболее эффективными формами работы с ИКТ является презентации в Power Point и использование электронных учебников. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы: Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, анимации («Seasons and Weather», “My family”). При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Можно выделить следующие особенности данной технологии

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности урока.

Установление межпредметных связей с другими предметами.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения. Очень важно обучающимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация - это готовый методический материал для урока.

Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как "Праздники", "Животные", "Времена года", "Семья". Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики, стимулирует их творческую активность и самостоятельность, а также развивает навыки работы с информацией (поиск, обработка, оформление и др.)
Методические рекомендации к презентации.
Образование множественного числа существительных

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/02.jpg

Слайд 1. В далёкой, далёкой волшебной стране жил один-единственный медведь – a bear. Ему одному было очень скучно. У него была одна лишь игрушка – кубик “a”. С этой игрушкой он и играл.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/03.jpg

Слайд 2. Правда, в соседнем лесу жило ещё одно одинокое существо – это комарик, которого звали - /s/-/z/. Наш bear не хотел с ним играть и дружить – больно мал комар для него.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/04.jpg

Слайд 3. Правительница волшебной страны узнала про это и строго сказала: “Не зазнавайся, не смотри, что ты большой, а комар мал. Мал, да удал! Я наделю комарика волшебной силой, и как только ты с ним подружишься и разрешишь находиться рядом с тобой – произойдёт волшебство. А какое? – Ты узнаешь”.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/05.jpg https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/06.jpg

Слайды 4-5. Вскоре медведь (a bear) пригласил к себе комарика и тот радостно зазвенел /s-z/, подлетел к медведю. И тотчас медведей стало двое – bears. И медведям стал не нужен кубик “а”. Ведь их стало много – теперь они могут играть друг с другом.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/07.jpg

Слайд 6. А кубик понадобился другим одиноким животным. Когда другие одинокие животные приглашали комарика, их тоже становилось много. A dog – dogs.Походу, учитель рассказывает о правилах чтения окончаний -s или -es. После звонких согласных и гласных окончание -s произносится как [z](Для более эмоционального восприятия можно добавить звуки музыки или жужжание комарика и звуки, которые издают животные).

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/08.jpg

Слайд 7. A cat - cats. После глухих согласных окончание -s произносится как [s].

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/09.jpg

Слайд 8. A fox - foxes. После -sh, ch, x, s, ss- окончание -es произносится как [?z]

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/10.jpg

Слайд 9. A butterfly - butterflies. Если слово, оканчивается в единственном числе на – y с предшествующей согласной, то множественное число образуют путем прибавления окончания – es, причем – y меняется на – i.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/11.jpg

Слайд 10. A wolf - wolves. Если слово, оканчиваюется на – f или – fe, при образовании множественного числа – f или – fe, меняются на – ves.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/12.jpg

Слайд 11. A fish-fish. Есть такие существительные, которые одинаково употребляются и в единственном и во множественном числах.Они являются исключением из правил.

https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/13.jpg

Cлайд 12. A sheep - sheep. Исключение.
https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/16.jpg https://festival.1september.ru/articles/633716/presentation/17.jpg

Слайды 13-14. На этапе систематизации изученного материала можно поиграть в “Волшебный сундучок” (см.слайды).
Использование на уроках английского языка компьютерных презентаций позволяет сделать обучение грамматике более эффективным, вносит в урок новизну, повышает интерес учащихся, увеличивает эффективность процесса усвоения грамматического материала. Изучаемые правила, оформленные в виде слайдов, являются хорошей наглядностью. Визуализация грамматических правил ведет к лучшему их усвоению.

При объяснении нового грамматического материала в качестве сопровождения слайдов используется двуязычная грамматическая сказка, которая также помогает сделать процесс обучения учащихся 2-5 классов интересным, привлекательным и понятным.

.